Работа над текстами
"Барабек". Вы, конечно, помните детскую дразнилку про обжору - прекрасный перевод К.И.Чуковским английской народной песенки. Действительно, это фольклорное преувеличение может вселить "ужас":
Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек. И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: "У меня живот болит!" |
***
"Сальери". Прекрасным материалом для тренировки голоса являются стихи, написанные пятистопным ямбом. Они позволяют на протяженной фразе вытренировывать длительное голосовое звучание. Когда читаете, представляйте то, о чем вы говорите. Вот Сальери, мучающийся тем, что, прилагая столько добросовестного труда, он не получает такого вдохновения и результатов творчества, каковы творения ветренного Моцарта:
Все говорят: не правды на земле.
Но правды нет - и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался - слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано правздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке...
Расставьте паузы, разделив текст на смысловые группы. Подчеркните главные слова. Объясните, почему вы сделали именно это деление, а не иное.
***
Считалки или что-то похожее... Замечательно использовать для работы над интонацией детские считалки. Они всегда выразительны, ритмичны, мелодичны. Это стихотворение Оскара тоже похоже на считалку:
Карл Иваныч с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
"Как избавить этот нос,
Чтобы больше он не рос?"
- Вы купите папиросу,
Привяжите ее к носу,
А потом, потом, потом
Отрубите топором.
Совет мастера
Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями. (К. С. Станиславский)
Монотонное произнесение, убивающее красоту и отчасти смысл, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора. (А. Говоров)
«От сердца к сердцу нити проложить. И как живой с живыми говорить» — таково требование к ораторскому искусству. Ведь «источник красноречия — в сердце» (Дж. Милль). «Чтоб собеседник нашу мысль постиг - Нужней нам сердце, нежели язык» — гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Нужно постоянно обогащать речевую выразительность. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков — все, что входит в понятие «интонирование речи», играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонации самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое - ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона.
(З.В.Савкова. Искусство оратора. Спб., 2004)
Занятие 6-е. Дикция
Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 1746;