ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ПРЕДЫСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Слова «экономия» и «экономика» происходят от древнегреческих корней: «ойкос»(«домохозяйство») и«номос»(«закон»). Античная Греция (Эллада) — родина науки как особого направления человеческой деятельности, связанного с открытием и систематизацией законов окружающей действительности (ср. «астрономия» — наука о законах звёздных миров). Научный анализ предполагает углублённое познание какой-либо области действительности (предмета данной науки), основанное на выделении отдельных элементов при отвлечении (абстрагировании) от остальных.
Предмет экономического анализа и, собственно, экономическая наука приобрели чёткие очертания достаточно поздно и до сих пор сохранили унаследованные от прошлого дилеммы:
1) сводится ли экономическая наука (теория) к анализу хозяйства как автономной подсистемы общества или она должна принимать во внимание и другие аспекты общественного целого;
2) ограничивается ли экономический анализ позитивнымвыяснением закономерностей хозяйственного сущего или он ещё и отражает нормативныепредставления о должном —суждения, связанные с идеалами и ценностями.
В длительной предыстории экономического анализа медленное накопление экономических знаний было ограничено контекстом тех или иных канонов(от греч. κανών — правило), установленных традицией или государственной властью. Таким образом, экономическая мысль была изначально нормативной —подчиненной религиозным предписаниям и нравственной философии (см. гл.1). Нормативным осталось и светское, появившееся с высвобождением (эмансипацией) научно-философского анализа из-под власти богословия на европейском Западе в XVI — XVII вв., направление мысли и действия — «политическая экономия».Она сперва сосредоточилась на рекомендациях по обеспечению крепости «политических тел»-государств, соперничавших за территории и обладание золотом и серебром как мировыми деньгами (см. гл.2). Но постепенно происходило осознание того, что экономические законы имеют силу независимо от государственной воли — складывались элементы позитивногоанализа (см. гл.3) — обобщения для будущей научной системы (или систем) экономических знаний.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ И МОРАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Экономическая деятельность, связанная с реализацией материальных интересов людей, направлена на область «от мира сего», на её преобразование. Но священные тексты разных народов обязательно содержат хозяйственную тематику, а наше время отмечено настойчивыми попытками «вписать» в круг традиционных религиозных ценностей ценности экономического роста и предпринимательства. Поэтому важно иметь представление, хотя бы в самой общей форме, об исторической ретроспективе религиозных предписаний относительно экономической деятельности.
Из многообразных верований, к которым восходят нормативныеморально-философские истоки мировой экономической мысли, особо значимую роль в истории сыграли религиозно-философские традиции великих цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, Ирана, Индии и Китая. Эти традиции предшествовали либо сопутствовали возникновению мировых религий —христианства (с тремя его главными конфессиями — православием, католичеством и протестантизмом), ислама и буддизма. Христианство — преобладающая ныне религия Европы и Западного полушария; ислам — наибольшая по распространению из религий Востока; вместе с более древними иудаизмом и зороастризмом (ограниченным теперь локальной общностью) они составляют ряд монотеистических религий. Но большинство населения Азии сохранило политеистические верования; а крупнейшие из них индуизм, господствующая религия Индийского субконтинента, и буддизм, который в странах своего влияния часто переплетается с национальным морально-политическим учением китайцев (хань) — конфуцианством (так что говорят о «буддийско-конфуцианском ареале»).
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 707;