Прыгнуть с закрытыми глазами
Это испытание несколько менее экологично, более вычурно, искусственно по сравнению с предыдущими, но, может быть, как раз поэтому и более сложно.
Материал упражнения: тренер ставит в центр тренингового круга два крепких стула. Он предлагает добровольцу встать на один из них лицом к другому. Далее добровольцу предлагается «поставить личный рекорд в прыжках со стула на стул, но с закрытыми глазами». Тренер плавно меняет расстояние между стульями, предлагая добровольцу остановить другой стул там, куда он еще рискует прыгнуть. На самом деле тренер каждый раз после того, как доброволец говорит: «Хватит!», — находит слова и мотивировки, чтобы еще чуть-чуть отодвинуть стул. Наступает момент, когда расстояние согласовано, тренер выставляет страхующих по траектории прыжка и около второго стула (стул придется держать, иначе он выскользнет из-под приземляющегося добровольца) и доброволец прыгает. Дальнейшая работа тренера заключается в том, чтобы побудить добровольца улучшить свои результаты в дальности прыжка, сделать новые пробы. Когда он на большее не соглашается, можно предложить улучшить его результаты другим участникам тренинга. Впрочем, для других добровольцев всю процедуру можно повторить и сначала, с небольших расстояний. Более того, может быть стоит дать попробовать попрыгать со стула на стул с закрытыми глазами и самым непрыгучим членам группы, без всякой связи с рекордами, просто чтобы испытать эти особые чувства тревоги и надежды. В этих пробах могут участвовать как юноши, так и девушки.
Тренеру необходимо всегда заботиться о страховке. Испытуемый должен быть уверен, что он работает только со своей нерешительностью, а не с расслабленностью и безответственностью добровольных помощников тренера. Только последнее может привести к эксцессам типа падения, ушибов, ударов. С другой стороны, тренер должен быть, как и в предыдущем испытании, внимателен по отношению к демонстративным подросткам.
5. Перенести девушку через «горный поток»
Это упражнение родилось на наших тренингах и имеет множество модификаций. В своем ядерном, наиболее рельефном, виде оно выглядит так.
Материал упражнения: прочный стол или два стола встык ставятся посередине тренинговой комнаты. С торцов к столу подставляются по стулу. Получается что-то вроде мостика. Так эта ситуация и оформляется — это как бы мостик через бурный горный поток. Тренер предлагает выйти добровольцу, который сможет перейти через этот мостик «в темноте», т. е. с закрытыми или завязанными глазами. Обычно на такое прохождение через стол со стульями вызывается довольно много добровольцев, даже девушек. Если кто-то из участников группы отчетливо боится это сделать сам, тренер может предложить ему сначала «перейти поток» с открытыми глазами, а потом только, запомнив траекторию пути, с закрытыми. Необходимо дать попробовать себя в этом испытании нескольким подросткам. Можно подставить по два стула и попросить «переходить поток» парами, бок к боку. В случае не очень широкого стола это уже более серьезное задание. Можно запускать на стол сразу двух добровольцев с разных сторон. Разойтись на столе с закрытыми глазами — это еще одна модификация тренировочного этапа этого упражнения.
В любом случае этот тренировочный этап позволяет многим из группы «на своей шкуре» почувствовать сложность данного упражнения, что обеспечивает ответственное отношение группы к страховке идущего в усложненных вариантах испытания. Тренер всегда расставит страхующих в сложных пунктах траектории перехода, но с некоторого момента группа сама страхует следующих добровольцев без напоминания.
И вот в какой-то момент развития этого упражнения тренер предлагает очередному добровольцу не просто перейти «через поток» с закрытыми глазами, но и перенести девушку. Можно найти множество игровых мотивировок для введение этого, но можно и не искать эти мотивировки, а опереться просто на естественное джентльменство парней. Девушку обычно выбирает доброволец. Сама же девушка подсказывает ему, как ей было бы удобно, чтобы он ее держал, — на руках, на спине или как-то по-другому. Девушку также стоит побудить закрыть глаза. Таким образом, парню предстоит с девушкой на руках и с закрытыми глазами взойти на стул, затем на стол, пройти по столу (или двум встык), нащупать спуск, спуститься на стул и потом на пол.
