Лев изрыгающий кровь.
Гладкий фон рельефов многоречив. Он как бы передает суровый дух пустыни, где, пронзенная стрелами, издает свой последний предсмертный рев львица. Смелость и простота приемов раскрывают напряженность чувства.
В 612 г. до н. э., завоеванная Вавилоном и Мидией, Ассирия пала. Однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.
Нововавилонское искусство
Архитектура.
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2 тыс. до н. э., вступила в период нового подъема в конце 7 в. до н. э., после того как в союзе с Мидией сокрушила Ассирийскую державу. Город Вавилон, ставший крупным торговым центром, приобрел блеск и размах, застраивался великолепными дворцами и храмами.
Зодчество, выступавшее в тесном содружестве с декоративными ремеслами,— ведущий вид искусства Нововавилонского царства. Особых масштабов строительство Вавилона и других городов достигло при Навуходоносоре II (605—562 гг. до н. э.). Вавилон превратился в это время в торжественный и праздничный единый ансамбль, подчиненный четкому градостроительному замыслу. Город представлял собой в плане правильный прямоугольник площадью около 10 кв. км, обнесенный рядом мощных крепостных стен с восемью воротами, носившими имена главных богов.
«Ворота богини Иштар»были самыми торжественными из них были двойные Открывающие въезд в город, они виднелись издалека, выступая в виде высоких зубчатых башен с арочными проходами, поражающими взор густой синевой облицовывающих их изразцов, на фоне которых ярко выделялись ряды ритмично чередующихся белых и желтых грифонов.
Священная дорога процессий - начиналась от «ворот Иштар» священная дорога процессий, выложенная белыми и красными плитками известняка и брекчии. Жорога вела к главному храму Вавилона.
Эсагиле – главный храм Вавилона, посвященному богу Мардуку.
Этеменанки (знаменитая Вавилонская башня), огромный девяностометровый зиккурат рядом с главным храмом Вавилона. Семь его уступов, окрашенных в разные цвета, увенчивались святилищем, облицованным синими глазурованными плитками, украшенным золотыми рогами.
Дворцы с «висячими садами» Навуходоносора II создавали красочное, яркое впечатление с их многоцветностью, узорчатостью, сказочной красотой расположенных на сводчатых террасах.
Расцвет вавилонского искусства длился сравнительно недолго. В 538 г. Вавилон был завоеван и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, вобравшему в свою культуру достижения многих народов.
ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит), материковой Греции (города Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (город Троя).
Расцвет этой древней культуры приходится на 2 тыс. до н. э. Эгейцы принадлежали к тому же племени, что и хетты, создатели могущественного государства в Малой Азии. В 3 тыс. до н. э. эта территория была заселена пеласгами, позже — греками-ахейцами.
ТРОЯ
Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс.
Клад Приама (так называемый), замурованный в крепостной стене — многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства.
КРИТ
В 3-2 тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит — богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в начале 2 тыс. до н. э. на развалинах общинно-родового строя сложилось первое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались цветущие города: Кносс, Фест и др. Критская держава в этот период достигла могущества на море. Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства. И здесь, по-видимому, религия играла важную роль, но она была ближе к природе и не сковывала мировоззрения критян в той мере, как это было в странах Древнего Востока.
Архитектура.
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы.
Кносский дворец - выделялся своими масштабами (площадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.)
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий; (главное строительство относится к 16 в. до н. э.), и хотя после ряда катастроф сохранились в основном фундамент и кладка первого этажа, он производит грандиозное впечатление. В центре его находился обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами и пандусами. Многие из них были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев (ил. 19), декоративные стенные росписи сообщали им живописный характер.
В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства.
Кносский дворец. План
Живопись
Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворца. Здесь изображалась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: торжественные процессии, ритуальные танцы полуобнаженных стройных женщин и юношей, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди водорослей.
«Дамы в голубом» (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей) –росписи в помещении царицы встречаются изображения нарядных женщин, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующих. Они в открытых, узорчатых платьях, их пышные прически украшены жемчугом.
«Парижанка», так называемая, - живым и задорным дан образ молодой девушки в профиль, с огромным сверкающим черным глазом .
Акробаты, прыгающие через быка (16 в. до н. э., Гераклейон, Музей), Свободно переданы стремительные движения юношей. Бык принадлежал к наиболее почитаемым животным на Крите. Изображение быка встречается и в критской скульптуре.
В росписях преобладали яркие и светлые краски. Декоративность соединяется в них со свежестью восприятия мира. Однако общий характер критской живописи не выходит за границы древневосточной торжественности и зрелищности, сохраняя свойственную Древнему Востоку плоскостность и узорчатость.
Скульптура
Мелкая пластика Крита, так же как и живопись, носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, статуэтки изящных женщин со змеями в руках из цветного фаянса и слоновой кости, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.
Художественное ремесло
Вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Гераклейон, Музей) -тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков.
Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок:
Ваза с тюльпаном из Филакопи (середина 2 тысячелетия до н. э., Афины, Национальный музей) -с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней.
В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины.
Ваза из Гурнии (середина 2 тысячелетия до н. э., Гераклейон, Музей) (ил. 19) - относится к лучшим образцам. Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, плавные закругленные контуры приведены в соответствие с очертаниями изображенного на ней осьминога.
Золотые кубки из Вафио (середина 2 тысячелетия до н. э., Афины, Национальный музей) -в нихсовершенства достигли мастера обработки металлов, выполнившие в технике чеканки полные движения и страсти сцены борьбы с быками.
ТИРИНФ. МИКЕНЫ
Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 16-12 вв. до н. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с басилевсами — вождями.
Архитектура и скульптура.
Культура материковой Греции отличается от критской большей суровостью и мощью.
Циклопические крепости. Ярко выраженный крепостной характер получила дворцовая архитектура. На крутых высоких холмах, из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены города. Толщина; стен доходила до 10 м., высота — до 18—20 м. Такие стены были названы древними греками циклопическими, казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями.
Акрополь (укрепленный холм) в Тиринфе дает цельную картину планировки такого дворца. В отличие от критского дворца-лабиринта в тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр Акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посредине — так называемый мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа храмовой постройки греческой архитектуры. В частности, так называемый «храм в антах» с двухколонным портиком непосредственно восходит к мегарону.
Особое внимание в микенской архитектуре было уделено укреплению ворот.
«Львиные ворота» (ил. 18) - центральные ворота крепости Микен представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Они сложены из двух колоссальных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, над которой в кладке оставлено отверстие, закрытое более легкой по весу плитой со скульптурным рельефом: две львицы стоят по бокам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, так называемую «геральдическую» композицию.
Живопись.
Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику дворца. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезает свобода и непринужденность движений.
Фреска из Тиринфа «Выезд охотниц» (14 в. до и. э., Афины, Национальный музей) -композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым.
Художественное ремесло.
Гомер называл Микены златообильными. Действительно, в микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра: кубков, ваз, чаш, бронзовых мечей с рукоятками из слоновой кости, кинжалов с инкрустациями. Их характер близок к критским, но в них можно видеть и восточные влияния.
В период Троянской войны (начало 12 в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Наследие Эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественных ценностей, которые Греция и Рим передали современной Европе.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1700;