ИСКУССТВО ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. В плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры. На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н. э.) здесь создавались, возвышались, гибли под натиском врагов и снова набирали силу такие ранние рабовладельческие государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие. Каждое из этих государств внесло свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом. В кратких рамках учебника невозможно проследить путь искусства всех народов, населявших территорию Передней Азии в эпоху древности. Поэтому здесь рассматриваются лишь наиболее важные этапы развития художественной жизни таких ведущих государств Двуречья, как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон.
Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, входившие в состав Шумера, Вавилона, Ассирии и других государств, благодаря географическому расположению находились в соприкосновении, как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром. Именно поэтому целый ряд художественных открытий древности стал достоянием многих стран.
Разноплеменная культура Передней Азии вместе с тем не была однородной. Сменявшие друг друга народы, несшие с собой новые веяния, зачастую безжалостно уничтожали то, что было создано их предшественниками. И, тем не менее, в своем развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого.
В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь также играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. В государствах Двуречья важная роль принадлежала круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, ювелирному искусству. Создавались и настенные росписи. Но многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского.
Иные природные условия определили особенности архитектуры Двуречья. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству изменее долговечного материала— сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурной формы с ее простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, но и иное осмысление орнаментации. Введение вертикального членения плоскостей стен нишами и выступами, применение звучных цветовых акцентов способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа.
В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Но статуи божеств и правителей разнообразны по пластическим решениям, отмечены печатью значительности, рельефах Двуречья также рождаются и новые темы, связанные с рассказом о победоносных войнах, деяниях правителей. Наряду с рельефом и круглой пластикой распространение получает глиптика — резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен) В этом виде искусства народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочные строительные материалы, способствовали их разрушению. Однако до нас дошел целый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4—3 тыс. до н. э. в древнейших государствах Двуречья — Шумерийском и Аккадском, позволяющих судить об основных особенностях искусства Передней Азии. Древние Шумер и Аккад, исторические судьбы которых тесно переплелись друг с другом, как бы заложили первый мощный фундамент культуры Двуречья. Именно здесь возникла письменность, сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло.
Шумер и Аккад
Архитектура.
Остатки храмов этих древних государств восходят к концу 4 — началу 3 тыс. до н. э. Они свидетельствуют о том, что па протяжении этого времени складывается архитектурная традиция, претерпевающая ряд постепенных преобразований, но неизменная в своих основах.
Древнейшие шумерийские города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных почитаемым шумерийцами богам светил, плодородия, ветра и составлявшими центральную часть поселений, их основную веху.
Белый храм в Уруке (конец 4 тыс. до н. э.) -однин из самых ранних образов подобного храма. Вознесенное на высокую насыпную платформу строгое прямоугольное святилище, расчлененное нишами, лишенное украшений, соединялось с землей идущими с двух сторон длинными боковыми лестницами, а также пандусами и имело открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества.
В 3 тыс. до н. э. возник более разработанный в архитектурном отношении тип храма — зиккурат, постепенно приобретший значение главного культового сооружения и доминировавший над возведенным рядом нижним храмом.
Зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец 3 тыс. до н. э.) -лучше всего сохранился . Как и более ранние храмы, расположенные на возвышенности, он напоминал гору. Три его мощные, сужающиеся кверху террасы, ведущие к венчающему сооружение небольшому святилищу, соединялись тремя прямыми гигантскими лестницами, отчетливо выявляющими его структуру, и были окрашены в разные цвета — нижняя в черный (битум), средняя в белый (известняк) и верхняя в красный (обожженный кирпич). Таким образом, природные формы в этом сооружении претворялись в стройную художественную систему, а единение земных и небесных миров, выраженное и в форме египетской пирамиды, воплотилось в символ торжественного восхождения к вершине. Близкий своими четкими геометрическими гранями к ступенчатым пирамидам, зиккурат более материален, подчинен ритмам горизонтальных членений.
«Дворец А» в Кише (так называемый) - суровым духом проникнуты и дворцы правителей Шумера, которые начали возводить с середины 3 тыс. до н. э. Воспроизводящие в своем плане тип светского жилого дома с рядом помещений, сгруппированных вокруг двора, они вместе с тем окружались крепостными стенами, возвышались над городом и имели выходящую во двор для собраний парадную лестницу, на вершине которой царь, подобно божеству, появлялся перед народом. В западной части дворца находился зал с четырьмя колоннами в центре. Внутри дворцы имели росписи, украшались перламутровой инкрустацией. Типы архитектурных форм были закреплены на многие века.
Скульптура.
Скульптура и рельефы Двуречья подчас кажутся грубыми и тяжеловесными сравнительно с египетскими, вместе с тем они поражают огромной внутренней силой. Художественный стиль скульптурных изображений в разрозненных городах-государствах при отсутствии единого пантеона, единой мифологической системы кристаллизуется здесь более медленно.
Глиптика. Излюбленная тема рельефов глиптики (печатей-амулетов) древнего Шумера — изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика, красоты движений. Он служил источником многочисленных и по-разному решенных композиций шумерийской глиптики. В начале 3 тыс. до н. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тыс. встречаются фантастические сюжеты.
Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий искусство подчинялось новым задачам, служило аллегорическому прославлению власти правителя, божества.
Рельеф, помещенный над входом храма в Убайде (сер. 3 тыс. до н. э.), центральная фигура которого — львиноголовый орел, когтящий двух оленей, открыл собой целый ряд геральдических изображений со строго симметричной композицией, повторяющихся во многих памятниках Передней Азии.
