вопрос. Структурный анализ сознания.

 

Структура сознания по А.В.Петровскому: психологическая и функционально-психологическая и Язык – как условие существования и развития.


Все отмеченные характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей. Сознание — высший уровень психического отражения. Однако область психического шире области осознанного, кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые возникают, но не осознаются им. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные проприоцептивные, зрительные, слуховые ощущения. Неосознаваемые образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мыслей человека, объекты, на которые направлено внимание. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и однозначно не решается.

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву

Главное изменение сознания А.Н.Леонтьев характеризует как изменение «значений» и «смыслов». Значение в его понимании — это то, что открывается в предмете или явлении объективно. Это — обобщение действительности, ее отражение, не зависящее от индивидуального, личностного отношения к ней человека, а выделяющее ее объективные устойчивые свойства. Этим оно отличается от смысла, выступающего, согласно автору, «как отношение, которое создается в жизни и деятельности субъекта».

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Ле­онтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл. Чувственная ткань сознания,по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реаль­ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень­шей устойчивости и т.д. ...Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль­ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со­держанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания - как объек­тивное „поле" и объект его деятельности»1 (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 133 -134.). Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

Значения- это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым со­храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при­общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе­ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свер­нутая в материи языка идеальная форма существования пред­метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры­той совокупной общественной практикой» (Там же.-С. 140-141.)2. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значе­ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На­пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное соци­альным нормативом. Однако для одного эта пятерка - пока­затель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обе­щанного подарка от родителей и т.п. То содержание значе­ния, которое оно приобретает лично для каждого челове­ка, называется личностным смыслом.

Личностный смысл, таким образом, отражает субъек­тивную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мо­тивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания»^.

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между лич­ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз­никающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на­звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос­приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни­лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита­ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс­ловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь­ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать­ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо­тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи­лактики и преодоления этого явления.

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

Итак, А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

· чувственную ткань образа;

· значение;

· смысл.

Зинченко выделяет два слоя сознания Столяренко С.220, 224

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Владимир Петрович Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

 

 








Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 5411;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.