Тема 12. Конституционная монархия Великобритании XVII-XIX вв. 1 страница

Лекция 12.1. Англия времен буржуазных революций XVII в.

 

План лекции:

1. Английские буржуазные революции XVII в.

2. Законодательное оформление конституционной монархии.

 

Период XVII-начала XXI века в истории Великобритании, как, впрочем и других стран Западной Европы, распадаясь на самостоятельные этапы нового и новейшего времени, тем не менее, представляет собой нечто цельное, поскольку это время становления и утверждения современного государственно-правового режима, основанного на политической демократии, правовой свободе и гражданском равенстве.

Основными социально-правовыми процессами XVII-начала XXI века стали формирование капиталистической экономики и частного предпринимательства, основанного на частной собственности; формирование гражданского общества, свободного от традиционных государственных, феодальных, сословных и религиозных ограничений.

Такое кардинальное преодоление старых порядков Средневековья в Великобритании охватило весь XVII век, когда Великую смуту 1640-50-х гг. продолжила Славна Революция 1688-1689 гг. Первые буржуазные революции нового времени были связаны с религиозными спорами и исканиями времен Реформации.

История Великобритании XVIII и XIX века - это становление и законодательное оформление конституционной монархии. Конституционализм стал главным принципом государственно-правовой организации капиталистического общества эпохи свободной конкуренции. Характерным явлением в правовой истории нового времени стала систематизация и кодификация права. Идеология Просвещения заложила основы европейского политического и правового мышления XX в.

Великобритания заняла доминирующие позиции в Европе, став поистине «мастерской мира». Это проявилось в рождении системообразующих государственно-правовых институтов, оказавших определяющее влияние на развитие стран Европы и Азии. Великобритания как наиболее мощная западная держава сформировала огромную колониальную империю. Борьба за преобладание в мире, империализм, не только деформировал политико-правовую историю Европы, но и породил мировые войны XX в.

Политико-правовые процессы новейшего времени в истории Великобритании разнообразны и разнородны. Это и возрастание политического значения исполнительных структур власти, сближение правового развития Великобритании и стран континентальной Европы, возникновение новых форм международно-правового сотрудничества (например, Европейское сообщество), ставших полноправными субъектами мировой политики.

Английская буржуазная революция середины XVII в. Типичное для эпохи позднего средневековья Английское королевство было лишено национальной сплоченности. Англия, Уэльс, Ирландия составляли неоднородное, но весьма жизнеспособное государственное объединение. Несмотря на религиозные распри XVI в. Тюдоры создали англиканскую церковь, устойчивый симбиоз монархии и парламента и королевский флот.

Начало XVII в. ознаменовано началом непрерывной экспансии англичан и шотландцев за моря. Успешное основание колоний в Виргинии, Новой Англии, на Вест-Индских островах (Барбадосе), создание торговых пунктов на побережье Индостана стали крупнейшими событиями царствования ранних Стюартов. Утратив свои плацдармы на европейском континенте, правители обратили энергию к делам к заморским территориям и ближайших соседей. Британские острова, где доминировала Англия, все ближе подходили к объединению.

Стюарты, правившие Шотландией с 1371 г., заключили личную унию Шотландии и Англии в 1603 г. (у Тюдоров не было наследников). Стюарты (включая Карла II) правили в Холируде и Уайтхолле одновременно.

Интеграция зависимых княжеств проходила не слишком гладко. Уэльс, разделенный на графства Генрихом VIII, вошел в сообщество без протестов. Англо-уэльсское дворянство смирилось со своей участью. Но Ирландия, фактически освободившаяся во времена войн Алой и Белой роз, была покорена с трудом. В 1541 г. Генрих VIII провозгласил себя королем Ирландии. Вскоре сопротивление короне соединилось с сопротивлением протестантской Реформации и вылилось в серию восстаний. В результате войны 1592-1601 гг., связанной с Ольстерским восстанием Хью О’Нила, различие между ирландскими территориями под юрисдикцией Англии (Pale) и собственно ирландскими землями было уничтожено, ирландское право упразднено, положено начало систематической колонизации. Период расцвета и примирения – 1630-е гг. (при графе Страффорде) сменился мятежами 1640-х гг., временной религиозной терпимостью и независимостью парламента. Наконец, в 1649-1651 гг. Ирландия была жестоко завоевана Кромвелем и фактически аннексирована.

