ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие философии

Философия зародилась примерно в VII-VI в. до н.э в древних культурах Индии, Китая, Греции. Слово «философия», которое впервые ввел в речевой оборот, как полагают, Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.), происходит от греческих корней: phileo - люблю и sophia - мудрость ипереводится буквально как «любовь к мудрости».

Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мыслителей: они открыли силу разума, силу рационального мышления. Сущность этой силы - в логической необходимости, т. е. в том, что из признания истинности посылок с необхо-димостью вытекает истинность выводимых из них следствий. Это значит, что можно устанавливать и доказывать истину на основе логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, без обращения к непосредственной проверке ее в опыте. Философия в их понимании была искусством добывать истинное знание с помощью разума, логики, мысленных выкладок. Искусство такого рода древние греки называли теоретическим. Таким образом, философия явилась той культурной формой, в которой впервые стало развиваться теоретическое мышление.

С момента возникновения философии и до нашего времени прошло чуть менее трех тысячелетий. За это время возникло множество учений, авторы которых называли себя «философами», а свои идеи - «философскими». Разнообразие философских идей и учений настолько велико, что может казаться невозможным вообще найти что-либо общее, объединяющее их под знаком философии. Немецкий философ В. Виндельбанд по этому поводу писал: «С философами, по-видимому, дело обстоит приблизительно так, как с отдельными личностями, носящими имя Павла, по отношению к которым также никто бы не мог найти общего признака, на основании которого они носят это общее имя». Но, продолжал он, эта аналогия слишком рискованна: если ее принять, то «общая история философии была бы бессмыслицей. Она имела бы тогда ровно столько же смысла, как если бы кому-нибудь пришло в голову написать историю всех людей, называвшихся Павлами».

Какова же главная нить, связывающая в единое целое разнообразные исторические варианты философии? Вряд ли ее удастся представить в виде границы, очерчивающей содержание философии. Тематика философских размышлений не имеет границ. Различные вопросы то входят в поле зрения философов, то выходят из него: философия постоянно всматривается в общественную жизнь и откликается на нужды современности, зачастую ставя вопросы, которые затем получают решение в науке и практической деятельности людей.

Сущность и специфика философии, скорее всего, не столько в ее тематике, которая за исключением некоторых «вечных» проблем непостоянна, сколько в ее подходе к поднимаемым ею проблемам.

С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней. По этому поводу английский философ XX века А. Уайтхед как-то заметил: «Истинный метод философского творчества состоит в том, чтобы выработать наилучшую (в пределах наших возможностей) схему общих идей и бесстрастно применять их к истолкованию опыта». Исходя из сказанного, можно дать краткое определение философии.

Ø Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.

Следует иметь в виду, что данное определение слишком кратко, чтобы дать достаточно ясное и полное представление о сущности философии. Философия очень сложна и разнообразна по своему содержанию и формам, так что кратко определить ее невозможно. Какого-то одного, общепринятого определения философии не существует.

3.2. Состав философского знания

В ходе развития философии в ней исторически складывались различные области исследований, каждая из которых охватывала определенную совокупность взаимосвязан-ных проблем. Со временем эти области исследований превратились в разделы философс-кого знания.

Классическими разделами философского знания считаются:

Онтология(греч. on, ontos - сущее+logos - учение) - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий наиболее общие (универсальные) принципы, законы и категории сущего (существующего). Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и не сводился бы к ним.

Гносеология(греч. gnosis - знание+logos - учение) – теория познания; раздел философии,исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.

Эпистемология (греч. episteme – достоверное знание) - теория науки; раздел философии, изучающий методы и формы научного познания.

Логика(греч. logike – наука о правильном мышлении, «искусство рассуждения») - раздел философии, связанный с познанием форм, методов и законов мышления.Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждений, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, то логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.

Философская антропология(греч. anthropos - человек+logos - учение) - раздел философии, исследующий наиболее общие принципы и законы человеческого бытия.








Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1632;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.