АМЕРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В 60-е годы в американской этнографии развернулась дискуссия между «формалистами» и «субстанцивистами». В результате родилась экономическая антропология. Принципы экономической антропологии не новы. К примеру, можно вести традицию экономической антропологии от русского антрополога и экономиста XIX века Н.И Зибера, его работы «Очерки первобытной экономической культуры» (1881), а также от работы «Работа и ритм» К. Бюхера. Уделял большое внимание первобытной экономике Б. Малиновский, анализируя системы обмена - «кула».
Основателем субстанцивизма был Карл Поланьи – автор работ «Великая трансформациия» (1944), «Торговля и рынок в ранних империях» (1957), Дж. Дальтон.
Формалист – Херсковиц, автор работы «Экономическая антропология»
Формалисты считали, что рыночная экономика была свойственна для всех обществ, а Поланьи и Дальтон считали, что рыночная экономика отсутствовала в архаических обществах. ВОт что писал Полани: «Элементы эконоики погружены в внеэкономические институты, экономический процесс институциализован через посредство родства, брака, возрастных групп, секретных обществ, тотемных ассоциаций и публичных торжеств» (цит. Этнологические исследования за рубежом: Критические очерки. М. 1973. С.51). Вообще в примитивных обществах не имеет значение богатство отдельного индивидуума, а имеет значение его социальное положение, которое занимает индивидуум в социальной иерархии.
К. Полани выделял три формы: реципрокацию, редистрибуцию и коммерческий денежно-рыночный обмен.
«Щедрость, как правило, приносила человеку всеобщее уважение, высокий социальный престиж. И. желая прослыть щедрым, человек стремился не только добыить больше, но и раздать почти все добытое».
Малиновский – кули, стремление к престижу. Кули- это обмен с целью поддержания солидарности.
ГЛАВА 3 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В СОЦИОЛОГИИ:
ПАРСОНС Т.
Существенным для понимания места и социальной роли концепции Т. Парсонса является тот факт, что его мировоззрение формировалось в 30-е годы, т.е. в период мирового экономического кризиса. В социальном плане вся деятельность Т. Парсонса проходила под влиянием политики нового курса Т. Рузвельта. Формирование структурно-функциональной школы началось в послевоенные годы. В того времени социологии заметно стремление найти синтез методологического индивидуализма и холизма. Ставится задача представить свойства социальных структур как стандартные формы социального действия и взаимодействия. Наиболее известная попытка такого синтеза- общая теория действия Т. Парсонса, где исследуются также коллективные субъекты действия и различаются три уровня анализа социального действия: социальная система, культура и личность.
Парсонс считал себя последователем М. Вебера. «Прогресс биологической теории и социальных наук создал твердые основания для включения общества и культуры в состав более общей теории эволюции-эволюции живых систем» (1.12).
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1186;