Личность как субъект жизненного пути

Как отмечалось, особое качество личности, которое возника­ет во взаимодействии с обстоятельствами и в решении жизнен­ных противоречий, это качество ее как субъекта. Категория личности в качестве субъекта жизни означает не только то, что личность осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, как, на каком уровне, с какой степенью полноты и глубины она проживает свою жизнь.

С.Л.Рубинштейн связывал характеристику субъекта жизни с тремя способностями: способностью к рефлексии, с мирово­ззренческими чувствами и с ответственностью ("за все содеян­ное и упущенное").

Способность рефлексии — это способность "простраивать" ход жизни, в который втягивается личность текучкой дел, обя­занностей, событий, переживаний, и взглянуть на нее объек-тивно, оценив себя, свои достижения, неудачи, способ жизни, сформулировать свои проблемы. То же, фактически, отмечал Г.Олпорт как чувство реальности, реалистическое восприятие, способность видеть себя таким, каков есть, а не хотел бы ка­заться. Он связывал это со способностью самопознания, чувством юмора и обладанием жизненной философии.

Мировоззренческими чувствами Рубинштейн назвал ценностно-смысловые эмоциональные обобщения жизни — чувство трагичес­кого, комического, чувство оптимизма, которые у каждого челове­ка находятся в определенной взаимосвязи, выражающей семанти­ку и смысл жизни (например, "оптимистическая трагедия").

Под ответственностью он подразумевал "дух серьезности", т. е. принятие жизни как жизни всерьез (а не начерно), как не­обратимой, охватывая ответственностью судьбы других людей, за которых отвечаешь. Здесь его взгляды также близки идее Г.Олпорта об ответственности человека за планирование и осу­ществление жизни в соответствии с планом.

Опираясь на эти философско-психологические идеи, мы разработали теорию личности как субъекта жизненного пути, критериями которого являются:

способность построить оптимальную гармоничную жиз­ненную позицию;

— реализовать ее во времени как жизненную линию, которая отвечает типу личности (ее способностям, потребностям, моти­вам и ее семантическому интегралу — притязаний, саморегуля­ции, удовлетворенности) и оптимальному для нее способу са­мовыражения, самореализации в совокупности наличных обс­тоятельств;

— иметь соответствующую своему типу жизненную перспек­тиву и, главное, переживать, проектировать и реализовать смысл своей жизни.

Личность как субъект жизненного пути обладает, как отмеча­лось, высшими жизненными способностями — сознанием, ак­тивностью и способностью к организации времени. Такое пони­мание разрешает дискуссию, касающуюся характеристики лич­ности в психологии в связи с сознанием: одни психологи счита­ют, что определение личности связано с наличием у нее созна­ния (С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе), другие не только не счи­тают сознание главным стержнем и уровнем личностной орга­низации, но и убеждены, что она детерминирована независимо от сознания, что ведущую роль играют бессознательные влече­ния (З.Фрейд).

Сознание как способность личности проявляется в организа­ции жизненного пути. Оно связано с его масштабами, его цен­ностями, его изменениями. Сознание способствует сознатель­ному, т. е. рациональному способу организации жизни, оно способствует сохранению идентичности личности при резких жизненных изменениях и одновременно направляет ее разви­тие посредством рефлексии, выявления и решения жизненных проблем. Оно одновременно позволяет личности и концентри­роваться на главном направлении и включать свою жизнь в ши­рокий контекст — психосоциальный, культурно-исторический, социальный. Сознание субъекта жизненного пути — предпо­сылка и механизм культуры личности (А.А.Деркач).

Активность в отечественной психологии фактически рас­сматривалась как идущая от субъекта детерминация, т. е. ини­циатива. Термин был несколько дискредитирован идеологичес­ким тезисом об "активной позиции личности". В гуманисти­ческой психологии активность связывалась с потребностью в самоактуализации (А.Маслоу), самовыражении (Ш.Бюлер) и трактовалась как имманентная движущая сила развития лич­ности, а не ее инициативы, тем более направленные вовне.

Мы определяем активность как высшую личностную способ­ность личности как субъекта жизненного пути, его целенаправ­ленно организующего в соответствии со своим индивидуально-психологическим типом.

Активность проявляется и в познании, и в общении, и в дея­тельности, но, согласно теории отношений В.Н.Мясищева, только при позитивном отношении к соответствующей сфере. Активность имеет у разных типов личности разный способ свя­зи ее форм — инициативы и ответственности (преобладание од­ной или другой), включая их противоречие, погашающее уро­вень активности, разные уровни, включая и нулевую актив­ность — пассивность. А.Адлер, хотя и пользовался другим поня­тием — не жизненный путь, а стиль жизни, также считал, что уровень активности играет конструктивную или деструктивную роль. Он построил типологию по двум основаниям; одним из них, так же как в нашей типологии, была активность, другим — . не время (как в типологии В.И.Ковалева), а способ интерак­ции, который он назвал "социальным интересом".

