Организационная структура Земских соборов
Земский собор состоял как бы из двух палат:верхняя палата – это Боярская дума и Освященный собор (невыборный элемент Думы); нижняя палата– это выборные люди от различных чинов (классов) государства.
В зависимости от классового составаЗемские соборы можно разделить на 2 группы – полные и неполные:
1) Полные Земские соборы – когда в деятельности Собора участвовали выборные из служилого класса (в основном, дворянства, но были представители и других служилых чинов – стольников, стряпчих, стрельцов, казаков, пушкарей и т. п.) и из тяглого класса (в основном, посадского (городского) населения;представители от государственных крестьян были только на двух Соборах – 1613, 1682 гг.).
Последний полный Земский собор был созван в 1653 г. (по вопросу о присоединении Малороссии).
2) Неполные Соборы (сословные собрания) – когда в нижнюю палату входил только один чин (класс) – дворяне либо посадские люди; или когда в нижнюю палату входили только Московские чины – представители столичного дворянства и московского посада.
В зависимости от компетенцииЗемские соборы можно разделить на 2 группы – избирательные и неизбирательные:
1) Избирательные Соборы -избирали царей в «безгосударное» время (Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и др.) и являлись высшими органами государственной власти. Созывались Боярской думой или патриархом. К избирательным можно также отнести Соборы, которые санкционировали вступление на престол первородного наследника (Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Петра и Ивана Алексеевичей). Но данные Соборы уже не обладали верховной властью в стране.
2) Неизбирательные Соборы – рассматривали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики:
а) Вопросы внешней политики – Соборы 1566 г., 1642 г. (Азовский), 1651 г., 1653 г. (Малороссийский);
б) Соборы, принимавшие правовые сборники и важнейшие законы – Собор 1550 г. (Судебник Ивана IV), Собор 1648-1649 гг. (Уложение Алексея Михайловича), Собор 1682 г. – постановление об уничтожении местничества;
в) Большинство Соборов решали вопросы финансового характера, санкционировали введение чрезвычайных налогов (особенно после Смутного времени);
г) Вопросы экономические, о развитии торговли и промышленности, решали, в основном, неполные Соборы, где был представлен торгово-промышленный класс (посадские люди);
д) Некоторые Соборы осуществляли судебные функции (верховный политический суд) – Собор 1605 г. (суд над Василием Шуйским), Собор 1698 г. (суд над царевной Софьей).
В отличие от Боярской думы, Земские соборы являлись законосовещательными органами (за исключением избирательных Соборов). Грамоты Соборов требовали обязательной санкции царя.
Чем слабее была власть монарха (например, в период и после Смутного времени, малолетства царей, народных бунтов), тем чаще созывались Соборы. По мере усиления царской власти, совет с народом происходит все реже. Во второй половине XVII в. (с 1653 г.) созывались лишь неполные Соборы.
Деятельность Земских соборов не регламентировалась законодательно. Не существовало сроков созыва Соборов. Время деятельности Соборов – от трех лет (Собор 1616 – 1619 гг.) до двух недель (Собор 1642 г.). Соборы всегда проходили в Москве (в основном, в царском дворце).
Выборы на Земский собор и совещания выборных людей на Соборе проходили по сословиям (по чинам). Единых избирательных норм не было. Правительство для каждого Земского собора определяло число выборных. Некоторые города не посылали выборных ввиду удаленности от Москвы, трудности дороги и т.п. Избирательный округ – это город с уездом. Чем крупнее был город, тем больше он посылал выборных (например, Новгород по числу выборных приравнивался к пяти городам). Иногда на Соборе присутствовали одни москвичи (неполный Собор).
Порядок выборов. Правительство рассылало призывные грамоты на имя воеводы или губного старосты, по которым каждый чин выбирал своих представителей на Собор. Составлялись протоколы, которые посылались в Москву вместе с грамотами воевод о производстве выборов. Воеводам запрещалось вмешиваться в процедуру выборов. Выборные люди должны были в Москве явиться в Разряд или Посольский приказ. Они получали особые наказы – «запасы» от избирателей, а также государственное содержание на время депутатской деятельности.
Деятельность Собора начиналась с общего собрания, где царь или думный дьяк объявляли вопросы для Собора. Далее проходили совещания по чинам, каждый из которых составлял свое решение – «сказку». Эти решения заносились в соборный приговор – грамоту, которая утверждалась царем («утвержденную грамоту»). Решения принимались единогласно («единомысленно»), но была возможна подача царю особого мнения, не согласного с мнением большинства. Протокол соборной деятельности скреплялся печатями царя, патриарха и высших чинов; низшие чины скрепляли протокол крестным целованием и подписями (за неграмотных подписывали грамотные). Закрытие Земского собора проходило вновь на общем собрании сословий, в торжественной обстановке.
III. Особенности «симфонии» Русской Православной Церкви и государства в XVI – XVII.
Русская Православная Церковь – это духовный элемент соборной монархии. В Московском государстве Церковь, юридически, сохраняла самостоятельность, высшим органом власти в Церкви оставался Освященный собор. Главой исполнительной власти был митрополит, с 1589 г. – патриарх.
Однако на практике «симфония» Церкви и государства все более нарушалась в направлении протестантской модели «цезарепапизма». Вмешательство царей в церковную жизнь наиболее активным становится после введения патриаршества в 1589 г., когда Русская Православная Церковь стала канонически самостоятельной в отношении Византии (фактически это произошло после взятия Константинополя турками в 1453 г.). Цари созывали Освященные соборы, определяли кандидатуры митрополитов (патриархов), участвовали в решении не только церковно-правительственных вопросов, но и вопросов обрядовых, даже догматических (например, вопросы Ивана IV духовенству по всем проблемам церковной жизни на Стоглавом Соборе 1551 г., или участие Алексея Михайловича в обрядовой реформе патриарха Никона).
Но существуют и противоположные примеры активного участия церковных иерархов в политической жизни. Например, огромное влияние на молодого царя Ивана IV оказывал митрополит Макарий – участник Избранной рады, на молодого царя Михаила Романова – его отец, «великий государь» патриарх Филарет, на молодого царя Алексея Романова – «великий государь» патриарх Никон. Патриарх Гермоген фактически заменил царя в Смутное время.
Церковные иерархи часто присутствовали на заседаниях Боярской думы, входили в состав верхней палаты Земского собора.
IV. Этапы развития системы местного управления в XVI – XVII вв.
1 этап.До середины XVI в. в уездах и волостях административные, финансовые, судебные функции осуществляли наместники и волостели – чиновники великого князя Московского (система «кормления»).
2 этап. С середины XVI в. и до начала XVII в. действовала система органов самоуправления (одна из реформ Ивана IV – создание органов сословного представительства на местах): земские избы (в уездах) – выполняли административные и финансовые функции, судили гражданские и мелкие уголовные дела; губные избы (уезд разделялся на специальные округа – «губы») – являлись чрезвычайными органами сыска и суда «лихих людей» - убийц, разбойников, грабителей (тяжких преступлений). Должностные лица земских и губных изб (старосты, излюбленные головы, целовальники, лучшие люди) избирались служилыми людьми, посадскими и государственными крестьянами.
3 этап. В начале XVII в. вместо самоуправления вновь вводится система правительственных чиновников – воеводы (административно-судебные, финансовые, военные функции). Земские избы были ликвидированы, а губные избы вошли в аппарат воеводского правления.
Лекция 6
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 2475;