Это упражнение часто вызывает форменный ажиотаж в группе. Несколько наиболее сильных подростков пытаются «перекупить» право участвовать в этом испытании, если они уже прошли легкие формы этого испытания. «Торговля» здесь уместна. Может быть, даже сначала должны быть получены успешные прогоны этого испытания. После каждого прогона необходимо обязательно дать возможность выговориться парню и девушке, что они чувствовали во время перехода. Если надо, стоит подсказать девушке, что она, вообще говоря, должна поблагодарить парня, который «перенес ее на другую сторону потока». Вообще это очень, волнующее упражнение для пары.
Тренер должен заботиться о том, чтобы готовить следующего добровольца. Если не было разминки в виде упрощенных вариантов упражнения, то их можно дать внутри парных проб. Если не хватает этой тренировки и мотивирующих слов тренера, можно попросить одну из девушек помочь решиться парню на испытание в паре — девичье обаяние и кокетство могут сделать то, что не сделает тренер! Можно вообще сделать так, чтобы не парень-доброволец выбирал для себя девушку, а, наоборот, девушка предлагала себя в качестве «груза» тому, кто решится испытать себя! Это делает упражнение еще более красивым и волнующим.
Хочется подчеркнуть, что здесь оба в паре — парень и девушка — испытывают себя. Для парня это упражнение тяжелее физически (и порой тренер слышит от парней слова, сказанные на «ушко» или шепотом: «Надо было мне полегче выбрать девушку...»), но для девушки оно не менее тревожно. Поэтому иногда приходится просить девушек из предыдущих пар что-то сказать на ушко решительной девушке, чтобы она приняла приглашение очередного добровольца на это парное испытание. В конце концов, можно пойти на компромисс и разрешить девушке не закрывать глаза.
Родилось же столь изощренное испытание из еще доподростковых спортивно-тренинговых упражнений. Использовался тот же прием воображаемого «горного потока»: на полу мелом рисовались две линии, что символизировало берега, и два парня побуждались как можно быстрее перенести на другую сторону «реки» свою команду, например из трех или пяти человек (девушек или даже девушек и парней). Были те, кто догадывался переносить сразу по две девушки (это возможно при определенной сноровке и силе). Потом это упражнение перекочевало на стулья, которые символизировали узкий мостик (один ряд стульев) или два узких мостика (два ряда стульев). Если мостика было два, то цель была в быстроте переноса «груза»; если мостик был один, то упражнение превращалось в креативную задачу: разойтись на стульях, которые к тому же стоят не встык, а на расстоянии шага друг от друга, сложно не только с девушкой на руках или на спине и с закрытыми или открытыми глазами у обоих, но и без груза. Здесь вступает в дело принцип взаимопомощи. А его еще надо открыть в себе после чисто соревновательных, скоростных мотивов предыдущих проб.
Оказалось, что соревноваться с партнером в этих испытаниях не обязательно очно. Само путешествие по расставленным на расстоянии шага друг от друга стульям с девушкой на руках и с закрытыми глазами у обоих обладало достаточной побудительностью. Но на смену стульям очень быстро пришли столы, потом узкие столы, потом длинные или составные столы, потом в одной из групп тренинга между двумя столами сделали «пропасть». Уровней усложнения для поддержания мотивации это испытание имеет много. И все они родились в самом тренинге, что, с нашей точки зрения, символизирует высокую экологическую валидность этого испытания для подростковой группы.
Здесь есть опасность, есть взаимопомощь как естественное проявление группы, есть волнующий телесный контакт парня и девушки, выбравших друг друга для этого испытания, есть стремление повторить или даже улучшить достижения друга (мотивация достижений) и многое другое. Может быть, данное упражнение является наиболее важным, центральным для этого типа упражнений в тренинге личностного роста с подростками. В нем очень естественно рождаются поступки, т. е. происходит то, к чему стремится тренер в такого типа тренинге. Приведем два примера таких микропоступков (микрособытий).
Подростковый тренинг велся в небольшом сибирском городке. Вокруг группы старшеклассников в 16—19 человек сидела еще более значительная группа студентов-психологов. В один из дней тренинга группа подошла к упражнениям на испытание. Надо сказать, что в группе подростков было больше девушек, чем юношей, а среди юношей три выделялись своим крепким телосложением, чего не хватало остальным мальчикам группы. В какой-то момент группа перешла к упражнению «Перенести девушку на руках через стол». Для трех указанных крепких парней это не составило сколько-нибудь значимой задачи — они давали прекрасные образцы выполнения этого упражнения, но для них оно не стало собственно испытанием.
Пока упражнение выполнял третий из них, я подсел к одному из менее внушительных пареньков группы и приватно сказал ему:
«Ты следующий! Готовься!» Паренек также вполголоса решительно ответил: «Нет!»
