Работа над текстами. «Карл Пятый » Для развития голоса и дыхания полезнее всего работать с конкретными «любимыми» текстами
«Карл Пятый…» Для развития голоса и дыхания полезнее всего работать с конкретными «любимыми» текстами, где имеются разнообразные по объёму речевые отрезки. Возьмём классический текст о русском языке и прочитаем его заинтересованно — так, будто вы и есть тот самый учёный, который призывает к изучению «великолепного, живого, твёрдого и нежного, богатого и сильного в изображениях» языка.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но есть ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. (М. В. Ломоносов. «Российская грамматика», 1755 г.)
«Наш дивный, могучий, поющий язык...»Прочитайте текст философа Ивана Александровича Ильина о русском языке. Предварительно разделите текст на такты, отметив паузы и подчеркнув главные слова. Почувствуйте в наиболее развёрнутых предложениях этого текста интонационное нарастание, кульминацию и «падение» голоса в конце предложений.
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(И.А.Ильин. «О России», 1947)
Совет мастера
Счастлив, кому природа даровала гибкой, чистой, лиющийся и звонкий голос. Древние столько уважали сие дарование, что изобрели особенную науку делать его приятным. Частое упражнение, напряжение груди и вкус в музыке, могут дополнить или скрыть недостатки природы. (М.М.Сперанский)
***
Из приведённых ниже афоризмов можно вывести вполне определенные советы. Сформулируйте их.
Голос — это второе лицо. (Жерар Боэ)
Не приближайся к женщине с крикливым голосом. (Поучения Ахикара)
Чем выше голос, тем ниже интеллект. (Эрнест Ньюмен)
Мужчины всегда будут восхищаться женщиной, чей голос подшит бархатом. (Брендан Френсис)
Ее голос настолько красив, что даже не понимаешь, что она говорит. (Стелла Патрик Кемпбелл)
На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. (Жан Лабрюйер)
Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 880;