Наряду с иносказанием в рельефе и круглой пластике появились повествовательные изображения, прославляющие власть правителя.
«Стела коршунов» (ок. 2500 г. до н. э., Париж, Лувр) — триумфальная стела, названная, повествующая о победе правителя города Лагаша — Эанатума над соседним городом Уммой. Это один из самых значительных памятников подобного рода. Все здесь подчинено единой задаче, показать победоносную силу войска. На одной из сторон стелы — бог Нингирсу — покровитель города Лагаша, держащий в руках палицу и сеть с барахтающимися в ней врагами, на другой — тесно сомкнутая шеренга страшных в своем единообразии, уподобленных в своем ритме орнаменту, грубых и диких воинов, готовых задавить, смести все на своем пути. Они — воплощение грозной силы, абсолютного повиновения.
Глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц,поставленные в храмах, возносящих молитвы, показывают, что в середине 3 тыс. до н. э. в скульптуре уже существовала значительная образная дифференциация. Стилистически скульптура разделяется на северную и южную группы. Для северной характерны более вытянутые пропорции, утрирование черт лица. Наивные и несложные образы, воплощенные в небольших статуэтках молящихся, отмечены печатью духовного подъема, светлого и чистого порыва. Утрированные огромные расписные или инкрустированные глаза, своей лазурной синевой соперничающие с небом, сообщают шумерийским статуям черты эмоциональности.
Еще в большей мере печать духовной значительности отмечает выполненные для храмов мраморные головы богинь.
Голова богини из Урука (нач. 3 тыс. до н. э., Багдад, Иракский музей). Мягкая моделировка мрамора в сочетании с инкрустацией глаз (ныне утраченной) придавала образу значительность.
Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н. э. Вместе с кратковременным возвышением Аккада и первым объединением Двуречья в единое государство, в искусство пришли новые тенденции, проявившие себя в разнообразии композиционных приемов и в выборе тем, в отказе от былого ритмического однообразия в рельефах.
Стела царя Нарам-Суэна (ок. 2300 г. до н. э., Париж, Лувр). Хотя стела посвящена теме победы над племенами луллубеев, она во многом отлична от «Стелы коршунов» мягкостью моделировки тел, большой композиционной свободой, введением в общее повествование элементов пейзажа.
Статуи правителя Гудеа из Лагаша (ил. 15), каменные диоритовые. Традиции аккадского искусства ощущались и после падения аккадской династии в 22 в. до н. э., выразившиеся в подлинной монументальности, пластическом совершенстве.
Художественное ремесло.
Изделия художественного ремесла, созданные в период развития Шумерского государства, весьма многочисленны, а истоки, их питающие, восходят к самым отдаленным эпохам. Шумерские мастера знали чеканку, филигрань, зернь, плавили металлы, изготавливали изделия из золота, меди, серебра.
Погребальный инвентарь из Ура (ок. 2600 г. до н. э.), обнаруженный при раскопках гробниц. Предметы свидетельствуют о необыкновенной высоте развития ремесел. Любовь к сочным красочным сочетаниям, красота синих и красных тонов, соединенных с золотом, характеризуют большинство найденных там предметов.
Навершия резонаторов арфы, выполненные в виде головы быка. Золотые чаши, кубки, кинжал, шлем, ожерелья, венки и подвески инкрустировались ярким лазуритом, сердоликом и перламутром, тонко орнаментировались. Черты, свойственные пластике, сочетаются в предметах шумерского художественного ремесла с той отточенной изысканностью, которая была неведома многим другим видам изобразительного искусства Двуречья.
АССИРИЯ
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти на смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Финикии и Палестины.
Большие изменения, совершавшиеся в искусстве Передней Азии в 1 тыс. до н. э., были связаны с возвышением Ассирии, занимавшей среднее течение Тигра (север современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территории, централизация власти в руках царей, постоянная готовность к походам способствовали сложению искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и военную доблесть. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.
Архитектура.
Военизированный характер государства проявился в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями.
Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в конце 8 в. до н. э., дает представление о размахе архитектурных замыслов того времени. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м), облицованной огромными каменными глыбами. Он делился на три части (парадные, жилые и культовые помещения, группировавшиеся вокруг открытых внутренних дворов). Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот были расположены фигуры крылатых быков — «шеду» с головами людей, с крыльями орлов, словно идущих и стоящих одновременно благодаря дополнению в профильном изображении еще одной, пятой ноги (ил. 16). Порожденные фантазией их создателей, они воплотили могущество сил природы и были призваны охранять царя. Подобные быки или львы помещались у входов почти всех ассирийских дворцов.
Рельефы И РОСПИСи
Помещения двора были украшены многоцветными росписями и рельефами. Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, фризообразные ленты рельефов изображали то легендарного героя Гильгамеша, побеждающего льва, то военные походы царей, прославляя военную тему, физическую силу.
Рельефы двореца Ашшурбанапала (669 — ок. 635 гг. до н. э.) в Ниневии. Наиболее совершенные. Зрелое мастерство проявилось здесь не только в возросшей динамике, в чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в более эмоциональном восприятии жизни. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдания зверей, безжалостно уничтожаемых людьми. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов исполнены подлинного драматизма.
Раненая львица (вторая половина 7 в. до н. э., Лондон, Британский музей, ил. 17).
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 6993;