Операции над вещественными данными

знак операции содержание операции + " сложение

вычитание * умножение / деление

В ТР отсутствует операция возведения в степень, при необходимости ее исполь­зования применяют стандартные функции. А" соответствует EXP (A*Ln(x)), где Ln(x)-функция вычисления натурального логарифма для числа Х(х>0),ЕХР(у)-экспонеита числа Y,-r.e. е^ Существуют стандартные функции, позволяющие определить некото­рые тригонометрические величины, например, для нахождения синуса числа Х служит функция SIN(x), х задается в радианах. Функция SQR(x) вычисляет квадрат числа X, а SQRT(x) - значение корня квадратного из X.

Подробнее со стандартными функциями, применимыми к числовым данным, познакомимся на следующих занятиях.

Арифметическое выражение- это конструкция языки, задающая правили вычис­ления значения величины и состоящая из числовых констант, переменных, стандартных функг^ий, соединенных знаками арифметических операций.

Если в выражении есть хоть один вещественный операнд, то результат вы­ражения имеет вещественный тип. Приоритет (очередность выполнения) операций в арифметическом выражении:

1. Вычисление значений стандартных функций.

2. Операции умножения и деления.

3. Операции сложения и вычитания.

Порядок выполнения операций регулируется с помощью круглых скобок. В про­стейшем случае выражение может состоять из одной константы или одной перемен­ной. Правила записи арифметических выражений:

1. Знак операции деления "/" позволяет записать в строку выражение, которое традиционно записывается с выходом из строки.

А

Например: выражение — записывается как А/В. В

2. Знак операции умножения нельзя опускать. Например:


9. Записать порядок операций и вычислить выражение

-a mod b + a div b*c при а=-1 l,b=2,c=3

10. При каком значении Х справедливо равенство 20 div Х = 20 mod X ?

11. Подберите соответствующие идентификаторы переменных для хранения значений ниже перечисленных данных и опишите их:

- число дней в году;

- количество листов в книге;

- расстояние между планетами;

- стоимость билета в театр;

- температура человека.

\a\-\b\ c(a+b)

12. Записать на языке PASCAL выражение ~,——-Г + —у,—— \a-b\ a be

©?

I .Для чего используется указание типа данных величин?

2.Как описывается тип величины в программе на языке PASCAL?

З.Чем отличается константа от переменной?

4.Для чего нужен идентификатор?

5.Чем характеризуется целый тип данных?

б.Чем характеризуется вещественный тип данных?

7.Что такое выражение?

8.Каков приоритет выполнения операций в выражении?

9.Какого типа будет результат арифметического выражения?

10.Какие утверждения правильны?

1/10 - вещественная константа;

0.1 - вещественная константа в форме записи с фиксированной точкой;

-1273.- отрицательное целое число;

6.1*10 - вещественная константа в форме с плавающей запятой;

II .Какие из следующих соотношений (запись константы в форме с плавающей и в форме с фиксированной запятой) неправильны? 6.22Е+02 622 20Е-03 0.02 0.2ЕОЗ 2000.0 1200Е+03 12000.0______________________________

§6. Понятие оператора. Операторы присваивания, ввода, вывода

6.1. Оператор языка

Оператор - это законченная фраза языка программирования, определяющая какое-то действие над данными

Все операторы записываются в разделе операторов и отделяются друг от друга символом ";".

Оператор присваивания (:=)

Оператор присваивания позволяет присвоить переменной какое-то значение. Общий вид оператора присваивания:


«^идентификатор _ переменной>:=<выражение>;

Выполнение оператора:

1 .Вычисляется значение выражения, стоящего в правой части. 2.Вычисленное значение присваивается переменной, имя которой стоит слева от знака ":=" в операторе. Например: Х:=Х+2;

М:=0;

Следует помнить:

1 .Чтобы оператор присваивания выполнился правильно, все переменные, входящие в вы­ражение правой части, обязательно должны иметь некоторые значения к моменту выполнения оператора.

Пример: оператор Y:=X1+X2; будет иметь смысл только тогда, когда перед ним были выполнены, например, такие операторы: Х1:-5;Х2:—11; иначе значение пере­менной Y не определено.

2. При выполнении оператора присваивания предыдущее значение переменной, иденти­фикатор которой стоит слева от знака "присвоить", заменяется на текущее.

var

a: integer;

begin

а:=2; {Чему будет равно значение переменной "а"}

а:=а+3; {после выполнения этих операторов?}

3. Необходимо, чтобы переменная в левой части оператора и выражение в пра­вой его части были одного типа.

Исключение:

разрешается присваивать переменной вещественного типа значение целого типа; в этом случае значение преобразуется в вещественный тип.

var

x,y:integer;

begin

х:-=2;

у:=-2.5;{неверно}

_©?___________________________________________________________

1. Какие из следующих конструкций не являются оператором присваивания и почему? а) а:=Ь; г) у:=у;

б)а:=с+ 1; д)-у:=у;

в) а*х-Ь:=0;

2. Пусть переменная Х имеет значение 0.2, а переменная Y-значение -0.2. Какие значе­ния будут иметь Х и Y после выполнения операторов присваивания.