Обсудив последний прогон этого упражнения, я уже громко перед всей группой предложил попробовать свои силы выбранному мной пареньку. Неожиданно тот тоже уже громко и на всю группу опять сказал: «Нет!» Вообще говоря, каждый участник тренинга свободен — участвовать в упражнениях или не участвовать, и об этом я предупреждаю группу с самого начала. Но свобода каждого ограничена свободой тренера — упрашивать, уговаривать, мотивировать, организовывать группу на упрашивание несоглашающегося подростка. Здесь я также не захотел так быстро «отпустить» паренька и стал организовывать группу поддержки. Но в ответ на все просьбы и доводы группы следовал все более уверенный ответ: «Нет!»
Работая с помощью группы с пареньком, я все время менял дистанцию между ним и собой. В какой-то момент я оказался рядом с ним. Присев сбоку от него, я продолжал искать новые доводы в пользу того, что ему стоит испытать себя в этом упражнении. Неожиданно в поле моего зрения (как у Келеровских обезьян!) оказались одновременно отнекивающийся паренек и миловидная стройненькая студенточка, которая из-за нехватки стульев в комнате сидела на втором этаже парт и весело покачивала ножками с голыми коленками. Ситуация вдруг переосмыслялась: я допустил, что паренек отнекивался не вообще и принципиально, а потому, что трое крепких парней — они и здесь оказались парни не промах! — уже перенесли через стол трех самых легких девушек группы. Действительно, в тренинговой группе остались более тяжелые девушки. Я понял, что паренек не может выбрать тех же девушек — их уже переносили, — а других «посильных» для него он в группе не видит.
Мой взгляд еще раз упал на сидящую за кругом студенточку — и—о чудо! — мы поняли друг друга. Она как бы прочла мою мысль, спрыгнула с парт и предложила молодому человеку перенести ее! Парень — сделав совсем небольшую паузу — согласился!
Он справился с этим упражнением. Впрочем, группа особенно охотно помогала ему в этом, «поддерживая за локотки» на всей траектории перехода. Когда он опустил девушку на пол, раздались громовые аплодисменты. Это была благодарность группы за то, что паренек справился с собой — своей тревогой и нерешительностью — и тем как бы включил себя в когорту «Мужчин». Он, кстати, открыл дорогу другим, тоже физически не очень внушительным паренькам группы, некоторые из них также выполнили это упражнение.
Это был, несомненно, микропоступок юноши. Он сделал то, что казалось ему невозможным, ненужным, на что он был неспособен. Изменение отношения к нему было видно хотя бы потому, как в тот день, после тренинга, за традиционным чаем, девочки группы льнули к нему и особенно рьяно кормили его пирожными.
Второй пример приведем из демонстрационного тренинга с группой студентов в зимней психологической школе МГСУ в январе 2000 г. Большая группа была составлена из студентов начальных курсов, т. е. вполне близких по возрасту к проблемам старшеклассников. Группа была настолько большая, что все время приходилось менять состав тех, кто был в кругу. Группа работала без стульев, стоя, а зрители вынуждены были расположиться вокруг лежа на спортивных матах.
В какой-то момент тренинга мы перешли к упражнению «Перенести девушку с закрытыми глазами через стол», «поторговались» за право это сделать первым, сделали упражнение с тремя-четырьмя добровольцами. Некоторые из них получили весьма восторженную обратную связь от своих девушек, которых они несли на руках, и от девушек группы. И вот тогда родилась его модификация — я спросил, а кто еще из девушек хотел бы попробовать, что это такое, когда тебя несут с закрытыми глазами через «бурный поток».
Такая девушка тут же нашлась: красивая, но отнюдь не из легких, про которую можно было бы сказать «девушка в теле», повторила ту формулу, которую предлагал добровольцу я: «Ну что, кто перенесет меня?» Может быть, она имела в виду своего парня, может быть, это было просто желание испытать себя — ведь девушки также закрывают глаза в этом упражнении, и для них это упражнение было не меньшим испытанием, чем для парней, — но парни группы замешкались. Начала возникать неловкость...
Выручил паренек, который, казалось, спал на спортивных матах в самом дальнем конце комнаты. Я как тренер всегда держу в поле зрения и зрителей, и множеством приемов «подтягиваю» их эмоционально к происходящему в группе. Но контролировать дальние концы комнаты я просто не мог и никак не ожидал, что и там найдутся студенты, включенные в канву тренинга. Когда парень встал там, вдалеке, и в тишине — пауза затягивалась — сказал: «Я перенесу», — раздались естественные аплодисменты. Группа как бы облегченно выдохнула и помогла парню выполнить это упражнение на «отлично».