Шотландия была ареной ожесточенных религиозных и политических конфликтов, спровоцировавших британские гражданские войны сер. 1640-х гг. Кирка - пресвитерианская шотландская церковь Джона Нокса – была задумана ее основателями-кальвинистами как теократия подобно женевской модели. Однако дворцовая партия методично ограничивала притязания Кирки, приостанавливая ее деятельность и вызывая гнев шотландского народа. В 1572 г. (год смерти Нокса) шотландская церковь была вынуждена принять епископов. Позже три шотландских епископа были посвящены английскими епископами. В 1618 г. монарх добился принятия пяти статей, навязавших особенности отправления службы, как преклонение колен во время причастия. Все это породило конфликт церкви и государства. Наконец, в 1637 г. Карл I ввел модифицированную версию англиканской литургии и молитвенника личным указом без обращения к Генеральной Ассамблее. Поводом для восстания стала новая литургия, впервые отслуженная в соборе Св. Джайлса в Эдинбурге 23 июля 1638 г.

Конец XVI-первая половина XVII в. были отмечены ростом торговли и мануфактур, но развитие капиталистических отношений в юго-восточной части Англии существенно тормозилось архаичными секторами экономики северо-западных графств. Поэтому проникновение капиталистических отношений в аграрный сектор по своим темпам и социальным последствиям превосходило аналогичные процессы в промышленности. Крестьянство – 4/5 населения страны - находилось в тяжелом положении, с одной стороны, испытывая гнет лендлордов, с другой – разоряясь в связи с ломкой средневекового аграрного строя, огораживанием пустошей, общинных земель, болот и лесов. Это стало причиной, породившей социальный антагонизм XVII в. и миф об утраченной «доброй старой Англии».

В 1601 г. мировые судьи получили полномочия задержать любого человека, которого заставали за разрушением изгородей, преступника следовало передать констеблю и высечь. Изгородь как символ частной собственности стала ассоциироваться с упорядоченным, стабильным и законным правительством. Изгороди демонстративно сносились во времена мятежей против огораживаний 1549, 1607, 1628-31 гг. Их разрушение отождествлялось с политическим радикализмом: отсюда и термин «левеллер» (уравнитель), впервые появившийся в 1607 г. «Любите ближнего своего, но не разрушайте ограды» - такова одна из пословиц того времени. Земля была главным фокусом политической жизни XVII в.

Недовольство выражала и часть землевладельцев-аристократов, тяготившаяся поборами, связанными с рыцарским держанием. Сословно-корпоративная политика промышленных монополий и ограничений, проводившаяся правящей династией Стюартов, оттесняла новое дворянство (джентри) и владельцев мануфактур от выгод внешней и колониальной торговли, препятствовала свободному развитию внутреннего рынка.

Английский абсолютизм к нач. XVII в. имел незавершенный характер. Государственный аппарат, несмотря на рост и усложнение структуры, оказался неспособным управлять страной согласно сложившегося права и в интересах модернизирующихся слоев общества. В практику вошла продажа должностей и дворянских титулов. Недовольство всех слоев английского общества вызывали принудительные займы и поборы, хронический дефицит финансов и коррупция. Карл I возобновил сбор т.н. датских денег, хотя угроза норманнского завоевания исчезла более 700 лет назад.

Понятно, почему традиционное британское самоуправление, особенно городское, постепенно отмежевывалось от абсолютистской администрации шотландских монархов.

Важной предпосылкой английской буржуазной революции стали религиозные противоречия, ибо реформация, окончательно оформленная в период правления Елизаветы Тюдор, оказалась половинчатой. Английская церковь, освобожденная от верховенства папы римского, была подчинена монарху. Епископы и иные духовные лица, назначавшиеся королем, фактически становились его чиновниками – с церковных кафедр оглашались королевские указы либо обрушивались упреки на ослушников монаршей воли. Участие в культе государственной англиканской церкви становилось принудительным. Были расширены полномочия Высокой комиссии, осуществлявшей цензуру, рассматривавшей с 1613 г. любые религиозные дела, даже жалобы жен на неверность мужей.

