Тема 12. Конституционная монархия Великобритании XVII-XIX вв. 4 страница
Уравнение в правах населения графств и городов довершилось в 1885 г. новым перераспределением депутатских мест в палате общин: 105 местечек лишились права представительства, города с населением менее 57 тыс. получили по одному месту, более крупным городам число мандатов было увеличено.
Были сформированы избирательные округа с представительством, пропорциональным численности населения: стандартный округ – 15-65 тыс. жителей – избирал двух депутатов, большой – свыше 65 тыс. – трех. Одновременно был отменен принцип «двойного голосования», когда избиратель, обладавший в городе собственностью, не мог голосовать в графстве. Исключение составили лишь английские университеты.
В результате реформы 1884-1885 гг. число избирателей увеличилось вдвое.
Парламентская реформа 1911 г. По своему социальному составу палата лордов оставалась оплотом аристократии и консервативной партии, и, оставаясь в меньшинстве в палате общин, сохраняла возможность отклонить любой законопроект, получивший поддержку либерального большинства нижней палаты.
В результате в политической элите появляются предложения о полной ликвидации палаты пэров либо ее реформировании. В результате острой парламентской борьбы появился билль о парламенте 1911 г. Согласно статуту 1911 г. принятие финансовых биллей отныне не требовало согласия палаты пэров, тогда как характер билля определялся спикером палаты общин. Остальные законопроекты, трижды последовательно одобренные большинством палаты общин и соответственно дважды отклоненные палатой лордов, после третьего одобрения направлялись минуя палату пэров на утверждение монарху, при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет. Этим же статутом 1911 г. срок парламентских полномочий был сокращен с 7 до 5 лет.
Успех проведения реформы парламента 1911 г. связан не только с партийной борьбой либералов и консерваторов, но прежде всего усилением позиций кабинета министров по отношению к парламенту и окончательной потерей титулованной аристократии своего исключительного статуса правящей элиты. Великобритания в полной мере стала государством, управляемым буржуазными партиями либералов и консерваторов.
Британская империя. Ф. Бэкон полагал, что в новом мире, в котором он жил, были сделаны три великих изобретения: порох, морской компас и книгопечатание. Порох способствовал становлению централизованных национальных государств в Европе и поддерживал состояние войны между ними. Порох и морской компас сделали возможным распространение влияния Европы и ограбление ею всего мира, а потому – обогащение Европы. Книгопечатание распространяло знания.
Но политические последствия этого оказались двойственными. С одной стороны, появилась возможность для большего числа людей получить образование, что расширяло нацию политически. С другой, оно предоставило новые возможности для манипуляций и контроля над общественным мнением. В обоих процессах Библия занимала центральное место. Она повлияла и на образ мыслей, оправдывая европейскую экспансию Англии и ее претензии на верховенство.
Англия и империя – эти два понятия неразрывно связаны в истории Великобритании XIX в. Британская империя была крупнейшей и включала колониальные владения во всех частях света: в Европе – Ирландию, Мальту и Гибралтар, в Азии – Индию, Цейлон и Малайзию, в Америке – Канаду и Южную Америку, а также Австралию, Новую Зеландию и пр. колонии служили источником первоначального накопления капитала, а позднее – поставщиками сырья и рынком сбыта товаров из метрополии. В обиход европейских народов вошли колониальные товары, из колоний в Европу пришли три самых распространенных продукта питания – рис, кукуруза и картофель, большое распространение на Западе получили восточная философия, религия, медицина. Наличие огромных колониальных владений оказало непосредственное влияние на экономическую, политическую, мировоззренческую жизнь англичан, породило тезис о «бремени белого человека» относительно привнесения «отсталым» народам достижений западной цивилизации и прогресса. Хотя проповедь либеральных идей «христианства, цивилизации и коммерции» не помешала метрополии прибегать к силе оружия для поддержания эффективности системы колониального управления.
Высшая законодательная власть в Британской империи принадлежала парламенту и правительству, издававшему «приказы короля и Совета» - нормативные акты для колониальных владений. Должность государственного секретаря по делам колоний появилась в 1768 г., однако до сер. XIX в. система управления колониями не была упорядочена, а министерство колоний было создано лишь в 1854 г. Экспансионистскую политику осуществляли как видные государственные деятели как Б.Дизраэли, так и авантюристы – Сесил Родс, полковник Лоуренс и др.
Система косвенного управления владениями отличалась гибкостью и зачастую колониальный режим поддерживался без громоздкого аппарата, опираясь на местную правящую элиту. На протяжении XIX в. применительно к общему делению колоний на «завоеванные» и «переселенческие» были выработаны два типа управления. «Завоеванные колонии» как правило, с «цветным» населением, управлялись от имени короны британским правительством и не обладали политической автономией. Губернатор – высший правительственный чиновник, назначенный метрополией, наделялся законодательной и исполнительной властью, а «представительные органы» при нем играли роль совещательного органа, выражая интересы незначительной прослойки местных жителей. Обычно в «завоеванных колониях», например, в Индии, устанавливался режим расовой дискриминации, социального и национального угнетения.
