Работа над текстами. «Я тоже имел честь сказать вам русским языком »
«Я тоже имел честь сказать вам русским языком…»
Проанализируйте стиль диалога-спора из водевиля А. П. Чехова «Медведь». Насколько корректно ведут себя его участники? Как выражается их неприятие друг друга в стиле речи? Какие уловки используют участники диалога? Разыграйте диалог.
Отставной офицер Григорий Степанович Смирнов просит Попову, «вдовушку с ямочками на щеках», вернуть ему деньги, которые взял в долг её покойный супруг. Поскольку она отказывается вернуть ему деньги в данный момент, Смирнов, рассерженный отсутствием денег у всех должников, кричит своему кучеру в окно: чтобы тот «распрягал» — мы, мол, здесь остаёмся. На крик входит Попова.
Уловки: Увод от темы | Попова: (входит, опустив глаза) Милостивый государь, в своём уединении я давно уже отвыкла от человеческого голоса и не выношу крика. Прошу вас убедительно, не нарушайте моего покоя! Смирнов: Заплатите мне деньги, и я уеду. Попова: Я сказала вам русским языком: денег свободных у меня теперь нет, погодите до послезавтра. Смирнов: Я тоже имел честь сказать вам русским языком: деньги нужны мне не послезавтра, а сегодня. Если сегодня вы мне не заплатите, то завтра я должен буду повеситься. Попова: Но что же мне делать, если у меня нет денег? Как странно! Смирнов: Так вы сейчас не заплатите? Нет? Попова: Не могу… Смирнов: В таком случае я остаюсь здесь и буду сидеть, пока не получу… (Садится.) Послезавтра заплатите? Отлично! Я до послезавтра просижу таким образом.. Вот так и буду сидеть… (Вскакивает.) Я вас спрашиваю: мне нужно заплатить завтра проценты или нет?… Или вы думаете, что я шучу? Попова: Милостивый государь, прошу вас не кричать! Здесь не конюшня! Смирнов: Я вас не о конюшне спрашиваю, а о том, нужно мне платить проценты или нет? Попова: Вы не умеете держать себя в женском обществе. Смирнов: Нет-с, я умею держать себя в женском обществе. Попова: Нет, не умеете! Вы невоспитанный, грубый человек! Порядочные люди не говорят так с женщинами. Смирнов: Ах, удивительное дело! Как же прикажете говорить с вами? По-французски, что ли? Мадам, же ву при… как я счастлив, что вы не платите мне денег… Ах, пардон, что обеспокоил вас! Такая сегодня прелестная погода! И этот траур так к лицу вам! Попова: Неумно и грубо. |
Совет мастера
Для всякого человека, имеющего дело с речью, чрезвычайно полезны советы мастеров речевой и вокальной педагогики. Вот основные требования, которые предъявляются к «языку тела» говорящего или поющего на сцене:
1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче - идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. "Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества". Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать "ласковые глаза". Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, - нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.
5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.
Педагог Н.М.Малышева в своей работе "О пении" вспоминает, как К.С.Станиславский работал над постановкой тела актера для сцены, какие предъявлял требования: "нужно прислониться спиной к косяку двери, шкафа, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется.
Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)".
У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Старайтесь избегать этого. Ничто не портит настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям.
(Из статьи: Е.М.Пекерская. "Вокальный букварь".)
Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 819;