В то же время еще с XVI в. в Англии (особенно на севере) и в Шотландии настроения, оппозиционные официальной церкви и властям, проявились в росте популярности религиозного движения – пуританизма, в основе которого лежало учение женевского реформатора Жана Кальвина. Пуритане настаивали на «очищении» церкви от католических обрядов. Требование «дешевой» церкви означало удаление из храмов украшений, образов, алтаря, цветных стекол и пр. Пуритане рассматривали торгово-промышленную деятельность как «божественное призвание», а обогащение как признак особой избранности и проявление милости Бога. Они настаивали на полном самоуправлении церковных общин, в итоге провозглашая частичное освобождение человека из-под власти государства. Однако зависимость пуритан от власти общины и новой морали (аскетизм, осуждение азартных игр, роскоши, праздности, отсутствие свободомыслия, религиозная нетерпимость) была более жесткой и суровой, нежели в англиканской церкви.

Переведенная на английский язык Библия стала непременным атрибутом жизни Англии конца XVI - начала XVII вв. – фундаментом монархической власти, независимости протестантской Англии, учебником морали и основой законодательства. Сэр Эдвард Кок цитировал Деяния апостолов, чтобы показать неразумность заключения человека в тюрьму без судебного разбирательства. Радикальный немецкий теолог XVI в. Томас Мюнцер увидел весь мир как свой приход: печать не знала границ. Как писал Даниэль Дефо, произнесение проповеди – это разговор с малой частью рода человеческого, книгопечатание – это общение со всем миром. Печать на родном языке разнообразила культуру: благоприятствовала идеологической обработке населения англиканской церковью и взращивала политическую оппозицию. Падение влияния католической римской церкви и установление национальных протестантских церквей означало, что ереси в печатном виде могут быть ввезены из-за границ Англии.

После 1616 г. Библия с женевскими примечаниями и комментариями на полях внесена в список мятежных книг и ввозилась из Нидерландов контрабандой. В 1632 г. один торговец был заключен в тюрьму за то, что он ввозил Женевские Библии.

Рост книгопечатания и некоторое смягчение цензуры просвещенным монархом Карлом I дало возможность утвердиться протестантизму и религиозным спорам в широких социальных группах, включая мастеровых и женщин, вычитывавших из священных текстов решения собственных проблем. Число Библий и Новых Заветов, опубликованных в Англии между Реформацией и 1640 г. превысило миллион экземпляров! Библия стала ареной борьбы нескольких идеологий – английского национализма против римского католицизма, епископальной теологии против пресвитерской и сектантской доктрин.

Высказанная в XIX в. идея, что английская революция XVII в. была «пуританской» революцией трансформировалась в XX в. в представление о ней как «последней из религиозных войн». Следует различать библейские идиомы, с помощью которых люди выражались и их действия, которые следует описывать в секулярной терминологии. Значит ли это, что религия использовалась как «маска», прикрывающая «действительные» мирские цели? Нет. Для большинства людей Библия была настольной книгой, отвечающей на их мысли и вопросы. Языком Библии пользовались иезуиты и радикальные члены парламента. Так библия стала полем битвы. В ней находили аргументы в пользу защиты статус кво – «существующие же власти от Бога установлены» (Послание к римлянам), но также суровую критику царей, доводы в защиту бедняков, нападки на ростовщичество, оправдание массовой резни язычников и идолопоклонников. Томас Гоббс, сторонник теории общественного договора и установленного режима, Джон Филмер, автор патриархальной теории происхождения государства, также как и Милтон или Джерард Уинстенли, основоположник утопического социализма - все использовали библейские аргументы. Внешне невинное утверждение содержало глубокий подтекст. С обманчивой простотой лорд Брук и Томас Гоббс писали: «Иуда был первым епископом». В 1641 г. Милтон говорил: «Пусть они поют, что хотят, про прерогативы, мы станем говорить им о Писании; они об обычае, а мы все равно о Писании; они об актах и статутах, а мы все равно о Писании, пока человеческая слабость Евангелия не одолеет могущество человеческого разума и не положит конец тирании и предрассудкам» Английская революция не имела дела с религией, не носила «религиозные одежды» как полагал К.Маркс и его последователи, она просто происходила в XVII в.

