Верхняя передача двумя руками.

1. Передача из зоны 5 в зону 2, далее в зону 4; из зоны 4 через сетку в зону 5 и т. д. Игроки меняются мес­тами по ходу передач на своей стороне. Передачу из зо­ны 5 выполняют сразу на удар. Игроки зон 2 и 4 выхо­дят с линии нападения.

2. То же, но упражнение выполняют одновременно двумя мячами.

3. Тренер, стоя в зоне 3, набрасывает мяч в зону 6. Игрок выходит из зоны 1 и выполняет передачу в паде­нии, направляя мяч тренеру.

4. То же, но игроки выходят из зоны 5. В упражнени­ях 3 и 4 важно, чтобы игроки не выходили раньше, чем брошен мяч.

Нападающий удар.

1. Игроки выполняют нападающий удар произвольно с выходом номера 4 (как разминка).

2. Передача из зоны 6 в зону 3. В зоне 3 передачу выполняют низкую, чуть впереди себя. Игрок зоны 4 проводит нападающий удар, начиная разбег с линии на­падения в то время, когда мяч находится около рук иг­рока зоны 3 перед передачей. Разбег быстрый, толчок выполняется энергично.

Нападающий удар с низкой передачи в этом уроке дается для ознакомления. В последующих уроках, согла­сно графику, игроки совершенствуют этот прием.

Подача избранным способом.

1. Выполнить 5—6 подач, стараясь попасть в зону 6.

2. Мяч после приема подачи направляют в зону 2; из зоны 2 в зону 4. Из зоны 4 выполняют нападающий удар, причем с любой передачи. Можно применять прямой и боковой удары.

3. То же, что упр. 2, только вводится одиночное бло­кирование.

Учебная игра 6х6.

Условия: из удобных положений первую передачу давать сразу на удар; за потерю первой подачи штраф— 1 очко; обязательно одиночное блокирование.

Заключительная часть—3 мин.

Медленный бег, ходьба. Замечания по уроку, объяв­ления.

Старшая группа

Урок восемнадцатый

Задачи урока:

1. Совершенствование верхней подачи, верхней пере­дачи.

2. Совершенствование нападающего удара и блоки­рования.

Продолжительность—2 часа.

Вводная часть—3 мин.

Построение, рапорт, объяснение задач урока.

Упражнение: два шага вперед, поворот налево, шаг вперед, поворот направо. Ходьба с переходом на бег Подготовительная часть— 15 мин.

Ходьба. Упражнения в движении и на снарядах (гим­настическая скамейка), упражнения в упоре на руках. Ходьба, бег с прыжками (имитация нападающего удара у сетки и группового блокирования). Ходьба.

Основная часть— 100 мин.

Верхняя передача.

1. В четверках. Передачи. Игроки передают мяч вправо (влево), стоя на месте. Упражнение выполняют одним, затем, двумя мячами. Необходимо следить, чтобы игроки во время передачи поворачивались в сторону пе­редачи.

2. Передача из зоны 5 в зону 2 для удара. Игрок вы­ходит с линии нападения и передает мяч в зону 4, а от­туда в зону 5. То же, но передача следует из зоны 1 в зону 4, затем в зону 2.

Нападающий удар.

1. Передача из зоны 5 в зону 2 и далее в зону 4; из зоны 4 — нападающий удар в любом направлении. После 5—6 ударов дается задание — бить в зону 1; одновре-

 





менно с групповым блокированием закрыть направление удара. Обращается внимание на своевременность прыж­ка, на постановку рук крайним блокирующим, на взгляд блокирующих.

2. Передача из зоны 6 в зону 2; из зоны 2 нападаю­щий удар левой или правой рукой. Задание — совер­шенствовать одиночное блокирование.

Подача избранным способом.

1. Игрок выполняет 5—6 подач, стараясь подать в зо­ну 6.

2. Подача в зону 6, откуда следует передача в зону 2 для удара; из зоны 2 — нападающий удар левой или правой рукой.

3. То же, но организуется одиночное блокирование.

4. Передачи в бросках с приземлением на грудь.

5. Тренер, стоя у сетки, набрасывает мяч игрокам, ко­торые стоят полукругом у лицевой линии площадки. Иг­рок в броске передает мяч тренеру (необходимо, чтобы каждый игрок предварительно выполнил падение с при­землением на грудь без мяча).

Учебная игра 6Х6.

Заключительная часть — 2 мин.

Медленный бег. Ходьба. Замечания по уроку, объяв­ления.


Урок тридцать четвертый

Задачи урока:

1. Совершенствование технических и тактических приемов игры при выполнении верхней подачи, передач, нападающих ударов и блокирования.

2. Тактические комбинации.

Продолжительность — 2 часа.

Подготовительная часть— 15 мин.

Ходьба в различном темпе, бег с изменением направ­ления и темпа,ходьба.

Упражнения в парах с сопротивлением.

Прыжки с имитацией блокирования у сетки. Прыжки с имитацией нападающего удара правой и левой рукой. Прыжки с доставанием баскетбольного кольца или дру­гого предмета. Ходьба.

Основная часть — 100 мин.

Совершенствование технических и тактических прие­мов игры.

1. Передача из зоны 6 в зону 2, затем в зону -1 и снова в зону 6. Игроки перемещаются по ходу передачи.

2. То же, но одновременно двумя мячами. Игрок 4 перебивает -мяч в прыжке двумя руками через сетку в зону 6. Игроки перемещаются по ходу передачи, но иг­рок 4 уходит в зону 6 на своей стороне. Он выполняет имитацию нападающего удара, а затем перебивает мяч.

3. Прием снизу в падении на грудь. Предварительно необходимо испробовать просто падение, без передачи. Игроки стоят в зоне 5 друг за другом, не мешая парт­неру. Тренер стоит в зоне 2 и набрасывает мяч низко и далеко от выходящего (в 2—4 м) перед ним и в сто­роны.

4. Нападающий удар из зоны 4 с первой передачи игрока зоны 2. Игрок чередует удар (через 1—2 раза) правой или левой рукой, а также выполняет прямой удар в зону 6 или перевод влево (в зону 1). Выполняется «со столба» или между игроками зон 4 и 3. На противопо­ложной стороне два игрока—в зоне бив зоне 1, перед которыми и поставлена задача: передать мяч от напа­дающего удара в направлении к сетке. Упражнение мо­жно выполнять с двух сторон. Играющих в защите (в зоне 6 или 1) тренер меняет по своему усмотрению.

5. Нападающий удар выполняют из зоны 2. Передает мяч игрок зоны 4. Игроки в защите располагаются в зо­нах 6 и 5. Два-три игрока совершенствуют верхнюю по­дачу; на этой же стороне два-три игрока выполняют блокирование. На противоположной стороне площадки два игрока в зонах 4, 2 и два на задней линии с подачи разыгрывают тактическую комбинацию, направляя мяч сразу на удар игроку зоны 2 или 4, который и выполня­ет удар или откидку в зону 4 (2), после чего следует на­падающий удар. В нападении также могут участвовать игроки задней линии из зоны 3 или сзади зон 2, 4. После 4—6 подач все игроки делают переход. На подачу идет блокирующий зоны 2, один из подающих — на блок в зо­ну 4.