6. «Три прыжка»
Это упражнение кочует из одного тренинга в другой. Я «подсмотрел» его в Тюмени на сборах практических психологов и использую в подростковом тренинге в качестве одного из самых трудных испытаний.
Материал упражнения', посередине комнаты для тренинга ставят крепкий стол, рядом с ним стул, и на стол также ставят стул. Тренер должен проверить крепость всей мебели и правильное ее расположение. Затем можно показать эти три прыжка (я это делаю с открытыми глазами, чтобы не упрощать упражнение в глазах группы), давая параллельно инструкцию: «Кто из вас попробует с закрытыми глазами в три прыжка, по-заячьи, оказаться на вершине этой пирамиды», — и я подхожу к нижнему стулу, прыгаю на него, поворачиваюсь на 90 градусов, перепрыгиваю на стол, к которому стул приставлен вплотную, снова поворачиваюсь на 90 градусов, оказываюсь перед вторым стулом, стоящим на столе, и третьим прыжкам оказываюсь на нем.
Это одно из самых волнующих упражнений! Достаточно посмотреть на ориентировочную активность тех, кто вызовется его выполнить: они множество раз подсматривают, трогают мебель руками, удостоверяются во взаимном расположении стульев и стола, примериваются к прыжкам и пр. Ладошки у большинства добровольцев после испытания мокрые, самоотчеты восторженные, а добровольцев бывает, как правило, все больше и больше. Причем не возбраняется устраивать что-то вроде соревнования мальчиков и девочек, чтобы побудить и последних также участвовать в этом испытании.
Однажды в подростковом тренинге в этом упражнении добровольцем оказалась женщина-психолог из зрителей. Ребята согласились ее испытать и впервые в моей практике соорудили «Пирамиду» из нескольких приставленных друг к другу столов — парням группы необходимо было пространство, чтобы страховать женщину-добровольца, стоя с ней рядом, когда она прыгала со стола на последний стул. Это было по-мужски, но трогательно... После того как женщина справилась с испытанием, у парней тут же родилась идея сделать четвертый и пятый этажи пирамиды, поставив стол на два других стола и введя еще один промежуточный стул. Траектория такого испытания выглядела бы так: пол— стул — стол — стул на этом столе — второй стол, стоящий на двух других, — стул на нем. Это было бы уже упражнение «Пять прыжков». Парням надо было как-то ответить, ведь с этим испытанием справилась даже немолодая женщина. Однако наблюдения за организацией страховки в более простом варианте упражнения заставили меня отказаться от реализации этой идеи — слишком трудно организовать надежную страховку добровольцам там, наверху. Идея еще ждет своей реализации. Поистине это будет испытание группой одного добровольца, так как страховать придется или нескольким, перемещаясь вслед за прыгающим, или всей группе сразу, расположившись во всех опасных точках траектории прыжков.
Конечно, рассмотренный тип упражнений не исчерпывается шестью описанными примерами. Например, время от времени мы используем упражнение «Встать на руки» или упражнение «Перенести с закрытыми глазами девушку через завал из стульев». Они ненамного отличаются от уже описанных.
Предлагаем рекомендации по включению этих упражнений в канву тренинга:
а) эти упражнения уместны не ранее середины тренинга, т.е. на 4, 5, 6-м занятиях;
б) не стоит предлагать их всех сразу, лучше распределить их на несколько тренинговых дней;
в) внутри сессии тренинга эти упражнения должны быть подготовлены разминками и даются ближе к концу дня;
г) особое внимание в этих упражнениях надо уделять технике безопасности и организации страховки;
е) необходимо помнить, что испытания — это полные упражнения, т.е. не только допускают, но и предусматривают как само испытание, так и его обсуждение, рефлексию и обратную связь;
ж) тренер не должен забывать, что он тоже участник тренинговой группы. Ему надо найти адекватные испытания и для себя. Пусть он их выполнял «там и тогда», но необходимо вовремя пройти их «здесь и теперь» или тренер рискует, что группа потребует его участия в испытаниях в момент, когда он окажется не готов к этому.
Другие типы упражнений для тренинга личностного роста с подростками мы приводим в книге «Психологический тренинг с подростками» [90].
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1223;