Важнейшей проблемой того времени стал вопрос о десятине – 10% налоге на доходы всех англичан. Ставить под вопрос десятину значило сомневаться в необходимости государственной церкви, выдававшей регулярное содержание приходскому духовенству. Но десятина включала также права светской собственности. «Присвоенные» десятины собирались мирянами, чьи предки купили либо захватили монастырские земли в период Реформации. Это соприкасалось и другой важнейшей проблемы – проповедничества. На Северо-Западе, где десятины принадлежали светским владельцам, они содержали викария, но не образованного (следовательно, хорошо оплачиваемого) проповедника. Так что распространение проповеди вступало в конфликт с правами собственности зажиточных граждан. Парадокс заключался в том, что собственники десятин были кровно заинтересованы в укреплении протестантизма, т.к. реставрация католицизма лишала их владельческих прав. В то же время наиболее ревностные протестанты требовали увеличения роли проповеди и отмены присвоенных прав на десятину.

Правящая элита понимала, что религиозная оппозиция, по сути, является оппозицией власти. Так, выступая в 1604 г. на церковной конференции в Гемптон-Корте, король Яков I заявил, что «нет епископа – нет короля», угрожал «вышвырнуть из страны» упорствующих пуритан или «сделать с ними еще что-нибудь похуже». В результате из Англии в Голландию, а затем и Америку хлынул поток пуритан, спасавшихся от громадных штрафов и тюрем.

Ряд неудачных внешнеполитических решений Стюартов, попытки примирения с католической Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, разрыв торговых и финансовых отношений с протестантской Голландией, тайные соглашения о послаблении католическим священникам при королевском дворе – все это вызывало опасения тюдоровской знати, владевшей землями, конфискованными у католической церкви и монастырей в ходе реформации XVI в. и небывалый рост общественной оппозиции.

Кризис отношений формирующегося абсолютистского государства и общества обрел форму открытого противостояния короны и парламента.

Конфликт короны и парламента. В начале XVII в. противостояние государственных властных структур (Тайного Совета, парламента, центральных органов управления), местного самоуправления и монарха достигло особой остроты. В такой ситуации королевский Двор стал главенствующим звеном в системе политических учреждений, на которые мог опереться новый монарх, стремясь укрепить свой авторитет. Яков I стремился восстановить статус Двора как инструмента государственного управления. В результате расстановки политических сил, сложившейся после смерти Елизаветы Тюдор, Яков I Стюарт не смог сразу подчинить своему влиянию ни Тайный Совет, ни другие властные институты. Неудачные попытки распространить свое влияние на традиционные правительственные структуры, продвинуть своих соотечественников – шотландцев в Тайный Совет и на государственные посты были компенсированы изменениями, осуществленными в королевском дворе. Двор стал одним из средств инкорпорирования шотландских ставленников монарха в английскую административную и социальную структуры. Актуализация служебного потенциала придворных должностей и структурные реорганизации королевского двора позволили превратить неформальное влияние ближайших королевских слуг в официальные властные полномочия, имевшие тенденцию выхода за пределы королевского двора. Яков I стремился придать ограниченному кругу ближайших слуг статус социально-политической элиты государства, вытесняя тем самым из королевского окружения как тюдоровскую аристократию, так и провинциальное джентри Англии.

Карл I, сменивший в 1625 г. на троне Якова I, продолжил абсолютистскую линию своего отца. Не стоит забывать, что это вполне соответствовало общеевропейской тенденции появления большого количества национальных монархических государств, усиления и централизации государственной власти, становления абсолютизма в странах Западной Европы.

Яков I и Карл I придерживались принципа «божественного права короны» и стремились к упрочению королевских прерогатив за счет сокращения влияния парламента, практическое участие которого в делах государства в нач. XVII в. оказалось сведено к минимуму. С 1611 г. по 1640 г. палата общин в общей сложности не заседала и двух лет.