Наконец, жизненной способностью является способность к организации времени жизни, проявляющаяся не только в жиз­ненной перспективе, но и ряде других форм: в соотношении последовательности — одновременности деятельностей (актов поведения, поступков и т. д.) (в качестве частного примера од­новременности можно назвать способность синхронного пере­вода, когда человек одновременно и слушает, и переводит, и го­ворит, но такие примеры имеют место и в масштабах жизни), в своевременности как оптимальном согласовании пика (макси­мума) своей активности с решающим моментом ситуации, со­бытия и т. д., в способности ускорения — как оптимального, конструктивного способа осуществления активности (деятель­ности) во времени (примером ускорения в познавательной дея­тельности являются исследования скорочтения в работе с текс­тами) (К.А.Абульханова, Т.Н.Березина).

Эти способности и разный уровень их развития позволяют лич­ности как субъекту более (менее) оптимально организовать свою жизнь, жизненный путь. Таким образом, первый аспект акмеологического понимания субъекта жизни — это, кроме вышеупо­мянутых способностей личности, составляющих предпосылку ее субъектного качества, специфический способ организации (под организацией имеется в виду качественная определенность сис­темы, которую придает ей субъект своей активностью). Субъект, во-первых, самоорганизуется, во-вторых, вырабатывает способы взаимодействия с жизнью, и если эти способы являются опти­мальными, они могут быть названы организованными, и, нако­нец, субъект организует свою жизнь как целое, находя свое мес­то в социуме, место деятельности, познанию и общению в сво­ей жизни, строя ее в соответствии со своими ценностями, целя­ми, мировоззрением, "Я-концепцией".

Понятие организации в данном случае связано с ее семанти­ческим — ценностно-смысловым и ценностно-практическим характером: личность трудится в силу своих профессиональных мотивов и интереса, своих притязаний на определенные успехи (достижения) и роль в профессиональной среде, но жертвует (т. е. ценой) временем общения (с друзьями, коллегами) или свободным временем (для удовлетворения культурных потреб­ностей или потребностей в развлечениях).

Активность субъекта проявляется не только в деятельности, общении, познании, но и в постоянном разрешении противоре­чий, которые возникают между той сложной системой, которой является личность, включая ее цели, мотивы, притязания (даже эмоциональные состояния, уровень работоспособности и т. д.), и объективными жизненными системами, с которыми он взаи­модействует, осуществляет свои способы организации, преобра­зуя объективно существующие системы (технические, социаль­но-психологические, социальные и т. д.). Свой способ организа­ции он и вырабатывает, разрешая эти противоречия. Таким об­разом, само теоретическое определение субъекта как системы организации с присущим ей способом функционирования име­ет в своей основе противоречие, несоответствие его возможнос­тей и ограничений тем объективным сферам жизни-труда, об­щения, семьи, т. е. той системы, в которой он должен функцио­нировать. Личность как субъект жизни решает и противоречия между разными способами своей организации жизни на ее раз­ных этапах в связи с изменениями и развитием ее самой, соци­альными изменениями, изменениями самой жизни.

Постоянно разрешая кардинальные и множество конкрет­ных противоречий, личность развивается, совершенствуется. Она становится более зрелой, уверенной, рациональной и тем самым приобретает как субъект жизни новые ресурсы. Субъект постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его акмеологическая специфика, человеческая сущность и постоянно возобновляющаяся жизненная задача. Ценность и полнота жизни человека не только в ее "благополучности", упорядочен­ности и продуктивности, но и в самом способе ее осуществле­ния субъектом. Способ жизни может быть и гораздо ниже лич­ностных возможностей, не ведет к их развитию, не дает удов­летворенности, переживанию своей жизни, как имеющей смысл.

Итак, личность — это то, что человек сумел сделать из себя при данных обстоятельствах в ходе своей жизни, и личность постольку личность, поскольку она сумела сделать из своей жизни то, что соответствовало ее способностям, потребностям, смыслу жизни. Субъект жизненного пути вырабатывает жиз­ненную стратегию, и в этом его важнейшая функция.

Стратегия жизни в самом общем определении — это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия — приведение личностью как субъектом в соответствие свою жизнь своему типу.

Стратегия является индивидуальным достоянием, достиже­нием каждого. Как очевидно из термина "стратегия" (в отли­чие от "тактики"), это реализация наиболее принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач и соответственно способность эти направления и задачи выявить, определить и затем реализовать.

Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, це­лями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность - неудовлет­воренность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлиннос­ти жизни.

Отсутствие стратегии — тактика жизни — преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованию времени, обстоя­тельств.

Стратегия — это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления.

Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. Ответственность определяется Рубинштей­ном как ответственность за все "содеянное и упущенное"1. (1 Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.)

От­ветственность — гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. Вырабаты­вая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на со­циально-психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации, другие же - на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают оп­ределяющую линию жизни, третьи оптимально их объединя­ют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.

Типы активности человека - характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жиз­ни с целью превращения их в движущие силы своей жизни, они представляют собой умноженные личностные ресурсы, т. е. способности субъекта жизни.








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1306;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.