Занятие 7-е. Темп и ритм

Звуки и скороговорки

Упражнение 1. Для отработки ритма, темпа и паузации (а значит и интонации) произнесите скороговорку, делая после каждого слова паузу со счётом «раз, два, три».

Кукушка /1—2—3/ кукушонку /1—2—3/ купила /1—2—3/ капюшон: /1—2—3/ Как /1—2—3/ в капюшоне /1—2—3/ он /1—2—3/ смешон.

 

Постарайтесь интонацией каждого слова оправдать паузу, которую вы держите. Для этого окрасьте каждое слово своим отношением и чувствами, смыслом, которые вкладываете в их произношение. После каждого слова вы как бы ставите восклицательный знак, показывая значительность события. Например:

[Вслух] [Про себя]

Кукушка! (Вот кто совершил это действие — и вы представляете, кому?!.. и да как она могла?.. или что-нибудь в этом роде.)

Кукушонку! (И представить не можете, что она сделала!)

Купила! (И что бы, вы думали, она купила?)

Капюшон!.. и т.д.

 

С такими же паузами-«считалками» произнесите известные вам скороговорки и стихотворные строки:

Не красна /// изба /// углами, /// а красна /// пирогами.

Вороне /// где-то /// Бог /// послал /// кусочек /// сыру…

Гордость /// до добра /// не доведёт.

Учись /// вежливости /// у /// невоспитанного.

 

Темп и ритм

Многие люди страдают «пулемётностью» речи. О них так и говорят: «строчит как из пулемёта». Слушатели не успевают следить за содержанием произносимой речи. Правда, бывает так, что говорящий специально увеличивает темп речи, чтобы слушающий не успевал осмыслить его речь: он (говорящий) якобы слишком взволнован, когда говорит о предмете своей речи. Так, в частности поступают, в рекламе: говорят столь взволнованно и псевдо увлечённо — не говорят, а «частят» так, что слушающему впору бросать все дела и бежать что-нибудь «покупать», куда-нибудь «ехать» или кому-нибудь «звонить».

Так поступают в новомодных радиопередачах молодые дикторы: им кажется, что темп речи показывает, как они особым образом умеют быстро и выразительно сопрягать слова, например, на одном дыхании выпаливают длиннющую фразу из множества предложений. Зато как только «выпулили», так начинаются заминки вроде «э-э-э-ммм», «м-да-а-а…», потому что измождённому дыханию требуется передышка.

Если хотите, чтобы вас понимали и слушали, вкладывайте ваши слова в разум слушателей осмысленно и не торопясь. Можете быть взволнованными, но позволяйте слушателям успевать обдумывать сказанное, а это возможно только в паузах, на которые делится поток речи.

Мы начали наши советы в 1-м занятии с того, что «пауза — великое проявление мастерства», поэтому учитесь «держать паузу». Как только вы научитесь ценить каждое произносимое вами слово, так сразу же у вас появятся богатые интонации, потому что паузу надо будет оправдывать. Поэтому темп речи необходимо сдерживать, размышляя над смыслом следующих после паузы слов, а затем энергично доносить этот смысл в речи-звучании.

 

Совет мастера

Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных её козырей (К.С.Станиславский)

Паузы – не пустые, а – заполненные. (В.И.Немирович-Данченко)

 

О логических и психологических паузах:

… В то время как логическая пауза формирует такты, целые фразы и помогает выяснить их смысл, психологическая пауза даёт жизнь этой мысли, фразе такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна.

Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству. (…)

Знаете ли вы, как высоко ценится психологическая пауза?

Она не подчиняется никаким законам, а ей подчиняются все без исключения законы речи.

Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там её смело вводит логическая пауза. Например, представьте себе, что наш театр едет за границу. Всех учеников берут в поездку, за исключением двух. – Кто они? – спрашиваете вы в волнении у Шустова. – Я и… (психологическая пауза, чтобы смягчить готовящийся удар или, напротив, чтобы усилить негодование)… и… ты! – отвечает вам Шустов.

Вам известно, что союз «и» не допускает после себя никаких остановок. Но психологическая пауза не стесняясь нарушает этот закон и вводит незаконную остановку.

(К.С.Станиславский. Работа актёра над собой)








Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 731;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.