В трудном 1624 г. Яков I уступил призывам встревоженных парламентариев назначить общенациональный пост, когда будущее протестантизма на континенте казалось в опасности, а Англия ничего не предпринимала, чтобы оказать помощь. С тех эта пор практика стала обычной. Архиепископ Лод ненавидел посты и препятствовал их проведению, ибо они свидетельствовали о проблемах, а нарушении традиционного согласия давало людям свободу выбора. А что если глас народа не выбирал того, чего хотел глас Божий?

Инициатива по назначению постов шла снизу. Те, кто настаивал на проведении постов в Долгом парламенте, в 1620-х гг. призывали к поддержке континентальных протестантов, а в 1630-х гг. опасался, что Бог оставляет Англию и кто к 1640 г. стали достаточно сильны и влиятельны, чтобы организовать всеобщий пост в Англии и Шотландии для поддержки молитвы за успех парламента за три дня до открытия Короткого парламента.

Пим и более поздние лидеры палаты общин использовали проповеди по случаю поста для подготовки политических действий, включая суды над графом Страффордом, архиепископом Лодом и самим королем. В апреле 1643 г. проповедники утверждали, что силы Англии заключены в ее парламентах, как силы Самсона – в его волосах и соединяли конституционные обращения к великой Хартии вольностей и Петиции о праве с библейскими аргументами.

В ноябре 1640 г. большинство парламентариев (и даже будущие роялисты) соглашались, что в английском государстве и церкви необходимы перемены. Монарха все еще ограждали от персональной критики. Великая ремонстрация в ноябре 1641 г. стала приговором правительству и его политике в целом и окончательно расколола палату общин на две непримиримые группировки.

Однако неудачи внешней и внутренней политики резко усилили оппозиционные настроения в обществе и в стенах парламента. Праведность Якова I подвергалась критике, ибо он не сумел возглавить европейских протестантов в час испытаний, но англичане были уверены в его протестантизме: Яков I осудил римского папу как антихриста. Карл I, напротив, не делал таких заявлений, в Шотландии он вернул церкви конфискованную землю, усилилась епископов, ввел молитвенник как уступку католичеству. С 1614 г. парламент по своему составу становится на 2/3 пуританским. Основным занятием парламента стало принятие резолюций о своем политическом приоритете, что приводило, как правило, к быстрым роспускам правительств. Попытки Карла I найти компромисс с парламентом закончились неудачно.

В 1626 г. парламент отказал короне в субсидиях в связи с недовольством войной с Испанией и правительством королевского фаворита лорда Бэкингема. Конфликт заключался в том, что проблемы внешней и внутренней политики понимались по-разному «двором» и «страной», на локальном и национальном уровнях, парламентариями - провинциальными джентри и государственными деятелями. Именно этим объясняется нежелание джентри в графствах разделять то бремя расходов на государственные нужды, которое в начале XVII в. навязывала им центральная власть.

В 1628 г. лидеры парламентской оппозиции, критикуя налогообложение, возражали как Джон Пим, что текст «отдайте кесарю кесарево» может быть применен к Англии, ибо «евреи были подчинены абсолютной власти римлян, а наше королевство всегда было свободно и наследовалось». Дж. Элиот заявил, что «речь идет не только о нашем имуществе и владениях, на карту поставлено все, что мы называем своим, те права и привилегии, благодаря которым наши предки являлись свободными».

Палата общин приняла Петицию о правах. Ссылаясь на ст. 39 Великой хартии вольностей 1215 г., в ней говорилось, что «ни один свободный человек не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен своей земли». Более того, авторы Петиции о правах дополнили это положение своими словами: «никто не может быть лишен своей собственности, или вольностей, или доходов». Здесь, наряду с земельной собственностью, была включена как неприкосновенная собственность предпринимателей и купцов. Авторы петиции протестовали также против сбора налогов без разрешения парламента.