После 16—24 подач функции команды меняются.

Учебно-тренировочная игра.

Задание: работать над материалом урока; первая пе­редача сразу на удар в зону 2 или 4; обратить внимание на тактику подачи. Судейство осуществляют игроки.

Заключительная часть — 5 мин.

Ходьба. Замечания по уроку,

Урок восьмидесятый

Задачи урока:

1. Физическая подготовка.

2. Совершенствование верхней передачи, нападаю­щих ударов.

3. Разучивание игры в защите.

Продолжительность — 2 часа.

Подготовительная часть— 15 мин.

Ходьба в полуприседе, в приседе, спортивная ходьба, бег в различном темпе, ходьба. Упражнения в движении. Бег 100 м. Прыжки в высоту, в длину.


Подвижная игра «Толчки мяча». Занимающиеся в парах располагаются на расстоянии 3 м друг от друга в положении сидя в упоре сзади. У каждой пары по набив­ному мячу. По сигналу занимающиеся перекатывают мяч друг другу, толкая его ногами. Игра длится 2 мин. По­беждает та пара, которая чаще толкала мяч.

Основная часть—100 мин.

Совершенствование технических приемов.

1. Передача из зоны 1 на выходящего игрока зоны 1, дальше — в зону 4 и снова в зону 5.

2. Передача из зоны 1 в зону 4, затем в зону 2 и сно­ва в зону 1. Затем передачу выполняют из зоны 2(4) в прыжке с имитацией нападающего удара. Игроки зон 2 и 4 выходят на удар с трехметровой линии. Необходимо следить, чтобы первая передача была примерно в метре от боковой линии.

3. Передача в падении с выходом из зоны 5(1). Тре­нер стоит в зоне 2(4) и нападающим ударом посылает мяч перед выходящим игроком и в стороне от него. Тот должен передать мяч в зону 2(4).

4. Нападающий удар прямой и с переводом, правой и левой рукой из зон 4 и 2. Передачу выполняют игроки, выходящие из зоны 1. На противоположной стороне рас­полагаются два игрока—в зонах 5 и 1; они должны пе­редать мяч от нападающего удара к сетке. Тренер меняет играющих в защите.

Учебно-тренировочная игра 4Х4.

Обратить внимание на нападающий удар и на игру в защите. В нападении могут участвовать все игроки. Су­действо осуществляют сами игроки.

Заключительная часть — 2 мин.

Пробежка и ходьба. Краткие замечания по уроку.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ*

Подвижные игры в подготовке юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызва­но тем, что новички не могут быстро овладеть основны­ми техническими приемами, игра в волейбол для них на первых порах непосильна. В результате интерес к заня­тиям у ребят снижается. Здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры, направленные на развитие фи­зических качеств и совершенствование элементов техни­ки. Они активизируют ребят, повышают интерес к тре­нировкам.

Не менее полезны подвижные игры и эстафеты при проведении «неинтересных», по мнению занимающихся, упражнений без мяча. Использование игрового метода при выполнении упражнений способствует повышению эмоционального состояния спортсменов и в итоге лучше­му усвоению изучаемого материала.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Прыгучесть

«Удочка». Для игры требуется веревка длиной 2— 3 м. К одному концу ее прикрепляется маленький грузик. Играющие становятся по кругу. Водящий в центре кру­га берет веревку за свободный конец. По сигналу трене­ра он начинает кружить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела ноги. Ко­го веревка заденет, тот выбывает из игры.

«Чехарда». Играющие становятся друг за другом по прямой линии в 5—6 шагах друг от друга. Все, кроме стоящего сзади, выставляют вперед ногу, сгибают ее и, опираясь на нее руками, наклоняют туловище и голову. Задний игрок, разбежавшись, подпрыгивает, отталкива­ется руками от спины стоящего впереди игрока и, разве­дя ноги в стороны, перепрыгивает через него, бежит

* Авторы подбирали и разрабатывали игры, используя материал методического пособия Семенова Н. А. «Игры в школе». Симферо­поль, Крымиздат, 1952.

дальше, перепрыгивает через второго, третьего и т. д. Затем он выбегает вперед на 5—6 шагов и становится, согнувшись, как и все играющие. Затем начинает пере­прыгивать через всех следующий играющий, стоящий сза­ди, и т. д.


«Зайцы в огороде». На площадке чертят два круга, один в другом. Внутренний круг — «огород». В нем сто­ит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке между кругами. Они прыгают на обеих ногах то в «огород», то из «огорода». «Сторож» по сигналу тренера ловит «зайцев», оставшихся в «огороде», догоняя их только в пределах внешнего круга, «зайцы» не могут выпрыги­вать и за пределы круга. Когда будет поймано 2—3 «зайца», выбирают нового «сторожа».

«Прыжки по кочкам-». На земле чертят 10—12 круж­ков («кочки») диаметром 40 см на расстояни 60—70 см один от другого. Играющие перепрыгивают с «кочки» на «кочку», стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступив за «кочки».

«Гонка паровозов». Все играющие делятся на две или более команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонны по одному, причем каждый игрок держится за талию стоящего впереди. По сигналу тренера команды передвигаются подскоками до зара­нее установленного места и возвращаются обратно. Вы­игрывает команда, закончившая продвижение первой, но при том условии, чтобы все игроки прыгали, а не бе­жали.

«Бой петухов». Играющие делятся на две команды. Команды располагаются в шеренги по одному лицом друг к Другу на расстоянии 6—8 м. В коридоре между шеренгами чертится круг диаметром 2,5—3 м. В середи­ну круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они занимают позиции в противоположных точках круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде тренера игроки, прыгая на одной ноге, ста­раются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применив­ший толчок руками, считается побежденным. Победа игрока дает команде очко. Побеждает команда, набрав­шая большее количество очков.

«Эстафета с прыжками». Игроки выстраиваются вне-сколько колонн с равным числом участников. Передние

игроки стоят на одной ли­нии. По сигналу тренера но­мер первый каждой колон­ны выполняет прыжок в дли­ну с места и отмечает на земле место приземления пя­ток. Следующий игрок ста­новится на черту приземле­ния первого игрока, касаясь ее носками, и также прыга­ет, за ним третий и т.д. Вы­игрывает команда, игроки которой таким образом прео­долеют большее расстояние.

«Прыжки через препятствия». Между лицевыми ли­ниями волейбольной площадки устанавливаются 8 гим­настических скамеек на расстоянии 1 м одна от другой. Из-за лицевой линии занимающиеся по сигналу начина­ют прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед. По пути перепрыгивают через скамейки и заканчивают прыгать за противоположной лицевой линией. Побеждает тот, кто первым закончил упражнение. Бежать и напрыгивать на скамейки не разрешается.

