Формальные показатели родительского сочинения
Значимыми для интерпретации родительского сочинения и информативными в отношении особенностей личности автора сочинения являются объем сочинения, форма, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте с выделением главного, рисунки в тексте.
Объем сочинения. Диагностическое значение имеет слишком малый и чрезмерно большой объем сочинения. Малый объем может быть интерпретирован как непринятие задачи, пассивный отказ от ее выполнения или чисто формальное выполнения задания, «закрытость» автора в выражении своих мыслей, чувств и переживаний. Причинами отказа могут быть незаинтересованность клиента и низкая степень готовности к сотрудничеству с психологом в разрешении проблем воспитания и развития ребенка, проявление рентной (потребительской) установки по отношению к консультированию. Другими причинами малого объема сочинения могут быть актуализация защитных механизмов личности или низкий уровень развития вербальных способностей и культуры письменной речи у автора.
Чрезмерно большое по объему сочинение отражает высокую эмоциональную включенность автора, фиксацию на проблеме либо попытки ее разрешения путем рефлексивного анализа. С другой стороны, уход от заданной темы сочинения, отвлечения, подмена темы сочинения вполне определенно указывают на чрезмерную сосредоточенность на иной проблеме, являющейся для автора сочинения истинной причиной обращения в консультацию за психологической помощью. Переключения на другую тему в некоторых случаях могут быть проявлением характерологических особенностей личности автора сочинения.
Форма повествования, стиль и язык сочинения. Наш опыт позволяет выделить следующие формы повествования, сохраняя при этом возможность расширения указанного перечня.
В зависимости от степени развернутости описания проблемы:
— описательно-проблемная форма предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребенка; жалоба и запрос представлены в сочинении;
— проблемная форма характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребенка вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребенка, и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора. Нередко подобная форма включает много вопросов, восклицаний, высказываний, утверждающих неспособность автора к конструктивному разрешению проблем («Не знаю, как справиться», «Не представляю, что еще можно сделать» и пр.);
— чисто описательная форма, как правило, фактически не содержит информации о конкретном содержании проблемы, отсутствуют жалоба и запрос. Другие формы:
«Письмо к...» представляет собой форму обращения, адресатом которого является сам ребенок, психолог или другой неперсонифицированный собеседник. Такого рода сочинение может представлять собой размышление о проблеме, диалогично по форме, содержит обращения, призывы, вопросы к собеседнику и от его имени, ответы на них, заверения и т.д. Часто встречаются образные определения, сравнения, метафоры, гиперболы. Общий тон сочинения — интимизирующий, приподнятый, иногда слащавый. Подобная форма является показателем стремления автора установить более близкую дистанцию либо более комфортную (за счет ее структурирования) позицию во взаимодействии с адресатом, попыткой представить отношения с ребенком через призму социальных оценок и стандартов. В некоторых случаях такая форма сочинения может являться свидетельством гиперсоциальности автора, истероидно-демонстративного типа характера и т.д.
«Канцелярская форма» напоминает автобиографически-канцелярскую форму или характеристику типа «Я, Иванова А. А.. проживаю совместно с сыном Антоном 12 лет...» или «Моя дочь Петрова Вера Петровна, ученица 5 А класса школы № ...», или «Претензий к дочери не имею». Изобилует канцеляризмами, часто формальна по содержанию. Может расцениваться как показатель значительной дальности дистанции во взаимодействии с ребенком, трудностей в общении с ним. Отражает конформность и зависимость автора, в ряде случаев — недостаточный уровень речевой культуры, ригидность мышления, а также может манифестировать защиту.
Использование эпиграфов встречается относительно редко и само по себе уже свидетельствует о достаточно высоком уровне языковой и интеллектуальной культуры автора сочинения и глубине проработки им проблемы, направленности на самоисследование. Как правило, эпиграф — квинтэссенция осознания сущности своей родительской позиции автором сочинения, поэтому содержание и смысл эпиграфа должно стать предметом специального анализа и интерпретации. Является также показателем ориентации автора на социальные ценности, нередко указывает на высокую социальную тревожность, выражает коммуникативную направленность позиции родителя в консультировании.
Подчеркивания с выделением главного позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Являются показателем интенсивной работы родителя над осознанием и разрешением проблемы, его психологической готовности к сотрудничеству с консультантом. Иногда подчеркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, ребенка или другого члена семьи. Например, избавиться от чувства вины «Я этого не хотела...» или возложить ответственность на другое лицо «Муж настоял на том, чтобы сын остался в этой школе...».
Рисунки в тексте сочинения могут представлять собой либо случайные наброски, хаотическое переплетение линий по типу каракулей причудливой формы, либо тематический рисунок семьи (встречается крайне редко и уже поэтому заслуживает того, чтобы стать предметом пристального внимания), либо аллегорический рисунок, отражающий точку зрения автора на суть взаимоотношений в семье.
В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором и третьем — об эмоциональной вовлеченности в семейные взаимоотношения, попытке децентрироваться и занять отстраненную, иногда в определенной степени ироничную позицию по отношению к себе как к родителю и семейной ситуации в целом.
Рисунки в тексте встречаются крайне редко, и в каждом подобном случае они должны стать предметом внимательного психологического рассмотрения, поскольку позволяют автору сочинения в символической форме выразить сущность своего переживания, сохраняя при этом необходимую степень безопасности.
Структурирование пространства листа дает информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения. Здесь учитываются полнота заполнения пространства листа, использование полей, линеек для расположения строчек, использование абзаца и «красной строки». Сплошной неструктурированный текст является индикатором эмоциональной захваченности проблемой, недостаточной продуманности и рефлексивности автора, импульсивности и потери контроля. Поля и линейки — показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на «закон и порядок», приоритетность социальных норм и правил.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1236;