Демократия: идеал современного правления или технология?

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Возникнув в античности и обозначая «власть народа», термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Впервые понятие «демократия» было употреблено в переводе аристотелевской «Политики» В 1260 г. С тех пор и до настоящего времени (т. е. в течение семи столетий) не смолкают споры о значении термина «демократия».

Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политической науке не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на гарантированности основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т.д. Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах.

Во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. во-вторых более узко как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). В-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Эволюция значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием человеческого общества. Можно выделить три этапа в осмыслении демократии.

Античная традиция в пони мании демократии - этическая. Она берет свое начало с Геродота (V в. до н. э.). Согласно ей демократия рассматривалась как политическое устройство - прямое правление граждан в небольших полисах (в отличие от правления монарха или аристократов). Она опиралась на человеческие добродетели (стремление к достижению общего блага, совместное человеческое существование, взаимоуважение). При этом демократия носила цензовый характер (ценз гражданства, оседлости, имущественный), а решения принимались большинством граждан, которые были равны и свободны. Правда, даже в период расцвета в V в., в афинском полисе насчитывалось не более 1 % свободных из 3 млн. жителей. Уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы), а те в свою очередь порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода вплоть до XVIII в.

Классическая концепция демократии - правовая - развивается в период складывания национальных государств, которые по территории превосходят маленькие полисы, а социальные отношения характеризуются конфликтом интересов аристократии и третьего сословия. Новый этап в развитии концепции демократии начинается с Великой Французской революции (1789г.) Тогда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление правовой концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, а также требований автономии и социального равенства индивидов. Первоначальный смысл прямой демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни. Демократия приобрела характер представительного правления избираемого состоятельными гражданами. Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII в. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как повседневного и непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна.

Современные интерпретации демократии. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации в современных обществах, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина. На процесс трансформации оказывали влияние и культура конкретного общества, его политические и исторические традиции, демократический опыт.

Различия в современных интерпретациях демократии, как и различия в механизмах ее реализации в конкретных обществах, обусловлены отсутствием единства методологических принципов ее анализа. Можно выделить два подхода к интерпретации современной демократии. В первом случае, с точки зрения нормативного подхода, формируется идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении. Однако реальные условия приспосабливают идеальную модель демократического правления к запросам практики. Во втором случае, с позиций эмпирически-описательного подхода, демократия оказывается совокупностью принципов, процедур и политических структур, которые обнаружили свою эффективность в реализации общественных и индивидуальных потребностей и целей. В этом случае демократия выступает как технология бескровной смены существующего правительства, потерявшего доверие населения.

Различные теории демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо апеллируют к политической практике при формировании системы правления.

1. Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.

2. Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которои был Ж. – Ж. Руссо, отрицает принцип представительности Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.

3. Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно уже потому, что в силу своей природы люди в конкретных действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Общество же представляет собой совокупность социальных групп, стремящихся к реализации собственных интересов. Процессы принятия политических решений и формулирования воли происходят через борьбу этих сил и оказываются своеобразным компромиссом, вследствие чего монополизировать указанные процессы какой-то одной силой оказывается невозможно. Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.

4. Последователи элитарной теории демократии (одним из них является и Шумпетер) используют обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода: следует идти не от идеала демократии, а, наоборот, от признания в качестве нормы лишь того что проверено на практике. Поскольку не существует рационального поведения отдельного индивида при голосовании или принятии решений, отсутствует обязывающая концепция всеобщего блага, постольку необходимо «политическое разделение труда». Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства большинства населения лишенного на тот же срок возможности действовать. Требования демократии (обычно элитизм и демократия противостоят друг другу) касаются лишь методов формирования институтов власти. И. Шумпетер замечал что «демократический метод - это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа».

5. Сторонники теории партиципаторной демократии (т. е. основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе), напротив, отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. В 60-x годах ХХ в. в западных странах демократия стала активно развиваться в различных формах самоуправления, новых социальных движениях (например, в движении «зеленых»), общественных инициативах, отрицающих государственное принуждение.

6. Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная и реформистская. Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес», который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии. Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условии жизни личности.

Каждая из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т.д. Обращая внимание на сложность подобных процедур, у Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».

Политическая практика современных демократий (к ним причисляют тридцать пять стран) позволяет выявить ряд общих черт и структурных атрибутов:

1) общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и на том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. «Суверенный» народ участвует в контроле над властью вместе с бюрократией, группами интересов и средствами массовой коммуникации. Сама демократическая система институтов контролируется сложным конституционным устройством и судебными инстанциями;

2) конкурирующая политика. Главными при демократии являются честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить передачу воли народа с ее последующим исполнением;

3) наличие политических партий - основного механизма, облегчающего процессы формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;

4) гражданские, политические и социальные права. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.








Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1241;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.