Особенности искусства Древней Греции.
Произведения греческого искусства поражали последующие поколения реализмом и гармоническим совершенством, героикой жизнеутверждения и уважением к достоинству человека. Не случайно Софокл, великий творец трагедий, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Общественный характер искусства. Наиболее значительные постройки, а также произведения монументальной скульптуры и живописи принадлежали общине, а позже городу- государству. Вплоть до 4 в. до н. э. в частном пользовании отдельных граждан находились лишь небольшие статуэтки и произведения прикладного искусства (вазы и т. п.).
Воспитательная функция искусства. Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Но греческая религия не знала ни касты жрецов, ни вероисповедной догматики, которая накладывала свою печать на искусство Египта и Двуречья. Греки почитали память своих предков-героев, наделяя их всеми чертами возвышенной человечности, почитали определенные места в природе (места подвигов, знаменательных событий в жизни). Культ мест и героев имел государственное значение. Он утверждал высокое представление о человеке, о жизни родной общины родного полиса. Каждая община в Греции имела своего бога-покровителя, олицетворяющего органическое единство ее членов. Религиозные верования греков имели общие истоки с народной мифологией, сложившейся еще в конце доклассового общества. Они воплощали в наивно-фантастических и художественно-наглядных образах всю сумму представлений греков о действительности. В чрезвычайно разнообразных мифах древних греков содержались зачатки науки, философии, а не только религии. Маркс подчеркивал, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».
Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — очеловечение ее образов. В образах Аполлона (Бога солнца), Афины (покровительницы ремесел и земледелия) и других богов и героев греки воплощали свое представление о совершенных качествах человека, о господстве разума, закона, гармонии, порядка, как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, звериное начало. Греческие храмы постоянно украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человеческого коллектива, например, победоносной борьбы людей – греков, руководимых Аполлоном, с безобразными кентаврами (согласно мифам, кентавры — полулюди, полукони), которые воплощали темные стихийные силы природы.
Поэтическая сила мифологических образов способствовала утверждению реализма в греческом искусстве.
Философские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и искусство Древней Греции, непосредственно или через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества: «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом,— писал Ф. Энгельс,— не было бы и современной Европы».
Периодизация истории Древней Греции:
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1142;