Работа над текстами. Конечно, главное в занятиях техникой речи – сама речь, работа над текстами, реальное звучание оратора
Конечно, главное в занятиях техникой речи – сама речь, работа над текстами, реальное звучание оратора. Если вы будете регулярно читать вслух тексты, размышлять над ними, заниматься их разбором, а главное, полюбите то, что вы читаете, то ваша душа непременно выразится в том, как вы делаете. Чтение и работа над текстами – основное в тренировке выразительного чтения.
"Полтава". Прочитайте вслух отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Полтава", наблюдая за тем, чтобы паузы для добора дыхания не разрывали течения мысли. К последней строке в описаниях картины боя достигается предельная кульминационная точка (голос поднимается верх), а затем ставится столь же максимальная контрастная точка опусканием голоса вниз:
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет, /
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
"Скакалка". Это стихотворение должно читаться так же искренне и увлечённо, как его автор прыгает с верёвочкой… Для правильного интонационного звучания неплохо как бы подкручивать верёвочку двумя руками – тогда руки словно подсказывают рисунок интонации, с которой произносятся строки стихотворения. Поскольку скакальщица увлечена своим делом, ей некогда и переводить дыхание – доведите чтение стиха до того, чтобы пауза-добор дыхания делалась только однажды, в середине стихотворения. Читайте сразу без подглядывания в текст – ритм и сами собой напрашивающиеся рифмы стиха помогут вам быстро выучить его наизусть.
Со скакалкой я скачу, Научиться я хочу Так владеть дыханьем, чтобы Звук держать оно могло бы, Глубоко, ритмично было И меня не подводило. Я скачу без передышки И не чувствую одышки. | Голос звучен, льется ровно И не прыгаю я словно. Раз - два! Раз - два! Раз - два! Раз! Можно прыгать целый час!.. |
Совет мастера
По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искренности. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие - все эти психические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержание, находят верное отражение в звуковом потоке.
Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор - всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, - [...] должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и волевую реакцию.
/Бернштейн С.Н. Языковая сторона радиолекции./
Занятие 3. Голос
Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 1087;