Индия. Захват и подчинение этой страны, занимавшей особое место в колониальной системе Великобритании, был осуществлен еще в XVII в. Ост-Индской торговой компанией. Торговый аппарат кампании, наделенный многочисленными привилегиями, фактически превратился в аппарат управления Бенгалией, Бомбеем и Мадрасом. Согласно парламентского акта 1773 г. все дела кампании перешли в ведение Совета директоров, а губернатор Бенгалии получил должность генерал-губернатора Индии. Хотя в кон. XVIII в. деятельность компании была подчинена специальному контрольному совету во главе с министром по делам Индии, двойная система управления и судопроизводства – посредством органов британской короны и Ост-Индской компании сохранилась вплоть до нач. 1860-х гг. Восстание сипаев, индийских солдат на британской службе, жестоко подавленное метрополией, обусловило реформу управления Индией и передачу ее в непосредственное подчинение британской короне. Английская королева Виктория стала императрицей Индии, а в состав кабинета министров была введена должность государственного секретаря по делам Индии. Наконец, подъем освободительного движения к нач. XX в. подтолкнул английский парламент принять статуты 1861 г. и 1892 г., несколько расширившие представительство коренных жителей в совещательных органах при колониальной администрации.
Иной тип управления сложился в «переселенческих» колониях, где значительную часть населения составляли белые переселенцы из Европы - Австралии, Новой Зеландии, Капской земли, Канаде, Новой Англии. Долгое время эти территории по форме управления мало отличались от иных колоний, однако со временем они обрели политическую автономию. В сер. XVIII в. в «переселенческих» колониях возникли представительные органы самоуправления, не имевшие реальной политической власти, ибо в руках назначаемых метрополией генерал-губернаторов оставалась высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.
Канада. Приоритет открытия и освоения Канады оспаривали две страны: Франция и Англия. С одной стороны, в XIV в. это были купцы и монахи из Бристоля, в 1497 г. генуэзец Джованни Кабото (Джон Кабот) получил патент у короля Англии Генриха VII и предпринял две экспедиции (следы последней утеряны), а в 1627 г. на подступах к реке Св.Лаврентия основано первое английское поселение – Новая Шотландия. С другой стороны, в 1524 г. французская экспедиция флорентийца Джованни Вераццано прошла вдоль Атлантического побережья и обозначила территорию как Новую Галлию (Новая Франция). Через 10 лет Франциск I отправил экспедицию Жака Картье на отыскание новых земель и поиски дороги в Китай через Атлантику. Он поднялся в залив и реку Св.Лаврентия как водный путь в королевство Сатеней или Канаду. Позже здесь появились экспедиции торговцев, миссионеров, путешественник Шамплдейн обнаружил и занес на карту реку Ришелье и озеро Шамплейн, а в 1605 г. здесь основано первое постоянное поселение французов. В 1627 г. кардинал Ришелье подписал акт о создании колонии Новой Франции с обязанностью поселить здесь до 1643 г. 4 тыс. колонистов.
Закономерным результатом столкновения двух потоков колонизации стала война между французами и англичанами, которая вспыхнула в 1628 г. и длилась с перерывами около 130 лет. Конфликт закончился после захвата англичанами крепости Квебек. Канада разделилась на две части: Нижнюю (французскую) и Верхнюю (английскую) Канаду. В Квебеке воздвигнут памятник всем участникам и жертвам этой длительной войны с надписью: «Доблесть принесла им смерть, история – общую славу, а потомки – общий памятник».
Согласно Квебекскому акту 1774 г. (известного как Великая хартия канадских французов) французам были предоставлены свобода вероисповедания католической религии, свободное пользование французским языком, принесения присяги верховной власти заменено обещанием верности английской короне. В судопроизводстве был оставлен старый французский закон, но в уголовном законодательстве добавлен английский закон с учетом традиций общего права. Высшим органом стал совет из 17 назначаемых советников, подконтрольных английской короне. Таким образом, даже религиозная иерархия подпала под контроль английского правительства. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня притязание французской общины на политическую и религиозную обособленность стало фактором, ведущим к созданию двунационального государства и, нередко, к обострению сепаратистских устремлений франко-канадцев.
Первое обстоятельное регулирование устройства объединенной Канады было осуществлено актом 1791 г. Сохранялось деление на две части – Квебек и Онтарио, с границей по реке Оттава. В обеих частях учреждены назначаемые советы и выборные собрания с парламентскими функциями. Для руководства администрацией вводились должности лейтенант-губернаторов в Нижней и Верхней частях и должность генерал-губернатора для обеих частей вместе. Он собирал и распускал собрания двух провинций, утверждал (отклонял) их законопроекты.
Английское правительство оставило за собой право приостанавливать действие всякого закона, принятого собранием провинции, в течении двух лет со дня его утверждения. Католикам гарантировалось право свободного отправления культа. В 1822 г. лордом Делхузи был подготовлен законопроект об объединении обеих Канад «дабы английское меньшинство в Нижней Канаде не жило под управлением французского большинства». Билль предусматривал утрату французским языком статуса государственного, передачу права назначения в церкви правительству. Законопроект вызвал социальный взрыв и приезд парламентской комиссии из Лондона. В результате инициатор билля был переведен в Индию, закон 1791 г. оставлен в силе, а оформившееся движение против бюрократического диктата метрополии обусловило разработку и принятие английским парламентом Юнион Акта 1840 г.