х:=х-2+у;

У-У/2;________________ ____________________________


Оператор ввода

Задать определенные значения переменным можно не только с помощью оператора присваивания. Точнее, это процедура ввода значений с клавиатуры (т.е. вспомогательный алгоритм, решающий данную задачу). Таких процедур две: READ и RE ADLN.

Общий вид процедур ввода:

READ (список _ идентификаторов _переменных);

READLN (список _ идентификаторов _ переменных);

Список состоит из идентификаторов переменных, записанных через запятую (в част­ном случае он может содержать идентификатор только одной переменной). При вы­полнении этой процедуры выполнение программы приостанавливается до тех пор, пока пользователь не введет с клавиатуры значения для всех переменных, указанных в спи­ске. Вводимые значения набираются минимум через один пробел на клавиатуре и вы­свечиваются на экране дисплея. После набора данных для одной процедуры READ на­жимается клавиша "ввод". Курсор остается в той же строке экрана, где высвечены вво­димые значения. Вводимые значения должны строго соответствовать типу соответст­вующих переменных. Обратите внимание, что вводить с клавиатуры можно только значения переменных, но не выражения.

VAR

i.-real;

j,k:integer;

BEGIN

read(ij,k);

Первый вариант ввода: 2.144 8 1 (enter) обеспечивает нормальный ввод данных, после чего переменная i получит значение 2.144, переменная j- значение 8, а переменная k- соответственно 1.

Второй вариант ввода: 8 2.144 1 вызовет ошибку транслятора, т.к. была попытка при­своить целой переменной i значение вещественной константы 2.144.

VAR a,b,suml integer;

c,d,sum2:real;

BEGIN read(a,b);

suml:=a+b;

read(c,d);

sum2:=c+d;

Набираем на клавиатуре 18758 34(enter)2.62E-02 1.54(enter)

Процедура ввода значений READLN аналогична процедуре READ, единст­венное отличие в том, что после считывания значения последней переменной процеду-


ры READLN данные для следующей процедуры READLN будут считываться с новой строки.

6.4. Оператор вывода

Целью написания программы является получение результата, причем в удобном для человека виде. Наиболее часто результат решения задачи выдается на экран дис­плея. Для этого используются процедуры вывода данных на экран WRITE и WRITELN. Общий вид процедур:

WRITE(cnHCOK вывода);

WRITELN(cimcoK вывода);

Список вывода составляют перечисленные через запятые выражения. Вспомни­те, что переменная и константа - частные случаи выражения. Процедура вывода вычис­ляет значение выражения и вычисленное значение выводит на экран дисплея.. Значения всех выражений из списка вывода выводятся в строчку, одно за другим до конца стро­ки; Причем, если для вывода использовалась процедура WRITE, курсор остается на той строке, где было выведено значение последнего выражения списка вывода. При выводе с помощью WRITELN курсор переместится в начало следующей строки экрана после того как будут выведены все значения списка.

VAR X,Y: integer;

begin

х:=2;

у-10;

writeln(x,y,x+y);

end.

После выполнения программы на экране появится: 21012 и курсор переместится на следующую строку.

Процедура WRITELN без списка вывода просто переводит курсор в начало еле-' дующей строки дисплея.

Часто бывает нужно оформить соответствующим образом выводимые на экран данные, например, вывод чисел в столбик сделать так, чтобы цифры одинаковых разря­дов чисел помещались в одних колонках. Для этого используют форматированный вы­вод.

Формат вывода.

Для каждого выражения списка вывода через двоеточие можно задать ширину поля вывода.

VAR результат выполнения программы:

i: integer;

begin 134 (цифра 4 - в шестой колонке)

i:=134; Ццифра 1 -в 10-ой колонке)

writeln(i:6); 614 (цифра 4 - в 7-ой колонке)

i:=l;

writeln(i:10);


i:=312;

writeln(i+i:7);

end.

Для выражений вещественного типа в списке вывода можно задать общую ши­рину поля вывода (считая точку) и число позиций под дробную часть.

VAR результат выполнения программы:

rreal;

begin 134.0400 (цифра б -в восьмой колонке) г:=134.04; -11.32 (цифра 2 -в 7-ой колонке) writeln(r:8:4); 31.5200 (цифра 2 - в 7-ой колонке) r:=-11.32;

writeln(r:7:2);

r:=31.52;

writeln(r:9:4);

end.

Если нужно вывести на экран какой-то текст (например, пояснительного харак­тера), этот текст следует заключить с обеих сторон в апострофы и вставить в нужное место списка вывода.

VAR

a: integer;

begin

\уг11е1п('введите целое число');

readln(a);

writeln('KBanpaT числа ',а,' равен ',а*а);

end.








Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 1288;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.