Человек и космос в философии даосизма.
Даосизм (VI век до н.э.). Основатель Лао-цзы ("Престарелый младенец"). Легенда рассказывает, что Лао-цзы родился от самого себя, из себя развернул весь этот огромный множественный мир и сам же 72 раза являлся миру. По преданию, Лао-цзы встречался с Конфуцием, долго говорил с ним, но философскую систему конфуцианства не принял. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, Лао-цзы сел верхом на буйвола и отправился куда-то
на Запад. Больше его никто не видел. Когда он покидал Китай, начальник пограничной заставы попросил его записать свои мысли. Таким образом, появилась книга "в пять тысяч слов", получившая название "Дао-дэ цзин" - "Книга о Пути и добродетели", ставшая главным каноном даосизма.
Основная задача даосизма: преодолеть конфуцианский ритуализированный этикет и обрести внутреннюю свободу.
Основные идеи:
1. Свобода и источник бесконечности - природа, живой изменяющийся Космос, по другому Дао - великий путь единой жизни, невидимый всеобщий естественный закон природы, общества и человека.
2. Дао не выразимо, поскольку оно все время находится в изменении и движении.
3. Дао - единство, гармония двух противоположных энергий: Инь (женское, пассивное, темное) и Ян (мужское, активное, светлое).
4. Великое Дао порождает все через дэ - "качество", "дарование", "достоинство", "достояние", "моральная сила". Дэ - конкретное качество Дао, средство его обнаружения, материализация Дао.
5. Задача мудреца - обрести Дао, т.е. раствориться, слиться с природой, отказаться от собственной индивидуальности, от своего Я.
6. Основной способ обретения свободы - недеяние (у-вэй), "успех без усилий" - спонтанное слияние с естественным ходом вещей, при котором отпадает надобность в специальной активности, усилии воли.
Вывод: даосский прорыв к свободе есть отказ от Я, от личности и индивидуальности, что на Западе тождественно потере источника свободы.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 4541;