Проблема выживания человечества. Сценарии будущего. Футурология.
Проблема выживаемости человека является центральной для теории ноосферы – новом планетарном явлении, в центре которого находится человеческий разум, та сила, которая соединяет техносферу и биосферу в единое целое и позволяет человечеству разрешать все земные проблемы и противоречия. Среди ученых, разработавших учение о ноосфере, можно выделить Э. Леруа, Тейяр де Шардена, В.И Вернадского, Н.Н. Моисеева и пр. По мнению В.И. Вернадского, ноосфера – это этап в развитии биосферы, когда жизнь на Земле будет определяться так называемым "обобщенным Разумом" человечества. Наступает она по мере достижения человечеством технологий геологических масштабов. Разум и жизнедеятельность людей должны "направлять" дальнейший ход эволюции всего живого на Земле. В эпохе ноосферы человечество должно принять на себя ответственность за результаты жизнедеятельности людей, за безопасность человека и судьбу всей биосферы.
Перспектива ноосферной цивилизации имеет огромное значение. По мнению Л.В. Лескова, в 2040-2100 гг. осуществится ноокосмическая революция, сходная по некоторым своим признакам с неолитической революцией. Она будет всецело основываться на духовно-ноосферной парадигме.
Второй важной теорией выживаемости человечества является концепция устойчивого развития -появившаяся в конце XX века концепция, поставившая «проблему перехода к глобальному управлению отношениями между обществом и природой, а также отношениями между людьми и их сообществами». По сути, это модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланд.
Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных принципа:
1. Антропоцентрический принцип: принцип равенства возможностей поколений (современного и будущего) в плане удовлетворения своих потребностей.
2. Биосфероцентрический (экологический): принцип сохранения биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.
Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.
Глубинная сущность перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и цивилизации. Однако для того чтобы выжить, сохраниться как уникальный биологический вид, человеку необходимо кардинальным образом трансформировать все сферы своей деятельности в направлении существенного уменьшения давления на биосферу – почти на порядок. Это очень сложная задача, и ее выполнение во многом противоречит всему тому, что характерно для модели неустойчивого, или экономоцентрического, развития, начавшегося с перехода человечества к производящему хозяйству. Необходимость принятия концепции устойчивого развития обусловлена общепланетарной угрозой деградации окружающей среды. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития.
Теоретическое предвидение будущего – ведущее социальное требование, от которого зависит судьба цивилизации. Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией.
Три течения футурологии:
1) пессимистическое: концепция футурошока (О. Тоффлер), концепции технофобии (Л. Мэмфорд, Т. Роззак), теория технологического пессимизма (Ж. Эллюль, Э. Фромм).
2) оптимистическое: концепция «информационного общества» (Ю. Хабермасс, Д. Белл, М. Маклюэн), стратегия выживания «Римского клуба» (А. Печчеи, Д. Медоуз).
3) Альтернативное: основной тезис – переустройство социально- политической структуры общества, его системы ценностей, рождение принципиально новой цивилизации с идеей всестороннего раскрытия личности в гармонии с окружающей средой. Среди альтернативистов – «зеленые, пацифисты, экологисты и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия, несмотря на то, что является необходимым предметом в образовательной программе любого вуза, снискала себе славу дисциплины «несъедобной», ненужной, скучной и непонятной. Более того, слово «философ» в студенческой среде, да и в обществе в целом зачастую произносится иронически, с насмешкой, если не ругательно, в то время как в античности философы были всегда в почете. Почему философию не любят? Почему философия снискала себе славу науки скучной и даже занудной, не являясь таковой на самом деле? Ведь философский мир – это мир величайший по своей мудрости. Почему студента не затрагивает эта мудрость?
На наш взгляд, главной причиной является отождествление философии со знанием, которое во что бы то ни стало надо передать. В результате, вместо философии изливается поток ненужных слов: чуждых, далеких, не затрагивающих глубинные струны человеческой души. В этом, быть может, повинны государственные образовательные стандарты, по форме одинаковые с другими предметам и различающиеся лишь по содержанию. Однако не является ли философия «материей» слишком тонкой и неуловимой, чтобы взвешивать ее на одних весах с другими науками? Ведь философия не столько наука, сколько мировоззрение, определенная система взглядов на мир. И, как сказал М. Мамардашвили, учебник философии – это только вторая половина пути, а первую часть пути человек должен пройти сам, собственным усилием мысли.
Данное учебное пособие – это как раз первый шаг на пути к познанию философии, второй шаг за вами! Надеюсь, вы полюбите философию, но чтобы полюбить ее, надо войти в ее мир, начав философствовать, рассуждать, «прикасаться» собственной мыслью к мыслям великих – Сократа, Платона, Гегеля, Маркса, Хайдеггера…
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 3027;