«Волки и зайцы». Между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 3—4 м, размещаются .8—10 занимающихся («зайцы»). За скамей­ками по двое занимающихся («волки»). По сигналу «зайцы» начинают подпрыгивать вверх, передвигаясь между скамейками и запрыгивая на них. «Волки» стре­мятся коснуться «зайцев» в тот момент, когда они нахо­дятся на скамейке (рис. 84). Если «волк» коснулся «зай­ца», то они меняются ролями. Побеждает тот, кто боль­шее количество раз запрыгнул на скамейку и меньше других был в роли «волка».

Быстрота реакции

«Совушка». В углу волейбольной площадки кружком отмечают «гнездо», в которое по назначению тренера становится один из играющих — «совушка». Все игроки разбегаются по площадке. По сигналу тренера «день» они бегают по площадке, а по сигналу «ночь» все мгно­венно замирают в той позе, в которой оказались к тому моменту. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за иг­рающими. Если кто-нибудь пошевелится, «совушка» бе-


рет этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «день» «совушка» улетает в свое гнездо, а игроки возобновляют передвижения по площадке. Игроки, которые попались «совушке», пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.

«Море волнуется». Все игроки, за исключением водя­щего, становятся в круг лицом внутрь, на расстоянии шага друг от друга. Каждый играющий отмечает крести­ком место, где он стоит. Вожак ходит между играющи­ми, стоящими на своих местах, и приговаривает: «Море спокойно». Кому он скажет эту фразу, тот идет следом за ним, взяв за руку впереди стоящего. Таким образом за вожаком образуется целая цепочка. Все игроки ока­зываются в этой цепочке, передвигаясь шагом или бегом по площадке. После фразы водящего «Море волнуется» (или свистка тренера) все играющие расцепляют руки и бегут, стараясь занять какое-либо место, помеченное крестиком. Водящий тоже занимает одно из мест. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Слушай сигнал!» Занимающиеся идут в колонне по одному. Тренер внезапно подает сигнал (хлопок в ладо­ши или свисток), по которому играющие должны момен­тально остановиться. Если тренер дал два сигнала, то играющие продолжают идти вперед, если три раза,—иг­роки бегут в колонне по одному и т. д. Тот, кто ошибает­ся, подстраивается в конец колонны.

«Третий лишний». Занимающиеся становятся в круг парами, лицом к центру. Двое играющих водят. Водя­щие бегают за кругом, причем один убегает, а другой до­гоняет. Убегающий может спастись от догоняющего, встав впереди любой пары. Тогда догоняющий может пят­нать того, кто оказался «лишним», то есть игрока, стоя­щего позади данной пары,— третьего. Игрок, оказавший­ся третьим, должен быстро отбежать от своей пары и встать впереди другой — иначе он будет запятнан и ста­новится водящим. Бегать через круг не разрешается.

«Группа, смирно!» Играющие выстраиваются в ше­ренгу. Тренер быстро подает одну команду за другой, произнося их то с добавлением слова «группа», то без него. По условию занимающиеся должны выполнять лишь те команды, которые произнесены с добавочным словом. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

«Выбей мяч!». Занимающиеся делятся на две коман­ды и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Между

шеренгами проводится линия. Игроки первой команды каждый по три раза произвольно выставляют вперед руки с мячом за линию и убирают их, но так быстро, что­бы игроки второй команды не успели выбить мяч. За вы­битый мяч команде засчитывается одно очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

«Вызов». На боковых линиях волейбольной площадки выстраиваются две команды с равным числом участни­ков. Игроки первой команды выходят к противополож­ной линии, на которой стоят игроки второй команды, вы­тянув вперед руки ладонями вверх. Игроки первой команды трижды дотрагиваются до ладоней партнеров и после этого убегают за свою линию. Тот, кого коснулись третий раз, считается вызванным и стремится догнать убегающего. Затем команды меняются ролями. Побежда­ет команда, игроки которой быстрее реагировали на

третье касание и успели засалить большее количество соперников.

Быстрота

«Передача мячей». Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим по кругу один напротив другого, дают по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим игрокам, чтобы перегнать один другого.

«Мяч среднему». Играющие образуют три-четыре кру­га. В середине каждого круга стоит водящий; он броса­ет мяч своим игрокам поочередно. Получив мяч от по­следнего, водящий поднимает мяч вверх. Круг, допустив­ший меньшее количество падений мяча на землю, выигрывает.

«Обгони мяч». Занимающиеся стоят по кругу на рас­стоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий. Со­седний с водящим игрок получает волейбольный мяч, и дальше игроки передают его по кругу (влево и вправо). Когда мяч пройдет 6—8 человек, передача приостанавли­вается и игроки говорят: «Раз, два, три—'беги!» Водя­щий бежит с внешней стороны круга за мячом до своего места, а игроки тем временем продолжают передавать мяч по кругу до места водящего. Водящий выигрывает в том случае, если он успеет добежать до своего места, опе­редив передачу мяча.

«Мельница». У каждого занимающегося скакалка. По


сигналу они стремятся как можно чаще выполнить прыж­ки со скакалкой. Игра длится 1 мин. Побеждает тот, кто большее количество раз вращал скакалку. Счет ведут са­ми занимающиеся.

«Толчки мяча». Занимающиеся в парах располагают­ся на расстоянии 3 м друг от друга в положении сидя в упоре сзади. У каждой пары по набивному мячу. По сиг­налу занимающиеся перекатывают мяч друг другу, тол­кая его ногами. Игра длится 2 мин. Побеждает та пара, которая чаще толкала мяч.

«Передал—садись!» Занимающиеся выстраиваются в колонны по одному с равным количеством играющих. Водящие с мячом — в 4 м от колонны. По сигналу водя­щие бросают мяч первому игроку колонны, тот ловит его и быстро возвращает водящему, а затем принимает упор присев. Водящий передает мяч второму и т. д. По­беждает команда, быстрее выполнившая задание.

«Стрелки». Играют две команды: «стрелки» и «бегу­ны». «Стрелки», разделившись поровну, располагаются на боковых линиях площадки, а «бегуны» — на любом конце площадки. Вдоль площадки, посередине, проводит­ся черта — путь «бегунов». По сигналу тренера один из «бегунов» бежит по этой черте на другой конец площад­ки, а «стрелки» бросают в него с двух сторон по волей­больному мячу. Если им удается попасть в бегущего, то команда «стрелков» выигрывает одно очко. Дальше бе­жит следующий и т. д. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

«Мяч с четырех сторон». Чертится квадрат со сторона­ми 6—10 м. В середине кадрата обозначается круг диа­метром 2—3 м (рис. 85). Игроки образуют четыре коман­ды. По одному игроку из каждой команды с мячом в ру­ке стоит в круге против шеренги своих игроков. По сиг­налу тренера они бросают мяч игрокам своей команды, получив его обратно, направляют следующему и т. д. Последний, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится справа в своей шеренге. Остальные игроки продвигаются на одно место влево и так до тех пор, пока первый стоящий в круге снова не окажется в нем. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге.

