Культурно-исторические формы мировоззрения.
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос о том, какие культурно-исторические формы мировоззрения следует выделять и в какой последовательности они возникли.
Наиболее расхожим мнением является утверждение о существовании четырех исторических форм мировоззрения: мифологического, религиозного, философского и научного. С этой точки зрения самой ранней формой мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Усложнение общественной жизни, формирование общественных структур, рационализация мифа привели к вычленению в самостоятельные сферы религиозного и философского мировоззрения. Становление научного мировоззрения приходится наXVI-XVII вв., когда наука заявляет о себе как самостоятельной системе знаний и начинает развиваться независимо от философии. Научное мировоззрение существует в виде общенаучной картины мира, являющейся мировоззренческим синтезом картин мира отдельных наук (физической, биологической, геологической и т.п.). Картинымира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
К сожалению, принять данную точку зрения не представляется возможным по нескольким причинам. Во-первых, некорректным представляется противопоставления мифологии (мифа) и религии. Различие между этими понятиями является не содержательным, а категориальным, а именно: как различие между частью и целым. Всякая религия включает в себя не только сознание, но и совокупность действий (обрядов), именуемых «культом». Следовательно, религия может быть представлена как своеобразный вид деятельности, где сознание - это лишь часть (элемент) этой деятельности. В свою очередь, содержание религиозного сознания может быть представлено и мифами, и философскими идеями, и научными теориями.
Во-вторых, вызывает сомнение постулирование факта наличия научного мировоззрения. Здесь желаемое выдается за действительное, так как в настоящий момент синтез частных наук еще далек от завершения, поэтому и говорить о построении общенаучной картины мира явно преждевременно.
Поэтому, чтобы не вводить читателя в заблуждение, имеет смысл ограничиться рассмотрением двух культурно-исторических форм мировоззрения: мифологической и философской.
ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Понятие мифа
Прежде всего, следует уточнить содержание ключевых понятий данного раздела. Миф (от греч. mythos - предание, сказание) -это повествование, рассказ, излагающий определенное представление древних людей о мире и человеке с помощью своебразного языка, в терминах которого они описывали и интерпретировали этот мир.
Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Он выступал как универсальная, нерачлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки эмпирических знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.
В практической жизни миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни: дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Таким образом, традиционный миф - не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь.
Мифология (от греч. mythos - предание, сказание + logos - слово, понятие, учение) -совокупность мифов, возникших у определенного народа на определенной стадии развития.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1875;