В-2. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. В конце XX в. впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Тенденция неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу является сейчас наиболее заметным, но далеко не единственным симптомом приближающихся «гигантских потрясений», которые получили в наше время общее и несколько туманное название «информационный кризис».
Количество информации, поступающей в последние годы в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Печать неудачно называет это «информационным взрывом». Неудачно потому, что взрыв быстро прекращает свой бурный рост. Рост же информации в перспективе не имеет конца. Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно: в 1800 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удваивалась каждые 10 лет, к 1970 г. – каждые 5 лет, к 2000 г. – каждые два года.
Поэтому нельзя, видимо, считать случайным тот факт, что первая ЭВМ – основной инструмент еще не родившейся к тому времени науки об управлении информационными потоками – создавалась одновременно с урановым проектом и в значительной степени стимулировалась им. В 1948 г., спустя два-три года после начала эксплуатации первой ЭВМ, «отец кибернетики» Норберт Винер пытался пояснить сложившуюся в середине XX в. ситуацию кратким историческим экскурсом: «Идеи каждой эпохи отражаются в ее технике». Инженерами древности были земле меры, астрономы и мореплаватели; инженерами XVII и начала XVIII в. были часовщики и шлифовальщики линз... Основным практическим результатом этой техники, основанной на идеях Гюйгенса и Ньютона, была эпоха мореплавания, когда впервые стало возможным вычислять долготы с приемлемой точностью и торговля с заокеанскими странами, бывшая чем-то случайным и рискованным, превратилась в правильно поставленное предприятие. Это была техника коммерсантов.
Купца сменил фабрикант, а место хронометра заняла паровая машина. От машины Ньюкомена почти до настоящего времени основной областью техники было исследование первичных двигателей... Тепло было превращено в полезную энергию вращения и поступательного движения, а физика Ньютона была дополнена физикой Румфорда, Карно и Джоуля...
Итак, если XVII столетие и начало XVIII столетия – век часов, а конец XVIII и все XIX столетие – век паровых машин, то Настоящее время – это век связи и управления.
По оценкам специалистов, в течение 1980-х гг. расходы промышленно развитых стран на «технику слабых токов» – электронику и связь – превысили расходы на «технику сильных токов» – энергетику. Таким образом, к началу 1990-х гг. промышленно развитыми странами была пройдена указанная Н. Винером граница, отделяющая век энергетики от века информации. Например, в течение 1970-х гг. после более чем пятикратного повышения цен мирового рынка на основной энергоноситель – нефть суммарные затраты на генерирование, передачу и потребление энергии к началу 1980-х гг. стабилизировались в США на уровне 13% валового национального продукта (ВНП). Расходы же на приобретение и эксплуатацию вычислительной техники оценивались к концу 1970-х гг. в 5% ВНП. к 1985 г. – достигли 8%, к 1990 г. – 13%, а в 2000 г. составили уже 21%.
В настоящее время можно указать по крайней мере два показателя, каждый из которых убедительно свидетельствует о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации:
1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 2–3 года;
2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.
Однако если проблемы, которые принято объединять понятием «энергетический кризис», вызывают, как правило, общее понимание и предпринимаются организационные усилия на всех уровнях, чтобы обеспечить необходимую концентрацию сил для поиска путей их решения, то проблемы «информационного кризиса», которыми отмечается переход промышленно развитых стран от века энергетики в век информации, все еще воспринимаются намного труднее. Здесь, по-видимому, все дело в отсутствии исторического опыта. Как отмечал главный теоретик фирмы IBM Л. Бранскомб, «нам только еще предстоит узнать, каким он будет – век информации».
Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной и т. д.), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия – национальные информационные ресурсы.
Национальные информационные ресурсы – новая экономическая категория. Следует подчеркнуть, что политические и военные информационные факторы относятся к числу традиционно наиболее понятных, тысячелетиями развиваемых аспектов использования информационных ресурсов. Исторически новым оказался наблюдаемый за последние десятилетия в промышленно развитых странах процесс стремительного роста экономической значимости народнохозяйственных аспектов национальных информационных ресурсов. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями еще ожидает разработки и потребует, видимо, длительных совместных усилий специалистов и ученых самых разных областей знаний.
На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены в настоящее время тремя основными видами экспорта:
• экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
• так называемым невидимым экспортом результатов НИОКР – патентами, лицензиями и т. д.;
• экспортом менеджмента – продажей технологии в области организации и управления производством.
Информационные ресурсы – это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны.
Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп: рабочие своими руками создают новые образцы сложных наукоемких изделий и участвуют в совершенствовании технологических процессов; специалисты – инженеры и техники проектируют эти изделия и технологические процессы; ученые закладывают фундаментальные основы технологии будущего; персонал управления производством, конторские служащие осваивают и развивают новые организационные формы эффективного управления современным производством. В сложившихся к началу 1980-х гг. социально-экономических условиях относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.
Осознание развитыми странами мира информации как стратегического ресурса позволило перейти к толкованию понятия информационного общества.
К характерным особенностям информационного общества как новой ступени в развитии современной цивилизации следует отнести:
• увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
• становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
• повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
• создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.
Как показывает мировой опыт, успешное продвижение к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами различных стран (США, страны ЕС и др.).
По данным ЮНЕСКО, в настоящее время «уже более половины всего занятого населения наиболее развитых капиталистических стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства и распространения информации». Большая часть производственных усилий людей, занятых в информационном секторе общественного производства, имеет своей целью управление людьми и машинами в ходе трудового процесса. Быстрое усложнение трудового процесса и отношений между его участниками приближает общество к естественному порогу сложности, за которым не вооруженный инструментами для обработки информации разум не всегда в состоянии эффективно контролировать ситуацию.
Какими инструментами была вооружена до последнего времени основная часть занятых в информационной сфере? Телеграф, телефон, пишущая машинка – вот все, чем располагала информационная сфера со времени первой промышленной революции.
Поэтому увеличение (одновременно с ростом сложности индустриального общества) объема и скорости циркулирующих информационных потоков сопровождалось в основном соответствующим увеличением относительной доли трудящихся, занятых в информационном секторе общественного производства.
Вместе с ростом относительной численности занятых в секторе обработки информации темпы роста эффективности общественного производства в целом в промышленно развитых странах неуклонно снижаются. В последнее десятилетие XX в. инструментооснащенность промышленных рабочих в стоимостном отношении уже более чем в 10 раз превышала инструментооснащенность занятых в крупнейшем по численности информационном секторе общественного производства. Темпы роста производительности труда рабочих в автоматизированных отраслях промышленности более чем в 20 раз превышали темпы роста производительности трудящихся, занятых обработкой информации.
В этих условиях продолжающийся рост численности занятых обработкой информации (вызванный постоянным увеличением сложности общественного производства) ведет к соответствующему снижению общих темпов роста производительности туда в экономике промышленно развитых стран (из-за увеличения относительного веса в народном хозяйстве информационного сектора, отличающегося низкой инструментооснащенностью и соответственно крайне низкой производительностью). Производительность труда в информационном секторе становится ключевым фактором повышения эффективности общественного производства промышленно развитых стран.
Конкретные формы использования ЭВМ в процессе формирования и промышленной эксплуатации информационных ресурсов становятся все более разнообразными. Это могут быть, с одной стороны, мощные вычислительные центры для централизованного хранения больших объемов информации, обеспечения информационно-поисковых запросов абонентов глобальных сетей ЭВМ, а также для решения «предельных»по вычислительным ресурсам научных задач: прогнозирования погоды, аэродинамики, расчета ядерных реакторов, обработки изображений (космических, данных аэрофотосъемок, видео информации в исследованиях элементарных частиц и т.д.). С другой стороны, большое число территориально распределенных и независимо функционирующих локальных сетей и отдельно устанавливаемых ЭВМ малой и средней конфигурации.
Сюда относятся: проблемно-ориентированные комплексы (для автоматизации проектирования, научных исследований, технологических процессов и т. д.); персональные вычислительные системы (для индивидуального выполнения научно-технических, экономических и других расчетов), индивидуальные системы обработки текстов и т. д. И наконец, непосредственно на рабочих местах производственных предприятий – станки с числовым программным управлением, микропроцессорные «обрабатывающие центры», промышленные роботы, гибкие системы автоматизации.
Активными информационными ресурсами называют ту часть национальных информационных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированной обработки. Есть основания предполагать, что отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов является одним из существенных экономических показателей, характеризующих эффективность использования этих важнейших национальных ресурсов.
В официальном документе фирмы IBM, предназначенном для ознакомления зарубежных потребителей с ее основными концепциями, целями и задачами, утверждается, что информация является одним из ценнейших ресурсов мира.
Производительность труда занятых в информационной сфере народного хозяйства обусловливает эффективность использования этого стратегического ресурса и, следовательно, во все более значительной степени реальный экономический потенциал промышленно развитых стран.
Производственная эффективность изделий и услуг, создаваемых отраслями электроники, связи и вычислительной техники для промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов, является одним из ключевых факторов экономического роста промышленно развитых стран.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 1377;