«Падающая палка». Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в

круг. Водящий ставит в центре палку, придерживая ее рукой (рис. 86). Выкрикнув чей-либо номер, он отпуска­ет палку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меня­ется местом с водящим.

Скорость

«Кто первый?» Две команды выстраиваются в колон­ну по одному за лицевой линией или определенной от­меткой. По звуковому или зрительному сигналу первые игроки команд бегут до противоположной лицевой линии (или стены) и обратно. Прибежав, ударяют по ладони следующего (или передают какой-либо предмет), тот бе­жит также и т.д. Команда, раньше закончившая бег, по­лучает одно очко. Игра проводится несколько раз. Команда, набравшая больше очков, становится победи­телем.

«Воробьи и вороны». Две команды, которые условно называются «Воробьи» и «Вороны», становятся у сред­ней линии площадки спиной друг к другу. Тренер стоит сбоку от них и называет. «Во-ро-бьи!» или «Во-ро-ны!»— долго протягивая слог «ро» и быстро произнося послед­ний слог. Названная команда должна быстро убежать


 

за лицевую линию площадки, а игроки другой команды— ловить убегающих. Так тренер, чередуя названия, ведет игру. После каждого раза подсчитывают число поймйанных игроков. Победителем считается команда, поймав­шая больше игроков.

«Пустое место». Игроки образуют круг. Водящий бе­жит за кругом, кого-нибудь «пятнает» и продолжает бежать в ту же сторону, а «запятнанный» игрок бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается обежать круг и стать на освободившееся мес­то. Неуспевший занять место становится водящим, и иг­ра продолжается в том же порядке. При встрече водя­щий обязан «запятнанному» уступить дорогу, отходя на шаг в сторону от круга.

«Вызов номеров». Занимающиеся делятся на две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров и встают в затылок друг другу. Рассто­яние между командами не менее 2 м. Тренер называет какой-либо номер. Услышав свой номер, оба игрока обе­их команд выбегают из колонн, бегут до заранее опреде­ленного места, возвращаются назад, обежав свои колон­ны снаружи. Кто скорее возвратится на свое место, тот приносит своей команде очко. Тренер вызывает все но­мера команд в любом порядке.

«Салки». Занимающиеся разбегаются по площадке, а водящий ловит их. Игрок, которого коснется водящий, меняется с ним ролью.

«Эстафеты с бегом». 1. Две команды выстраиваются за лицевой линией. У противоположной линии против каждой команды лежит набивной (волейбольный, фут­больный, баскетбольный) мяч. По сигналу первый номер бежит, берет мяч. Возвратившись с мячом, передает его следующему игроку. Тот бежит с мячом, кладет его на лицевую линию, прибежав обратно, ударяет рукой сле­дующего по ладони, тот бежит, берет мяч и т.д. Коман­да, раньше закончившая задание, становится победи­телем.

2. Можно это же задание выполнять из положения сидя, лежа на спине, на груди на полу.

3. Ту же эстафету проводят, прыгая сначала на пра­вой ноге до середины площадки, затем до конца — на левой ноге и возвращаясь—обычным бегом.

4. Прыгать сначала на правой ноге до конца пло­щадки, затем на левой, возвращаться обратно.

Рис. 87

5. Передвигаться сначала прыжками правым боком вперед, возвращаясь левым боком вперед.

6. Обычный бег, возвращаться спиной вперед.

7. Можно положить два, три мяча.

8. Мяч катить по полу, ударяя руками.

«Кто сильнее и быстрее?» У боковых линий чертят круги диаметром 3 м. Игроки двух команд располагают­ся в шеренгах на лицевой линии волейбольной площад­ки. Тренер вызывает по одному игроку из каждой коман­ды, они входят в круги и по сигналу тренера, как можно сильнее, ударяют мячом об пол и сразу же бегут вдоль боковой линии (боковая линия разделена на отрезки по 0,5 м). Сколько успеет пробежать отрезков игрок, пока мяч находится в воздухе, столько начисляется ему оч­ков. Побеждает команда, набравшая больше очков (рис. 87).

Сила

«Тяги в круг». Играющие встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По указанию тренера они двигаются по кругу вправо или влево, затем по сиг­налу тренера останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попа­дет в круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, счита­ются победителями.

«Переноска раненых». Занимающиеся разделены на две команды. В каждой треть игроков—«раненые». Команда переносит своих «раненых» в указанное трене­ром место. Выигрывает команда, быстрее перенесшая

всех своих «раненых». За это она получает очки по чис­лу «раненых», которых еще не успела перенести другая команда. За каждого «раненого», которого несли с нару­шением установленных тренером правил, вычитывается по одному очку.

«Кто дальше?» Занимающиеся разбиваются на не­сколько команд и выстраиваются в колонны. Перед иг­роками, стоящими в колоннах первыми, чертят линию, за которую переступать ногой нельзя. Впереди стоящим игрокам дается по одному набивному мячу—они толка­ют их, не переступая черты. На месте падения мяча су­дьи, выделенные от каждой команды, проводят черту. Следующие игроки выполняют толчки, не переступая этой черты. Место падения их мяча снова отмечается чертой и т.д. Побеждает команда, у которой последняя черта, отмечающая место падения мяча, будет находиться на большем расстоянии от линии первоначального толчка.

«Борьба в кругу». Занимающиеся делятся на две команды и становятся в произвольном порядке в боль­шой круг, начерченный на полу. Игроки одной команды надевают повязки на головы. По сигналу начинается борьба между командами: играющие, сцепив руки за спиной, стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Не разрешается толкать в спину; можно нападать вдвоем и втроем на одного, увертываться, отбегать в сто­рону, не переступая границ круга. Игра ведется на вре­мя (2—3 мин.). Побеждает команда, большее число иг­роков которой осталось в кругу.

«Бой всадников». В каждой из двух команд игроки распределяются по парам. «Всадники» садятся на плечи «коням», и команды выстраиваются около средней линии. По сигналу тренера начинается бой всадников. Каждый «всадник» старается стащить своего соперника с «коня». «Кони» участия в сражении не принимают. Если оба всадника оказались на земле, поражение засчитывается тому, кто коснулся ее первым. После этого игроки меня­ются ролями. Выигрывает команда, имеющая большее число побед в поединках.

«Гонка тачек». Играющие распределяются на две команды с четным количеством игроков. В каждой команде один принимает положение лежа в упоре, ноги разведены на ширину плеч (тачка). Партнер берет за но­ги. По сигналу тренера игроки продвигаются вперед от

Рис. 88

одной боковой линии к другой (рис. 88). Как только пер­вые игроки пересекут боковую линию, вслед за ними на­чинают бег вторые и т. д. Гонка тачек продолжается и в обратном направлении, но игроки предварительно меня­ются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая гонку.

«Кто сильнее?» Двое занимающихся берут друг друга за руки, предварительно выставив левую ногу вперед так, чтобы ступни соприкасались носками. По сигналу тренера один занимающийся старается столкнуть с места друго­го. Побеждает тот, кто раньше сдвинет партнера с места.


