Экономическая мысль римских аграриев
Римское право — закрепление собственности.Как отмечал К. Ясперс, духовные достижения Осевого времени для западной мысли передали македонцы и римляне — народы грубые, но способные к завоеваниям и управлению. Они создали две величайшие по территориальному охвату державы Древнего мира, распространившие традицию эллинистической образованности.
Величайший полководец древности — Александр Македонский (356 — 323 до н.э.), расширивший кругозор учёбой у Аристотеля, провел свои победоносные фаланги на восток до края Ойкумены (круга известных грекам земель) — до Индии. Обширное царство Александра распалось после его смерти на несколько меньших, но достаточно мощных государств, на территории которых сформировался общегреческий (эллинистический) язык — койне. В столицах и торговых центрах эллинистических царств была налажена чеканка золотых и серебряных монет, ставших первыми мировыми деньгами; учёные в этих городах, особенно в Александрии Египетской, завершили выделение из философии точных наук — математики, астрономии, картографии.
На языке народа, создавшего другую великую державу, охватившую со временем и Македонию, и Александрию Египетскую, была впервые осуществлена систематизация прав граждан (включая правá собственности) отдельно от религиозных норм — римское право. Римское государство, «окольцевав» всё Средиземное море, превратило его в обширную область свободной торговли и приложения активности «людей с серебром» («аргентариев»), занятых денежными операциями. Важнейшим товаром были рабы, оставленные за скобками римского права непосредственные производители.
Хрематистика рабовладельческого хозяйства: эффект масштаба и специализация.Римские писатели по экономическим вопросам вслед за Аристотелем считали рабов «первым предметом владения» и изложили принципы рациональной организации частного рабовладельческого хозяйства, сложившегося в форме обширных поместий (латифундий) и менее крупных вилл. Три наиболее известных автора сочинений такого рода — КатонЦензор (ок. 234 — 149 до н.э.), Варрон (ок. 116 — 27 до н.э.) и Колумелла( Iв. н.э.). Тематика и сами заглавия их трактатов — «О земледелии», «Сельское хозяйство», «О сельском хозяйстве» — дают основание объединить этих авторов под общим наименованием аграриев. В центре их внимания — доходность рабовладельческого поместья. Катон излагает опыт определения наилучшего сочетания площади имения и количества рабов, каждому из которых дано максимально напряженное задание при минимуме довольствия; приводит набор культурных растений и домашних животных, оптимальный с точки зрения самообеспеченности и выгодной продажи излишков. Варрон, современник знаменитого восстания Спартака, называл рабов «говорящими орудиями», но при этом рекомендовал господам прибегать не к бичу, а к поощрению лучшей пищей и одеждой, отдыхом и наделению собственным скотом. Наиболее выгодной Варрон считал специализированную виллу, близкую к городскому рынку и не только продающую излишки, но и прикупающую необходимые продукты. Колумелла уже приходил к выводу об ограниченных возможностях рабского труда, хотя рекомендовал глубже проводить специализацию в хозяйстве, не скупясь на приобретение более искусных рабов и на опыты по искусственному улучшению плодородия почвы. Но он осознавал незаинтересованность рабов в прилежании и «тонкостях» земледелия и рекомендовал сдавать землю внаём мелким лично свободным производителям — колонам.
В то время, когда Колумелла жаловался на нерадивость рабов, а знаменитый автор «Естественной истории» Плиний Старший(23 — 79)отмечал, что рабовладельческие латифундии «погубили Италию», на восточных окраинах Римской империи началась запись (на языке койне) текстов Нового Завета, повествующих об искупительной крестной смерти Богочеловека Иисуса Христа ради спасения человечества.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 662;