Индоевропейская триада
Брахманизм: три гуны и четыре варны. Сословная замкнутость свою крайнюю форму — жесткую структуру варн, освященную гимнами и обрядами Вед, — приобрела в индийской цивилизации. Хранители ведийской традиции жрецы-брахманы, владетельные воины-кшатрии и различное по занятиям простонародье (пастухи, земледельцы, торговцы и др.) — вайшьи — составили три обособленные «чистые» варны. В противоположность им низшая варна шудр осталась за рамками ведийских ритуалов, предназначенная лишь для смиренного служения трём остальным.
Богооткровенные тексты «осевого времени» («услышанное», «запомненное» и записанное на санскрите) составили корпус религии брахманизма. Только брахманы считались способными пройти все четыре стадии человеческого существования (ученик, домохозяин, отшельник, аскет) и достичь духовного могущества, позволяющего стать наравне с богами. «Бхагавадгита» («Песнь Бога»), вошедшая в грандиозный индийский эпос «Махабхарата», объясняла превосходство брахманов в учении о трёх «гунах» («верёвках») — «связывающих» человека качествах материальной природы. У брахманов преобладает возвышенная гуна благости, знаний и умиротворённости; у кшатриев и вайшиев — гуна страсти и действия, побуждающая к материальным удовольствиям и приобретениям, у шудр — тёмная гуна невежества. Но при гордости брахманов за свои познания необходимым для их семей считался и материальный достаток.
Буддизм: поиск срединного пути.Отталкивание от брахманизма дало импульс религии буддизма, бросавшей вызов варновой структуре. В отличие от ведийской религии, распространявшейся из области бассейна Инда, буддизм возник и стал распространяться в области бассейна Ганга, где процессы образования новых государств породили заинтересованность варны кшатриев, к которой принадлежал и сам Будда, в ослаблении влияния брахманов. Урождённый Сиддхартха Гаутама, сын правителя области Шакья, пришёл сначала к выводу о бессмысленности роскоши и удовольствий, которые, всё равно, в итоге обращаются в прах, а затем — и о бессмысленности принятого у аскетов-брахманов умерщвления плоти. Он стал искать срединный путь между самопотаканием и самоистязанием, пока не почувствовал себя Буддой («просветленным»), которому открылись «четыре благородные истины» о мировом страдании, его причинах, устранении его источников и достижении нирваны (прекращения страдания).
Буддизм стал проповедовать, что при правильном поведении каждый человек может достигнуть нирваны и освободиться от страданий и цепи перерождений. Такое поведении включает отказ от собственности и семьи. В полемической «Сутре о знании трёх Вед» Будда порицал брахманов, которые надеялись на слияние с «мировым духом», не отказавшись предварительно от жен и имущества. После нирваны Будды ученики собрали его наследие в канон, включая первый в мире устав монашеского общежития. Требование отказа от собственности буддисты стали обходить, накапливая имущества в монастырских общинах.
Царь Ашока, внук Чандрагупты — основателя первой общеиндийской державы Мауриев, обратившись в буддизм, содействовал его международному распространению и пытался использовать для укрепления государственного единства. Последствия оказались своеобразными. За время династии Мауриев буддизм действительно пустил корни в странах и западнее, и восточнее Индии, превращаясь в мировую религию. Но сама династия пала в результате брахманского заговора, положившего начало жестокому преследованию буддистов и вытеснению их за пределы страны.
Законы Ману. После низвержения Мауриев и изгнания буддистов варновый порядок утвердился в Индии на многие века, жёстко предопределяя каждому человеку жизненный путь и круг занятий (исполняемых дел). Сложился свод правил, приписанных сыну бога-творца Брахмы «прародителю людей» Ману.
Толкование священных текстов и совершение жертвенных обрядов не только для себя, но и для других, были предписаны брахманам, владение оружием и управление — кшатриям, основная хозяйственная деятельность и «ревностная раздача пищи» — вайшьям, услужение и «нечистые» ремесла — шудрам.
Достоинство («старшинство») у брахманов определялось знанием Вед, у кшатриев — доблестью, у вайшьев — богатством; шудре не полагалось накапливать богатство, даже имея возможность сделать это. «Законы Ману» провозглашали, что всё существующее в мире — собственность брахманов вследствие превосходства рождения. Однако уроки поддержки буддизма кшатриями, по-видимому, были учтены в правиле «без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман». Собирание земных благ брахманом полагалось обеспечивать только «безукоризненными» занятиями — учительством, жертвенными обрядами для других — и принятием даров; для обеспечения существования брахманов было предусмотрено большое вознаграждение за совершение жертвенных обрядов; «человеку с малым достатком не следует делать жертвоприношений». Недопустимым для брахмана и кшатрия попранием религиозного долга считалось обращение в случае малозажиточности к физическому труду и торговле. Напротив, вайшьям предписывалось искушённость в разведении скота и земледелии, товароведении и сравнительной доходности в торговле с разными странами в связи с требованием «крайнего старания при приращении имущества». «Законы Ману» зафиксировали значительное распространение товарных и денежных сделок (включая работорговлю); вайшиям полагалось быть сведущими в языках, ценах на ходовые товары (самоцветы, металлы, ткани, благовония и соки), мерах и весах, способах хранения и расчётов. Однако признание значения торговли для общества сочеталось с неодобрительной оценкой её как «лживого» образа жизни, связанного с необходимостью кривить душой; торговцы как обвешивающие и обмеривающие при продаже, уклоняющиеся от уплаты пошлин и т.д. назывались «открытыми ворами».Платон: идеализация сословно-кастового строя. Отрицательное отношение к торговле и идеализацию жёсткой общественной структуры, напоминающей индийскую, мы находим в сочинениях одного из самых влиятельных мыслителей «Осевого времени», крупнейшего греческого философа Платона(около 427 — 347 до н.э.) .