«Не задень мяч». Трое или четверо занимающихся становятся вокруг набивного мяча, лежащего на полу. Кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сиг­налу тренера они начинают сталкивать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча ногой. Тот, кто коснется мяча, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда оп­ределится сильнейший.

«Кто перетянет?» Занимающиеся становятся спиной друг к другу и переплетают согнутые в локтях руки. Каж­дый наклоняется вперед, не разгибая рук, стараясь за­ставить соперника оторвать ноги от пола.

«Кто устоит?» Играющие в парах располагаются ли­цом друг к другу, на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки ног вместе. Каждый играющий старается удара­ми одной или обеих рук вывести друг друга из равнове­сия. Можно уклоняться от ударов, т. е. убирать ладони.

Игрок, оторвавший ступни от опоры или сдвинувшийся с места, считается побежден­ным.

«Перетягивание каната». На полу проводится линия, разделяющая канат на две равные половины. Две команды с равным количест­вом игроков берутся за кон­цы каната. По сигналу игро­ки стремятся перетянуть ка­нат на свою сторону. Побеж­дает команда, которая добь­ется этого первой.

«Бой петухов». Занимаю­щиеся располагаются на од­ной половине волейбольной площадки. По сигналу все игроки начинают прыгать на одной ноге, стараясь стол­кнуть друг друга. Тот, кто будет выбит за пределы пло­щадки или коснется пола обеими ногами, выбывает из игры. Руками толкать нель­зя.

«Регби». Играющие де­лятся на две команды. За лицевыми линиями волей­больной площадки на рас­стоянии 0,5 м от них устанавливается по одному стулу. В центре площадки лежит набивной мяч. Команды вы­страиваются на линиях нападения. По сигналу тренера игроки устремляются к мячу, овладевают им и пытаются забросить под стул. Соперники мешают продвигаться на­падающим, сдерживая их руками, стремятся отобрать мяч. На игрока, владеющего мячом, можно нападать двум, трем игрокам. За лицевые линии переходить нель­зя. Нельзя также толкать убегающих игроков в спину (рис. 89).

Рис. 89

Ловкость

«Переправа через ручей». Игроки делятся на несколь­ко команд и располагаются за линией старта. В несколь­ких метрах от линии старта двумя линиями обозначается ручей, через который (в зависимости от количества команд) переброшены переправы (гимнастические ска­мейки). По сигналу тренера игроки, взявшись за руки, переходят по переправе через ручей.

Они могут перемещаться прямо или боком, пристав­ными шагами по узкой рейке. Игроку, коснувшемуся по­ла, начисляется штрафное очко.

Выигрывает команда, которая первой преодолела ру­чей с наименьшим количеством штрафных очков (рис. 90). Сходить с переправы и разрывать руки не разрешается.

«Белые медведи». Чертится круг, изображающий не­большую льдину, на нее становятся два «медведя». Ос­тальные игроки распределяются вне «льдины» в любом порядке. По сигналу тренера «медведи» берутся за руки и выходят на «охоту». Настигнув кого-либо из играющих, они стараются схватить его. Пойманного отводят на «льдину». Затем медведи ловят второго игрока и отводят его туда же. Оба пойманные, взявшись за руки, в свою очередь, становятся «медведями» и идут на охоту. Сле­дующая пойманная пара играет роль «медведей» и т. д.


Рис. 90 Рис. 91

197

Рис. 92

Игра заканчивается тогда, когда все играющие будут переловлены (рис. 91).

«Охотники». «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа по мягкому маленькому мячу. По сигналу тренера все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячами заменяют «охот­ников». Разрешается, стоя на месте, увертываться от мячей.

«Альпинисты». Командам дается задание покорить «вершину» — дойти до установленного места, не наступая на пол, например пройти по гимнастической скамейке (бревну), по канату влезть до конца, спуститься на ска­мейку, напрыгнуть на тумбу, с нее — на другую, третью и после этого спрыгнуть на землю. За каждое нарушение (наступание на пол) команда штрафуется очком. Побеж­дает команда, которая наберет меньшее количество штрафных очков (рис. 92). Пропускать какое-либо из препятствий не разрешается.

«Волк и ягненок». Игроки, встав гуськом, крепко дер­жат друг друга за талию, изображая овец. Первый игрок

изображает «пастуха», последний — «ягненка». Один из игроков назначается «волком», он становится лицом к «пастуху» на расстоянии 3 м. По сигналу тренера «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка», «пастух», расста­вив руки в стороны, старается не пропустить его, осталь­ные участники бегут в наиболее безопасную сторону, от­кидывая «хвост» колонны и тем самым стараясь спасти «ягненка». Если «волк» прорвался и схватил «ягненка», то тренер назначает нового «волка», и игра продолжается.

«Охотники и утки». Играющие разбиваются на две команды. Одна команда — «утки» — находится в середи­не большого, заранее начерченного круга. Другая — «охотники» — становится снаружи круга. По сигналу тренера «охотники» начинают бросать волейбольным мячом в «уток». «Утка», в которую попал мяч, выходит из игры. Когда «охотники» «перестреляют» всех «уток», команды меняются ролями. Побеждает команда, выбив­шая всех уток за меньшее время.

«Борьба за мяч». Игра проводится на волейбольной площадке между двумя командами. Каждая из команд располагается на своей половине. За лицевыми линиями лежит по 5 волейбольных мячей (рис. 93). По сигналу игроки обеих команд стремятся проникнуть на площадку соперников и завладеть мячами — перенести их за свою лицевую линию. Игроков, прошедших среднюю линию, могут ловить игроки другой команды. Пойманные оста­ются на месте, пока их не выручит кто-либо из товарищей по команде (дотронувшись рукой). Если игрок пойман с мячом, то мяч отбирают и кладут обратно, а пойманный игрок остается на месте, пока его не выручат.

«Лабиринт». Занимающиеся выстраиваются в не­сколько шеренг на расстоянии 2 м одна от другой. Игроки каждой шеренги держатся за руки. Двое игроков начина­ют игру: убегающий игрок, спасаясь от догоняющего, бе­жит по коридорам, образованным шеренгами (рис. 94). Во время игры тренер подает команды то «направо», то «налево», а игроки, составляющие шеренги, отпускают руки, делают повороты прыжком то вправо, то влево и быстро берутся за руки со своими новыми соседями, об­разуя таким образом новые коридоры и осложняя задачу бегающим игрокам. Когда догоняющий поймает убегаю­щего игрока, тренер назначает другую пару. Нельзя про­бегать под руками стоящих игроков.

«Хоккей». На лицевых линиях волейбольной площад-

Рис, 95

Рис 93

 

 

ки ставят по одному стулу (ворота). Две команды с клюшками в руках (можно играть гимнастическими палками) стремятся забить в «ворота» соперников тен­нисный мяч. Игра проводит­ся в пределах волейбольной площадки на время. Врата­рей не ставят. Побеждает команда, забившая больше голов (рис. 95).

