Понятие и структура мировоззрения.
Наиболее распространенным определением понятия «мировоззрение», которое фигурирует в большинстве учебников по философии, является следующее: «Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире».
Несмотря на простоту данного определения, его толкование наталкивается на определенные сложности. Прежде всего, неясно, что имеют в виду под «совокупностью представлений о мире». Представления о мире многообразны: это могут быть и представления о Вселенной, и представления о полезных ископаемых планеты Земля, и представления о средствах для борьбы с тараканами. Если все эти представления включать в состав мировоззрения, то в этом случае объем понятия «мировоззрение» равен объему понятия «знание», и тогда становится неясным смысл его использования.
Менее распространенным, но, как кажется, более корректным, является определение мировоззрения как совокупности базовых взглядов, принципов и образных представлений, на основе которых возможна та или иная интерпретация явлений и событий окружающего мира. Например, признание реального существования всесильного и всеведущего Бога позволяет нам рассматривать человеческую историю как реализацию божественного замысла, отрицание же бытия Бога предполагает взгляд на человеческую историю как результат деятельности самих людей.
В идеале мировоззрение представляет собой сложную систему, которой присущи своя внутренняя структура и устойчивые элементы.
Системообразующим элементом мировоззрения являются знания (идеи, теории, концептуальные образы), создающие определенную картину мира и человека. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многознание», которое, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей,вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы представления о благе, истине, красоте, пользе и т. п.
Ориентируясь на идеалы, человек определяет цели и задачи жизни, формирует «образы» прошлого и» проекты» будущего, выстраивает программу действия.
Однако мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции, чувства и воля.
Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда - в тенденции - становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения - в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе - всего мирового сообщества.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 866;