А) Правовое положение населения
Особенность социальной системы России XVI – XVII вв.: классовое деление русского общества основывалось не на различии в правах и привилегиях, а на различии в обязанностях той или иной социальной группы перед государством. Одни служили государству лично (служилый класс), другие уплачивали налоги – «тягло» (тяглый класс). Единственным неслужилым классом было духовенство, поскольку было освобождено от обязательной службы государству.
Таким образом, термины «сословия», «сословный строй» могут использоваться достаточно условно при характеристике классовой системы России данного периода. Поскольку сословия – это социальные группы, различие между которыми основывается, прежде всего, на правах и привилегиях, установленных законом. Для характеристики русского общества XVI – XVII вв. более корректно употреблять термины «чины», «служилые чины», «классы».
Рассмотрим правовое положение различных классов.
I) Духовенство – неслужилый класс.
Однако, Уложение начинает ограничивать правовое положение православного духовенства:
1. Церковным учреждениям запрещается заниматься торговлей (ст. 3 гл. 19).
2. Уложение запрещает Церкви почти все способы приобретения земли (покупку, заклад, дарение, завещание – ст. ст. 41, 42, 43 гл. 17). Сохраняется только один источник – пожалование земли государем.
3. Глава 13 Уложения учреждает Монастырский приказ – светское учреждение, осуществляющее суд духовенства и церковных людей по светским (гражданским и уголовным) делам., а также контролирующее финансовое состояние церковных учреждений.
Таким образом, нормы Уложения позволяют говорить о начале секуляризации (переходе собственности Церкви в собственность государства), которая окончательно совершиться при Екатерине II. Уложение пока не лишает Церковь права земельной собственности, но значительно ограничивает его развитие на последующее время, обеспечивая имущественные интересы других классов, прежде всего служилого.
II) Служилый класс – личная служба государству.
Можно выделить несколько групп (разрядов) служилого класса:
1. Высшие разряды (правительственный класс): а) бояре и окольничие – два главных чина Боярской думы, представители княжеской и боярской аристократии; б) думные дворяне и думные дьяки – главы приказов, представители приказной бюрократии в Боярской думе; в) воеводы – представители правительства на местах.
2. Низшие разряды: а) дворцовые служащие; б) военные люди: дворяне (основа русского войска), казаки, стрельцы, драгуны – несли воинскую повинность, за что получали право владения землей; в) приказные люди – дьяки и подьячие – служили в Московских приказах, в городах при воеводах.
III) Тяглый класс – финансовая служба государству.
Несколько групп тяглого класса:
1. Посадские люди, жители городов: а) крупное купечество – «гости», купцы гостиной и суконной сотен в Москве (ст. 94 гл. 10) - привилегированный слой, свободный от налогов («тягла»), но и они несли финансово-хозяйственную службу государству (могли быть головами в таможнях, кабаках, на мытах, перевозах (ст. 6 гл. 9), им отдавались на откуп таможни, кабаки и др. (ст. 23 гл. 18); б) мелкие торговцы и ремесленники - «черные», тяглые люди, налогоплательщики.
В главе 19 Уложения в отношении городского населения совершается очень важная реформа: все слободы в городах, принадлежавшие частным лицам («белые») переходили в собственность государства, становились «черными», тяглыми, Более того, жителям черных слобод запрещено было менять место жительства, переезжать в другие города. Таким образом, посадские люди были прикреплены государством к их месту жительства, а точнее, к их тяглу.
2. Крестьяне – земледельцы.
Основные группы: а) государственные («черносошные») – жили на земле, собственником которой было государство, сохраняли личную свободу, платили тягло государству; б) дворцовые – жили на земле дворца, государя; в) частновладельческие - жили на землях частных владельцев: церковных учреждений (преимущественно монастырей), бояр и дворян.
Указы конца XVI в. «О заповедных летах» ликвидировали право законного перехода крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день. Оставалось уйти незаконно – убежать. Указы «Об урочных летах» устанавливали сроки сыска беглых крестьян (5, 10, 15 лет). Соборное Уложение окончательно оформило крепостное право, уничтожив урочные лета. Был установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Беглых крестьян и их детей, рожденных в бегах, требовалось возвращать на прежнее место жительства, зафиксированное в Писцовых книгах (книгах переписи населения) (гл 11).
В историко-правовой литературе существуют различные оценки формы крепостной зависимости крестьян: личная (прикрепление к личности землевладельца) и поземельная (прикрепление к земле). Вероятно, пока преобладает поземельное прикрепление крестьян, а не личное. По нормам Уложения крестьяне – не объекты, а субъекты права. Они сохраняют право собственности на движимое имущество (ст. 23 гл. 17), право на судебную защиту (ст. 124 гл. 10; ст. 38 гл. 18), право быть свидетелями в суде (ст. 159 гл. 10). Установлен штраф за оскорбление чести крестьянина (ст. 94 гл. 10). Помещик не имел права переводить крестьян с поместной земли на вотчинную (ст. ст. 30, 31 гл. 11) разорять крестьянское хозяйство (ст. ст. 38, 45 гл. 16).
Таким образом, Уложение признавало за крестьянином личность, хотя и существенно ограниченную в правах. В XVIII веке крестьяне станут крепкими не земле, а их владельцам, имуществом, объектом права.
IV) Холопы(гл. 20).
Основные группы:
1. Полные – являлись частной собственностью их владельцев, переходили по наследству. Однако, Уложение сохраняет противоречия Русской Правды: иногда холопы могли быть свидетелями в суде (ст. 173 гл. 10); в случае совершения преступления холопы могли выдаваться судье, либо отвечал господин (ст. 79 гл. 21). Источники полного холопства: рождение, плен и т. п. Способы прекращения: самим государем при его жизни (оформлялось «отпускной грамотой»); наследниками (по «духовному завещанию») (ст. ст. 10, 53, 106 гл. 20); освобождение холопа из плена (ст. ст. 36, 66 гл. 20); в случае государственной измены государя (ст. 33 гл. 20); отказ государя кормить холопа в голодные годы (отпускную грамоту выдавал Холопий приказ) (ст. 41 гл. 20).
2. Кабальные – находились в несвободном состоянии до смерти их господина (ст. 15 гл. 20). Кабальное холопство возникало на основании договора займа – «кабалы», но на сумму не более трех рублей (ст. 16). В отличие от полных холопов, кабальных нельзя было продавать, дарить, завещать (ст. 61), В кабалу могли поступать только свободные люди, достигшие 15 лет. Служилые и тяглые люди не могли брать на себя кабалу.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1893;