«Подвижная цель». На площадке на расстоянии 5—


 

Рис. 96

6 м чертят две параллельные линии. У одной из них вы­страиваются в шеренгу все игроки с интервалом 1 м один от другого (рис. 96). В руке каждого из них теннисный (волейбольный) мяч. Один из игроков с обручем стано­вится на краю другой линии и начинает катить обруч вдоль нее. Как только обруч окажется напротив игрока, тот незамедлительно бросает мяч, стремясь попасть в об­руч. Игра может проводиться как командная. В конце иг­ры подсчитывают количество попаданий, за которые на­числяют очки, и определяют победителя.

Выносливость

«Салки». Игроки располагаются в пределах волей­больной площадки в среднем (низком) исходном положе­нии. Один из игроков («салка») ловит, остальные убега­ют. «Салка», догнав кого-либо из игроков, касается его рукой. Игрок поднимает руку вверх и говорит: «Я—сал­ка!». Тот, кто выпрямится в игре или выбежит за пределы площадки, становится «салкой». Игра проводится на время.

«Прыгуны». Занимающиеся располагаются лицом к стене, на которой на высоте, соответствующей высоте сет­ки (в зависимости от возраста занимающихся), проведе­на линия. Игроки по команде начинают прыгать вверх,

Рис. 97

стремясь коснуться ладонями стены выше линии. Игро­ки, коснувшиеся линии, выбывают из игры. Побеждает тот, кто больше всего выполнил прыжков с имитацией блока.

«Кто выносливее?» Все играющие делятся на две или больше команд с равным числом участников. Каждая команда становится в колонну по одному, причем каж­дый игрок правую руку кладет на правое плечо стоящего впереди, а левой рукой держит его за голень согнутой ле­вой ноги (рис. 97). По сигналу команды начинают пере­мещаться вперед, одновременно подпрыгивая на правой ноге. Если колонна разорвется или кто-либо из игроков нарушит правила, то команда выбывает из игры. Побеж­дает команда, преодолевшая большее расстояние.

«Установи на вершине вымпел». Игроки делятся на две команды. Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 8 м от гимнастической стенки. По сигналу капи­таны команд вначале бегут по гимнастической скамейке, а затем преодолевают вверх по наклонной три пролета гимнастической стенки и закрепляют на верхней рейке флажок. Как только капитан спустился вниз, бег начина­ет второй игрок, который должен повторить путь капита­на, а вверху коснуться флажка и т. д. Последний в колон­не выполняет то же, но снимает флажок и приносит его к месту финиша. Если игрок потерял равновесие и сос-

Рис. 98

кочил со скамейки, он обязан все начинать сначала. Пе­редвигаясь по гимнастической стенке, игроки должны на­ступать на каждую рейку. Побеждает команда, которая быстрее установит вымпел на вершине (рис. 98).

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НИХ

Передача мяча

«Свеча». На площадке чертится круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию кру­га. По окончании задания победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.

«Передал — выйди». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, переме­щаясь боком к противоположной линии и обратно. По­беждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча (рис. 99).

«Мяч партнеру». 6—8 игроков стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу,

Рис. 99 Рис. 100


передают мяч друг другу, а тот, который стоит в центре, пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он пере­хватил, а игрок из круга — на место центрального, и игра продолжается.

«Передачи в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игро­ки в колоннах по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его сни­зу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т. д. (рис. 100). За каждое паде­ние мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньше штрафных очков.

«Спираль». Игроки располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до послед­него в колонне, он одну передачу делает над собой, пово-

Рис. 102

 

10 человек; каждая груп­па играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участни­ков, приготовившихся к бе­гу. Игрок, стоящий за ше­ренгой, бросает мяч через головы играющих вперед-вверх; те стараются не дать мячу упасть на землю, под­бивая его вверх двумя ру­ками снизу. Кому это не удается, тот становится «по­дающим», и игра возобнов­ляется (рис. 102).


 


Рис. 103

«Через сетку». Игра про­водится на волейбольной площадке с натянутой сет­кой. Играющие делятся на 2—3 команды, каждая команда, в свою очередь, делится на две группы, ко­торые располагаются на разных сторонах площадки друг против друга, лицом к сетке, в колонны по одно­му. Головные игроки стоят

 

на линии нападения. По сигналу головные, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне (рис. 103). Команда, допустившая ошибку в пе­редаче, прекращает игру. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.

«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Занимающиеся в каждой команде рассчитываются по по­рядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигна­лу тренера он начинает выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи этот игрок, выкрикнув чей-либо номер, бежит из круга. Игрок, чей номер был выкрикнут, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, продолжить передачу мяча над собой. Игра

Рис. 104

 

 

Рис. 105

 


длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было мень­ше потерь мяча (рис. 104).

«Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колон­нах на расстоянии 8 м (рис. 105). По сигналу первый иг­рок колонны ударяет волейбольным мячом об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочив­ший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.

Рис. 106 207

«Баскетбол».

Две команды играют в бас­кетбол, но ведение мяча и передачи партнерам осуществляются волей­больной передачей. При ведениях игроки, пере­мещаясь, подбивают мяч одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами об пол не раз­решается. Передачи мож­но выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно по­сылать мяч в кольцо. По­беждает команда, забив­шая больше мячей.

«Обстрел чужого по­ля». На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диамет­ром 2 м. В кругах распо­лагаются игроки, которые поточно выполняют пере­дачу мяча двумя руками

сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, то игрок может не при­нимать его. В таком случае соперник получает штраф­ное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает игрок, набрав­ший меньше штрафных очков (рис. 106).


 


Рис. 107

 

Рис. 108


«Карусель». Две команды игроков образуют два кру­га. Игроки в кругах расположены в затылок один друго­му на расстоянии 2 м. По сигналу тренера один из игро­ков в каждой команде выполняет передачу мяча над со­бой и перемещается по кругу вперед, на его место выхо­дит следующий игрок и, не давая мячу упасть на землю, также выполняет передачу мяча над собой, затем убегает вперед и т. д. Игра проводится 3—5 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 107).

«Кто точнее?» Перед игрой две команды выстраивают­ся в колонны по одному в 5 м от стены. На стене в 3 м от пола нарисованы квадраты 2х2 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (тренер указывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем ухо­дят в конец колонны. Побеждает команда, больше попа­давшая в квадрат (рис. 108).

Подача

«Подай и попади». Игроки двух команд располагают­ся на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу тренера игроки обеих команд пооче­редно выполняют по 5 подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если иг-

рок испортил подачу или на­ступил на линию, то подача не засчитывается. Побежда­ет команда, у которой было больше попаданий в пло­щадку (рис. 109).

«Сумей передать и по­дать». Команды соревнуют­ся в передачах мяча в стен­ку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны около стенки — в 3 м от нее. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только пер­вый игрок из колонны за­кончил подавать, немедлен­но начинает передачу в стенку второй игрок и т. д. Игроки, ожидающие очере­ди, собирают мячи и достав­ляют их партнерам к месту подачи. За правильно вы­полненную передачу игроку начисляется очко, за пода­чу—3 очка. Побеждает команда, набравшая боль­ше очков (рис. 110).