В своих сочинениях «Государство» и «Законы» Платон изложил идеальную схему общественного устройства, основанного на идее справедливости. Справедливость Платон истолковал как гармоническое соединение в государстве трех начал — совещательного, оборонительного и делового. Они соответствуют трём началам человеческой души — разуму, пылу (смелости, ярости) и вожделению, которые следует закрепить в специализации трех групп свободных граждан: философов-правителей, воинов-стражей и совокупности тех, кто сообразно природным задаткам занят различными сферами хозяйственной деятельности.
Справедливость состоит в том, чтобы каждый совершенствовался в собственном занятии, не вмешиваясь в другие. Правящий слой, согласно Платону, должен формироваться из стражей, умудрённых образованием и тренированных телесно, прошедших проверку в трех возрастах и убежденных в единстве своей и общественной пользы. Труд рабов и налог на свободных простолюдинов должны были обеспечить жизнь правителей и стражей, для которой, однако, предусматривалась жёсткая регламентация. Чтобы вожделеющее начало не овладело философами и воинами, Платон рекомендовал им не просто отказаться от частной собственности и денег, но совместно питаться и владеть женами. «Сребролюбие» и наслаждения, покупаемые за деньги, он порицал как недостойные истинно свободного человека, рабские и скотские по своей природе.
У самого Платона есть указания на заимствование принципа триадичности общественной структуры у персидского (иранского) пророка Заратустры, чьё учение было принято как государственная религия в мировой державе царей Ахеменидов. Но Платон развил эту схему дальше, учитывая опыт родного города — Афин — и враждебной им Спарты. Афины и Спарта были противоположными типами древнегреческого города-государства — полиса. Утончённые Афины стали средоточием торговли и культуры, философской мысли и архитектурного изящества. Грубая Спарта с её уравнительно-коллективным рабовладением не допускала скопления богатств в частных кладовых, не знала философии, тонких ремесел и развитой торговли; — вся Греция смеялась над громоздкими спартанскими железными деньгами. Но Спарта была постоянно готова к войне и одержала победу над Афинами, погрузившимися в политическую смуту.
Отрицание «открытого общества».Слово «политика» напоминает о греческих полисах. В отличие от городов-резиденций восточных цивилизаций не дворец или храм стали средоточием жизни полиса, а центральная площадь — агора. На неё сходились для участия в народном собрании полноправные жители, владевшие землей в соответствии со своей принадлежностью к гражданской общине; здесь же размещались торговцы и менялы-ростовщики. Агора стала местом свободного состязания: купцов за покупателей, публичных политиков за голоса граждан, риторов и атлетов за почёт и славу.
Словесные баталии на агоре, открытое обсуждение вопросов текущей жизни способствовали возникновению нового — научно-философского — способа мышления, требующего способности отделять фактическое и поддающееся проверке от традиционных и эмоциональных утверждений.
Однако свобода торговых сделок и политическая демократия способствовали массовым проявлениям изворотливости и лукавства, падению нравов и конфликтам интересов. Афинские философы ответили на это выражением враждебности к «открытому обществу». Культовой фигурой стал Сократ, осужденный на смерть за обличение демократии, которой он противопоставил аристократию духа на основе добродетели-знания (следует сказать, что греческое понятие добродетели первоначально подразумевало военную доблесть). Ученики Сократа Платон и Ксенофонт также порицали демократию за усиление простолюдинов «низменного поведения» — ремесленников, купцов, матросов и т.д., определяющих своим голосованием «глупость» решений народного собрания.
Платон и Ксенофонт посвятили свою политическую и литературную деятельность поискам государственного строя, где бы добродетель стала воплощенной силой. Платон противопоставил несовершенству реального полиса своё жестко структурированное идеальное государство и пытался найти понятливого тирана, который бы твердой рукой обеспечил соблюдение платоновских законов.
Платон понимал, что города возникли как совместные поселения людей для обмена деятельностью ради удовлетворения растущих потребностей, что приморское положение способствует росту торговли, что трудовая специализация содействует увеличению производства продуктов и одновременно требует расширения их купли-продажи. Но эти зачаточные элементы экономического анализа в построениях философа стиснуты рамками нормативных требований в соответствии с пониманием справедливости: — недопущение более чем 4-кратной разницы в имуществах,
— запрет ростовщичества;
— суровое воспитание стражей;
— основание новых городов вдали от морского побережья и т.д.
Поглощённость политическим идеалом предопределила ограниченность экономического мышления Платона, не использовавшего ещё самого понятия «экономия».
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1051;