Крайняя нужда в деньгах заставила Карла I утвердить 7 июня 1628 г. Петицию о правах. Но Карл I был взбешен, когда общины потребовали, чтобы Петиция о праве была отпечатана, он не хотел, чтобы простые люди прочли либо обсуждали ее. Не удивительно, что вскоре король, опираясь на поддержку англиканской церкви, аннулировал ее значение. В 1629 г. распустил парламент и в течение следующих 11 лет установился режим беспарламентского правления. Главное, что после роспуска парламента Карл I взял на себя личную ответственность за правительственную политику и решения. Правительство лорда Страффорда, нового министра Карла I, не считалось ни с традициями, ни с соглашениями Петиции о праве. Пуританская оппозиция подверглась преследованиям властей, тысячи пуритан бежали из страны. В результате «великого исхода» в 1630-1640 гг. из Англии эмигрировало 65 тыс. человек, из них 20 тыс. – в североамериканские колонии, Новую Англию. Критики в Англии все еще старались различать короля и его дурных советников, но в Шотландии это едва ли удавалось, ибо в 1636 г. попытки принудительного введения в Шотландии англиканства привели к вооруженному восстанию, переросшему в открытую англо-шотландскую войну.

Военные неудачи и отсутствие средств вынудили Карла I созвать 13 апреля 1640 г. новый парламент, от которого он потребовал 12 финансовых субсидий. Парламентарии, большинство которых составляли джентри графств, выдвинули встречные требования, в результате палата общин была распущена 5 мая 1640 г. В историю он вошел под названием Короткого парламента. Собранное для ведения шотландской войны провинциальное джентри представило петицию о плохом состоянии королевства. Острота противостояния «двора» и «страны» стала одной из предпосылок буржуазной революции сер. XVII в.

Долгий парламент и политические реформы 1640-1650-х гг. Утечка капиталов из страны, эмиграция в Америку наиболее предприимчивых торговцев и промышленников-пуритан, политика правительственных монополий и налогов обернулись сокращением производства, спадом торговли и ростом безработицы. Поражение а англо-шотландской войне, отсутствие денег, недовольство не только простолюдинов, но, прежде всего, части пэров, финансистов и купцов Сити вынудили Карла I созвать парламент, вошедший в историю как Долгий парламент, действовавший с 1640 по 1653 гг. С момента его созыва – 3 ноября 1640 г. – начинается конституционный период английской буржуазной революции, завершившийся бегством короля из Лондона и началом первой гражданской войны 22 августа 1642 г.

Деятельность Долгого парламента стала главной политической формой политических преобразований в стране. В его состав входило 516 членов палаты общин и 150 пэров. Самую значительную часть депутатов составляло новое джентри. В палате общин тон задавали депутаты парламентской оппозиции 1628 г. – Гримстон, Пим, Бэгшоу.

С вынужденного согласия монарха коммонеры разрушили основные инструменты абсолютизма и приняли меры к тому, чтобы сделать невозможным впредь беспарламентское правление. Положение англиканской церкви стало первым объектом обсуждения парламента и вынужденных уступок короны. Рассмотрев явные злоупотребления и нарушения прав и свобод, (так, трем авторам памфлетов против епископов решением Звездной палаты были обрезаны уши за «клевету и оскорбительные речи»), приговоры Звездной палаты были отменены, ее деятельность признана «вредной». Властью парламента ей было предписано выплатить осужденным значительные компенсации.

В начале 1641 г. парламентарии обсудили петицию (а затем и билль) «О корнях и ветвях». В результате епископальная власть была уничтожена, а епископы изгнаны из палаты лордов, что существенно изменило баланс сил в парламенте в пользу палаты общин.

Парламент провозгласил свою независимость от короны. Трехгодичный акт от 15 февраля 1641 г. установил, что король не может править без парламента более трех лет, а распустить парламент – не ранее 50 дней со дня его созыва. При несогласии короля парламент мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) либо собраться самостоятельно. Тем самым парламент из королевского превращается в орган национального представительства.

Кроме этого парламент попытался создать ответственную перед правительством администрацию. Парламент добился осуждения архиепископа Лода, некоторых придворных сановников и главы королевской администрации графа Страффорда, обвиненного в государственной измене в порядке импичмента. Слабовольный Карл I утвердил «Акт осуждения» и в мае 1641 г. Страффорд был казнен. В завершении борьбы за верховенство парламентом были приняты решения о ликвидации Звездной палаты и Высокой комиссии.