«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков, ко­торые начисляются за попадание в квадрат с обозначен­ной цифрой (рис. 111). Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Способ выполнения пода­чи устанавливает тренер. Побеждает команда, набрав­шая больше очков. При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается.

 


Рис. 110




 


Рис. 111. Рис. 112

 

Прием подачи

«Сумей принять». Игроки в парах располагаются на боковых линиях один против другого. По команде трене­ра игроки, стоящие на одной боковой линии, посылают мячи одним из способов подачи на своих соперников, ко­торые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач, затем иг­роки меняются ролями. Побеждает тот, кто больше при­нял мяч без ошибок (рис. 112).

«Кто лучший?» Трое игроков располагаются на зад­ней линии в зонах 5,6 и 1. Каждый из них принимает по 10 сильных (или нацеленных) подач (рис. 113). За прием мяча начисляют очки: 2 — ошибка при приеме; 3 — прием без технической ошибки; 4 — прием без ошибки, мяч до­веден в зону нападения; 5 — дана хорошая передача сра­зу на удар. После 10 подач игроки меняются зонами. В конце объявляется победитель, набравший наиболь­шую сумму очков.

Нападение

«Перестрелка». Играют две команды. Располагаются они на своей половине площадки в произвольном порядке, у каждого по 3 мяча. Сетку не устанавливают. Задача иг­рающих — попасть волейбольным мячом в соперников. Игроки посылают мячи на сторону соперника ударом од­ной рукой сверху, как при нападающем ударе. Попадание считается в том случае, если мяч коснулся игрока с лета, а не отскочив от пола. Игроки, в которых попал мяч, идут за лицевую линию площадки соперника (рис. 114). Выби­тых игроков можно выручить. Для этого нужно бросить мяч так, чтобы кто-нибудь из них поймал его в воздухе. Игрок, поймавший мяч, считается освобожденным, пере­ходит на свою площадку и продолжает игру. Выигрывает команда, за лицевой линией которой к моменту окончания игры окажется больше игроков соперника.

«Подвижная цель». Игроки, стоя за кругом, стараются попасть волейбольным мячом в водящего, бегающего внутри круга. Мяч посылают в круг ударом одной ру­кой, как при нападающем ударе. Промахнувшийся ме­няется местом с водящим.

«Кто точнее?» Игроки двух команд располагаются в колоннах в зоне 4, в зоне 3 — по одному игроку с теннис-

ными мячами. По два игрока от каждой команды распо­лагаются за лицевыми линиями своей площадки. Игра длится 8 мин. (рис. 115). Игрок зоны 3 бросает теннисный мяч игроку зоны 4, который после 2—3 шагов разбега к сетке прыгает вверх и, имитируя нападающий удар, пе­ребрасывает мяч через сетку, стремясь попасть в площад­ку соперника. После выполнения броска игрок зоны 4 пе­реходит в зону 3, а игрок зоны 3 уходит за лицевую линию для того, чтобы собрать мячи и доставить в зону 3. Игрок, стоявший за лицевой линией, пристраивается в конец ко­лонны. Выигрывает команда, большее число раз попав­шая в пределы площадки.


 


«Огонь по крепости». Две команды по 6—8 человек в каждой соревнуются в точности нападающих ударов. На обеих половинах площадки в зонах 5 установлено по 3 крепости (каждая крепость состоит из 3 связанных между собой гимнастических палок). Игроки каждой команды выполняют нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3. Команда, раньше разрушившая крепости или в установленное время затратившая меньше ударов на по­ражение равного количества целей, считается победи­тельницей (рис. 116).

«Удары с прицелом». Команды располагаются в ко­лоннах на боковых линиях зон 4. Игроки поочередно вы­полняют нападающие удары с передачи из зоны 3 в квад­раты, обозначенные цифрой. Команде начисляются очки

214 Рис. 117 Рис. 118



соответственно цифре, указанной в квадрате (рис. 117). Побеждает команда, набравшая больше очков за 10 мин. При нападении из зоны 2 цифры в квадратах меняют (рис. 118). Меняют также цифры по усмотрению тренера при нападении из зоны 3.

Если игру проводят с новичками, то игрока, выполня­ющего передачу для нападающего удара, постоянно ме­няют; в других случаях в передачах участвует любой игрок.

«Бомбардиры». Игроки одной команды поочередно вы­полняют нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3. Игроки другой команды пытаются защитить свое поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники не кос­нулись мяча, то он получает 3 очка; если защитники кос­нулись мяча, но не приняли его, то нападающий получает 2 очка; если же защитники приняли мяч, то нападающий получает 1 очко. Длится 10 мин. 5 минут нападает од-

 


на команда, затем команды меняются ролями (рис. 119).

Блокирование

«Имитация блокирова­ния». Команды располага­ются в колоннах в 1 м от стены, на которой на высоте, соответствующей высоте сетки для данного возраста, проведена линия. Игроки поочередно по одному из каждой колонны подходят к стене, прыгают 5 раз и ка­саются ладонью стены вы­ше линии. Игрок, коснув­шийся линии, прекращает прыгать и уходит в конец колонны. Побеждает коман­да, выполнившая большее количество «блоков».

«Коснись, но не оши­бись». Игроки одной коман­ды располагаются на гим­настических скамейках вдоль сетки и выставляют ладони над ней. Игроки дру­гой команды выстраиваются в колонну в зоне 4. По сиг­налу тренера они перемещаются в зону 3 приставными шагами, подпрыгивая, стремятся коснуться ладоней, вы­ставленных над сеткой, а затем следуют в конец колонны (рис. 120). Игрок, коснувшийся ладоней соперника, по­лучает 1 очко. При касании сетки при блоке очко сни­мается. Задание выполняют три раза, затем команды ме­няются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Не пропусти мяч». Игроки в парах располагаются с противоположных сторон сетки. Один игрок 10 раз под­ряд по низкой траектории стремится перебросить мяч через сетку, другой в прыжке двумя руками преграждает путь мячу (блокирует). Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто больше раз сумел преградить путь мячу на свою сторону. Если блокирующий успешно вы-


Рис. 120 Рис. 121

полнил задание, но коснулся сетки, очко ему не засчиты­вают.

«Кто быстрее и лучше». Игроки двух команд распола­гаются на противоположных сторонах площадки в зоне 4 и поочередно перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4, перемещение к линии нападения и касание ее. Затем имитируют блок в зоне 3, снова касаются рукой линии нападения и в заключении имитируют блок в зо­не 2, после чего игрок следует в конец колонны. Побежда­ет команда, раньше закончившая задание (рис. 121).