В ряде провинций на территории Канады в сер. XIX в. был учрежден институт «ответственного правительства». Местная ассамблея получила право вынесения вотума недоверия и роспуска совету при губернаторе, игравшему роль колониального правительства. На протяжении второй пол.XIX в. переселенческие колонии добились расширения самоуправления и особого правового статуса доминиона.
Согласно Юнион Акту учрежден пост губернатора Канады, Совет с 20 пожизненно назначаемыми членами и однопалатный парламент с 84 выборными депутатами (по 42 - от каждой провинции). Делопроизводство велось на английском, но парламентские дебаты велись на обеих языках. Сбор и перераспределение всех доходов передано под контроль парламента. Вопросы культа и пользования земельным фондом оставлены в ведении короны. Принятие Юнион Акта законодательно оформило начало процесса изменения правового статуса Канады от колонии к доминиону Британской империи, т.е. «самоуправляющемуся заморскому владению». Статус доминиона закрепил Акт о действительности колониальных законов 1865 г. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. признавал недействительными акты колониальных законодательных органов, если они противоречили нормам английского «общего права», актам британского парламента либо изданным на их основании приказам и положениям. В то же время легислатуры получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность.
В 1867 г. британский парламент принял Акт о Британской Северной Америке. В единый федеральный доминион «Канаду» статут 1867 г. объединил территории Квебека, Онтарио, Новой Шотландии и Нью-Брансуика.
Идею федерации выдвинул в 1858 г. Александр Голт, представитель английского меньшинства и участник Квебекской конституционной конференции 1864 г., принявшей резолюцию о создании федеративного объединения провинций и выработки конституционного закона. Акт 1867 г. стал своего рода конституцией федерации под началом британской короны, но с федеральными и провинциальными правительственными учреждениями. Вводился двух палатный парламент: верхняя палата - Сенат с назначаемым составом и нижняя - Палата общин, формировавшаяся на выборной основе. Генерал-губернатор назначался английской короной и формировал федеральное правительство, назначал судей Высшего суда, окружных судов и судов графств каждой провинции. Однако Тайный Совет сохранил право апелляции на решения канадских судов.
В Акте 1867 г. особо оговаривалась недопустимость превышения «привилегий, иммунитетов и полномочий» членов Сената и палаты общин (ст.18). Эти привилегии и полномочия были такими, как и в метрополии.
Федеральные полномочия регулировали торговлю и обмен, налогообложение, переписи населения, систему мер и весов, выпуск бумажных денег и банковское дело, резервации для индейцев и пр.
В исключительную компетенцию провинций входило внесение поправок в конституции провинций, прямое налогообложение для нужд провинции, создание и упразднение должностей, сфера услуг, отправление правосудия и дел «местного или частного характера».
Таким образом, Конституция Канады, послужила образцом для последующих конституций британских доминионов.
Австралия. Подобным образом в 1901 г. был создан Австралийский Союз, объединивший несколько самоуправляющихся колоний на территории. Здесь, как и в Канаде, двухпалатный парламент состоял из сената и палаты представителей, избираемых населением каждого штата. В 1907 г. и 1909 г. правовой статус доминиона получили Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз. Отметим, что австралийские аборигены и лица афро-азиатского происхождения были лишены избирательных прав.
К нач. XX в. усилилась английская экспансия в Азии и на Арабском Востоке. Афганистан, Кувейт, Иран были превращены в протектораты – полуколонии, их суверенитет был ограничен навязанными метрополией договорами о присутствии британских колониальных войск. Одновременно Великобританией были захвачены огромные территории в Африке – Нигерия, Сомали, Кения, Гана.
Широкое внедрение норм английского «общего права», «право справедливости», статутного права, постановлений и распоряжений Министерства колоний началось во второй пол. XIX в., когда потребовалось обеспечить безопасность собственности и личности британских подданных, устойчивость товарообмена, а колонии становились торговыми «партнерами» метрополии. В нач. XX в. тесные экономические связи и система льготных тарифов не превратила империю в экономически замкнутый блок, а вопрос о большей централизации посредством установления прямого колониального представительства в Вестминстере или учреждения специального имперского парламента не раз поднимался в палате общин, но не нашел широкой поддержки. Важно, что строители империи еще в XIX в. заложили в ее структуру концепцию деволюции власти от Лондона к колониям. Жесткого контроля со стороны метрополии, как это делала в подчиненных ею странах Франция, здесь не было.
На рубеже XIX-XX вв. итогом осмысления накопленного колониального опыта стала концепция «нового империализма», в которой сохранение империи предполагалось через налаживание взаимовыгодного сотрудничества метрополии и переселенческих колоний, укрепление военного контроля коронных колоний с афро-азиатским населением, захват новых колоний не по экономическим, но военным соображениям.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 966;