Долгий парламент сократил судебные полномочия короны, ликвидировав суды королевской прерогативы, суды справедливости (кроме лорда-канцлера), и ограничил юрисдикцию Тайного Совета. Взамен были подтверждены полномочия судов общего права, исторически находившиеся в поле влияния статутного права парламента. Тем самым парламент обеспечил свое главенство в сфере юстиции. Летом 1641 г. парламент подтвердил свое исключительное право в налогообложении.

В условиях обострения внешней (протестанты Ларошели, Богемии, герцогства Палатинат и других частей Германии просили о помощи) и внутренней обстановки в стране, падения престижа парламента, начавшегося в ноябре 1641 г. мятеж в Ирландии, парламентарии инициировали конституционное закрепление проведенных преобразований. 1 декабря 1641 г. палата общин незначительным большинством в 11 голосов приняла «Великую ремонстрацию», 204 статьи которой содержали перечень злоупотреблений короны. В ней депутаты отстаивали признание монархом «основных законов и начал управления королевством», осуждали порочную политику монополий, налогообложения без согласия депутатского корпуса, и самостоятельность распоряжения имуществами короны, подтверждали упразднение епископата и церковных судов. Преимущество юрисдикции судов общего права рассматривалось как гарантия обеспечения «законов и свобод королевства». В 1641 г. предложение напечатать Великую ремонстрацию вызвало такое возмущение в палате, что в первый и единственный раз в истории парламента обнажились шпаги. Это было предзнаменованием гражданской войны, в которой парламент должен был обратиться к простому народу, если монарху суждено потерпеть поражение.

Монарх, вернувшийся из Шотландии, был вынужден утвердить предъявленную петицию, что означало признание определенного политического равновесия в стране, возможности мирным путем решить назревшие вопросы.

Однако, утвердив соответствующие акты, монарх выждал момент, чтобы покончить с лидерами оппозиции. Он усилил дворцовую охрану, назначил преданного короне коменданта Тауэра, который не замедлил направить жерла крепостных орудий на Вестминстер, где заседал парламент. Карл I издал декларацию о защите короны от посягательств парламента и о сборе армии. 4 января 1642 г. монарх в сопровождении военного отряда прибыл в парламент, чтобы лично арестовать пятерых лидеров оппозиции. Это было воспринято как нарушение привилегий парламента, а преследуемые депутаты укрылись под защитой лорд-мэра Сити Лондона и горожан.

Неудачная попытка расправиться с лидерами парламентской оппозиции привела короля к потере контроля над восставшей столицей. В январе 1642 г. он вынужденно покинул мятежный Лондон, перебрался с двором на север под защиту феодальных лордов. На этом закончился «конституционный» период революции. В стране наступило двоевластие, выходом из которого стала гражданская война между роялистами («кавалерами») и круглоголовыми — сторонниками парламента.

Первая гражданская война 1642-1646 гг. 22 августа 1642 г. король поднял свой штандарт над крепостью Ноттингем и объявил войну парламенту. Это было начало первой гражданской войны, закончившейся только в 1646 г.

В период гражданской войны парламент принял меры к организации новой государственной администрации. Был создан исполнительный комитет парламента (7 пэров и 48 коммонеров), верховенство парламента заявлено в постановлении палаты общин о подчинении Тайного совета (1642 г.), согласно которому Тайный совет должен был назначаться с согласия парламента. В ходе гражданской войны создан ряд комитетов: комитет безопасности (1642 г.), уполномоченный раскрывать заговоры роялистов; комитет по ассигнованиям (1642 г.); комитет обоих королевств (Англии и Шотландии) (1644 г.), комитет по секвестрам имуществ роялистов (1644 г.), комитет по штрафам родственников «пассивных роялистов» (1643 г.). В 1643 г. парламент возобновил государственную печать, юстиция действовала от имени парламента. Палата по делам опеки была упразднена в 1646 г., что уничтожило организационно-правовые основы феодального землевладения.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1823;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.