«Соперники». Игроки располагаются в парах с проти­воположных сторон сетки. Один игрок подбрасывает мяч вверх и выполняет нападающий удар, другой стремится заблокировать его. После 10 ударов волейболисты меня­ются ролями. Побеждает тот, кто большее число раз су­мел заблокировать мяч,

Рис. 122 Рис. 123

«Организуй оборону!» Две команды соревнуются в умении заблокировать нападающие удары. Игроки одной команды поочередно совершают 50 нападающих ударов из зоны 4. Соперники организуют индивидуальный блок, в котором поочередно (через 5 ударов) участвуют все иг­роки команды. Если мяч заблокирован и остался на сто­роне нападающих, то блокирующие получают 2 очка; если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Не состоявший­ся по вине атакующей команды нападающий удар засчи­тывается как выполненный (ошибка в передаче, неготов­ность нападающего или касание им сетки и т. п.). После выполнения установленного количества нападающих уда­ров команды меняются ролями (рис. 122). Побеждает команда, набравшая больше очков.

Вариант: блокирование нападающих ударов, произ­водимых из зон 2, 3.


«Дружная команда». Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагают­ся в зонах 2, 3 и 4. Блокирующие — по одному в зонах 2, 3 и 4; в их задачу входит организация группового блокиро­вания (рис. 123). Нападающая команда удары выполня­ет из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. Игроки блокиру­ющей команды после 5 блоков уступают место партнерам. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их нападающим. Каждая команда находится в роли блокирующего по 10 мин. Условия определения по­бедителя такие же, как и в предыдущей игре.

Защита

«Оборона крепости». Играющие становятся по кругу. В центре стоит «крепость» (треножник из трех гимнасти­ческих палок, связанных вверху веревкой). Внутри круга находится защитник «крепости». Стоящие по кругу бро­сают волейбольный мяч руками. Игрок, защищающий ее, должен отбить мяч двумя руками снизу, двумя руками сверху или одной рукой. Игрок, сбивший «крепость», ста­новится ее защитником.

«Защитники». Вдоль боковой линии чертят круги диа­метром 2 м. Занимающиеся соревнуются в парах. Один игрок располагается в кругу и играет в защите, другой с расстояния 6 м выполняет несильные удары одной рукой по мячу, стремясь попасть в круг соперника. Мяч разре­шается отбивать только руками (рис. 124). Игроки вы­полняют по 20 ударов, затем меняются ролями с защит­ником. Если мяч попал в круг, то защитник получает штрафное очко. Побеждает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

«Защити свою зону!» Игра проводится между двумя командами. Шесть игроков одной команды располагают­ся в зонах и должны их защищать. Игроки другой коман­ды поочередно нападают из зон 4 и 2 с передачи из зо­ны 3, перебивая мяч передачей. Можно применять и об­манные удары.

Игра длится 10 мин., затем команды меняются роля­ми. Задача защитников — не дать мячу упасть в своей зо­не. Разрешается отбивать мячи различными способами. После двух минут игры защитники меняются зонами. При попадании мяча в одну из зон команде защитников за-

Рис. 124 Рис. 125

считывается штрафное очко. Побеждает команда, имею­щая меньше штрафных очков (рис. 125).

«Прими и передай». Играют две команды. Одна по­очередно нападает из зон 2 и 4 с передачи из зоны 3, а шесть игроков другой команды, расположившись в зо­нах, играют в защите. Игра длится 10 мин., затем коман­ды меняются ролями. После 2 мин. игры защитники меня­ются зонами. Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке, то обороняющаяся команда полу­чает 3 очка. Если мяч принят, но не доведен до сетки— 2 очка, Если защитник не сыграл в защите, но попытался принять мяч и коснулся его — 1 очко. Разрешается вы­полнять и обманные удары. Побеждает команда, набрав­шая больше очков.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

Физическое воспитание учащихся и студентов осуще­ствляется на уроках и во внеурочное время в спортивных секциях, детских и юношеских спортивных школах, командах и группах спортивного совершествования.

Общее руководство секцией возлагается на учителей физической культуры в школе, преподавателей в ПТУ и техникумах. Для проведения занятий они могут привле­кать инструкторов-общественников из числа лучших спортсменов, физкультурный актив шефствующих и спор­тивных организаций.

Прежде чем создать секцию по волейболу, преподава­тель физического воспитания должен пробудить у школь­ников, учащихся или студентов интерес к занятиям. Здесь полезны самые разнообразные средства: спортивная стен­ная печать, фотостенды, радиогазета, непосредственная агитация преподавателя, учащихся или студентов.

В начале учебного года можно провести паказатель-ную игру ведущих команд школы (ПТУ) или пригласить лучшие команды города, района.

Организационным собраниям в классах (группах) предшествует общее собрание всех занимающих в волей­больной секции. О времени и месте общего собрания сек­ции необходимо сообщить заранее. К занятиям в секции допускаются только успевающие учащиеся школы, ПТУ, техникума. На общем собрании избирается бюро секции. В бюро волейбольной секции следует рекомендовать на­иболее дисциплинированных, успевающих учащихся, об­ладающих организаторскими способностями, пользую­щихся авторитетом у своих товарищей.

На заседании бюро секции избирается председатель и секретарь, а также распределяются обязанности между членами бюро.

На членов бюро секции возлагаются обязанности:

контроль за успеваемостью членов секции, их участие в общественной работе, уход за инвентарем и подготовка его к занятиям,организация и проведение соревнований кол­лектива физкультуры, подготовка документов па присвое­ние спортивных разрядов, агитация и пропаганда волей-

бола, комплектование сборных команд для участия в рай­онных, городских и других соревнованиях.

Учебные группы в школе комплектуются из учащихся параллельных классов (и мальчики, и девочки); в ПТУ и техникуме в секцию могут входить учащиеся и студенты различных курсов.

Планирование учебно-тренировочного процесса по во­лейболу в спортивных секциях подразделяется на кругло­годичное и многолетнее. В процессе работы, в зависимо­сти от ее условий и сроков соревнований, в планы необ­ходимо вносить соответствующие коррективы. При составлении последующих планов должна соблюдаться органическая связь с предыдущим. Все последующие пла­ны должны включать относительно более трудный мате­риал, чем материал предыдущего плана*. При этом сле­дует помнить, что трудность учебного материала повы­шается постепенно и заключается в нарастании требова­ний к нагрузке занимающихся и сложности программно­го материала.

Успех работы секции во многом зависит от характера работы на занятиях, от личной заинтересованности всех занимающихся.

У некоторых юных волейболистов бывают «любимые», «скучные» игровые приемы. Например, нападать у сетки стремятся все, даже те, кто еще не усвоил этот прием, а вот разучивание перемещений, стоек и передач активно­сти не вызывает. Более того, частые ошибки в начале обучения снижают интерес к занятиям.

И вто здесь-то от умения подобрать материал, препод­нести его живо и интересно, увлечь занимающихся зави­сит жизненность и полноценность работы секции. Кроме того, юным волейболистам важно объяснить, что выпол­нять с охотой только интересные движения — небольшая заслуга. Настоящий спортсмен должен с одинаковым упорством вы








Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 2181;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.18 сек.