Особенности древнеиндийской философии.
Во второй половине II тысячелетия до н.э. племена ариев пришли в долину Инда и Ганга, основавшись там и принеся свою духовную культуру, зафиксированную в Ведах (священных текстах, преданиях). На Ведах строится большая часть философского наследия Индии.
Культурные предпосылки философии Древней Индии:
1. Учение о карме - неумолимом законе причины и следствия. По закону кармы особые грешники могут в следующей жизни стать представителями низшей касты, животным и даже камнем.
2. Учение о сансаре - круговороте жизни и перевоплощений, в соответствие с которым будущее человека определяется делами и поступками прошлой жизни. 3. Кастовость социальной системы: в Индии существуют касты (священнослужители, воины, земледельцы, простолюдины). Переход из одной касты в другую невозможен.
4. Учение о мокше - освобождении от мира страстей, нравственном совершенствовании.
5. Учение о тождестве брахмана (универсальной, объективной, безличной мировой душе, начале всего мира) и атмана (индивидуальной, субъективной душе).
Древнеиндийские школы философии:
1). Ортодоксальные (признают авторитет Вед и Упанишад): школы индуизма, включающие 6 систем (веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя). Индуизм признает множество богов (Брахма, Вишну, Рама, Кришна, Шива и пр.), а также ищет пути искупления и освобождения из пут сансары и кармы.
2). Неортодоксальные (не признают авторитет Вед и Упанишад): чарвака-локаята (школа материализма), джайнизм, буддизм.
Буддизм:основатель - Сиддхартха Гаутама (6 век до н.э.).
Основные идеи: признание "четырех благородных истин":
1) сущность жизни есть страдание;
2) причина страдание - желания и привязанности;
3) избавление от страданий лежит через отказ от привязанностей и желаний;
4) освобождение возможно через "восьмеричный путь", ведущий к просветлению и через него - к Нирване.
Восьмеричный путь включает управление своим телом, дыханием, правильные помыслы, деяния вплоть до управлением своим сознанием.
Цель буддиста = Нирвана (в переводе означает угасание, затухание), т.е. угасание любого рода желаний, чувств, привязанностей. В результате угасания воли разрывается власть кармы, и мудрец обретает абсолютную свободу (свободу "от", от мира, страданий, привязанностей). Буддизм имеет два направления: Хинаяна и Махаяна. Хинаяна для монахов, отшельников, которые навсегда уходят из мира и посвящают себя достижению Нирваны. Махаяна предназначена для большинства людей, и в ней особое значение имеет буддистская этика - благоговение перед всем живым, стремление во что бы то ни стало не вредить ничему живому.
Вывод: буддизм, будучи мировой религией, все же отличается от других религий тем, что в нем нет Бога как высшего творца, создателя мира. Божественным в буддизме считается достижение Нирваны как освобождения человека от его страдающего "Я". Свобода в буддизме отличается от западноевропейской свободы как активности, полагания (свободы "для").
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1842;