Интрепретация медиа
Основным компонентом медийной и информационной грамотности является понимание того, какие методы используются для создания медиа объектов и преподнесения и интерпретации информации. Важно иметь представление об основных медиа технологиях. Информация может быть представлена различными способами в различных формах медиа: на вебсайтах, на телевидении, в кино, в новостях и вкнигах. Выбор контента, который представляется общественному вниманию, неизбежно осуществляется людьми, работающими в медиа, и, следовательно, несвободен от субъективности.
Денотации вызываются визуальным восприятием лежащего на поверхности смысла, когда изображение или образ позволяют нам узнать окружающую обстановку или определенные события вызывают у нас определенные ассоциации. Коннотации, напротив, связаны с индивидуальными особенностями каждого человека, читающего текст или рассматривающего изображение. Это активно используется при формировании медиа объектов. Каждый человек воспринимает медиа, поступающие извне, пропуская их через себя. Визуальная грамотность — навык, позволяющий видеть не только денотативное значение, но и понимать механизмы возникновения коннотаций.
Основы анализа медиа объектов
Первая задача, которую следует выполнить в начале анализа, — вычленить темы и определить способы их репрезентации в тексте. Рекомендуется уделить внимание следующим вопросам: Как используются изображения, звуки и текст? Какая тема представлена как наиболее интересная?
Способы разбиения медийного текста включают в себя классификацию, количественную и качественную оценку с точки зрения формы и структуры.
Далее следует этап анализа. На этом этапе следует осмыслить значение наблюдений, например: Чья точка зрения является центральной в тексте? В чем состоит «мораль» истории? Как она представлена? Какая информация отсутствует?
Перечисленные выше вопросы могут стать отправной точкой для анализа любого медийного объекта. При более детальном анализе следует учитывать природу конкретного типа медиа.
В анализе новостных сообщений необходимо учитывать использование при выборе новостей критериев актуальности, неожиданности, уникальности и эффект близости. Хорошее новостное сообщение отвечает на следующие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Новостное сообщение построено так, чтобы сделать акцент на самой важной теме. Для более выпуклого представления используется «кадрирование» информации. Важно, чтобы аудитория знала об этом приеме и могла относиться к нему критически. Для «кадрирования» новостей используются следующие подходы:
· Выбираются события, которые медиа считают наиболее актуальными. Те события, которые предположительно представляют меньший интерес для аудитории, игнорируются. Таким образом, медиа определяют, что одни события являются более важными, чем другие, и формируют основную повестку новостей.
· Время и пространство, выделенные на конкретное новостное сообщение (кадры), могут варьироваться.
· Люди воспринимают последовательность приоритетов, установленную медиа, как свою собственную.
При анализе рекламных сообщений следует помнить, что реклама обычно апеллирует к интеллекту или эмоциям людей. При анализе рекламы следует рассмотреть следующие вопросы:
· Кто является целевой аудиторией рекламы? Кого она пытается убедить?
· Какие средства использованы для достижения этой цели?
· Какой дополнительный смысл вносят в рекламу текст и звук? Какую композицию и какие цвета использовал автор рекламы?
· Какое отражение нашли в рекламе современные ценности и представления?
· Какую информацию о товаре содержит рекламное объявление? Является ли эта информация надежной?
· Чем рекламируемый товар отличается от аналогичных?
В социальных медиа иногда трудно отделить рекламу от прочего контента. Такая реклама часто рассылается в соответствии с информацией о возрасте, поле, хобби, месте проживания, предоставленной пользователем, или на основе регистрации страниц, посещенных в Интернете. Нажимая на кнопку «Мне нравится», человек должен понимать, что тем самым он дает свое согласие на получение рекламы от данной компании.
Онлайновые тексты: Контент, создаваемый пользователями, может содержать фрагментарную, необъективную или неточную информацию. Форумы и блоги могут оказать неоценимую помощь, но могут также способствовать установлению контактов с нежелательными советчиками, рекомендации которых могут оказаться вредоносными. Пользователи Интернета должны знать об опасности, которую таит в себе простодушная вера во все, что они могут прочитать в Интернете. Существует множество сайтов, содержание которых побуждает пользователей наносить ущерб самим себе (например, сайты, пропагандирующие самоубийство, анорексию или сектантство). По мере того как упрощается процесс публикации в Интернете, возрастает риск подвергнуться воздействию вредоносного (негативного) контента.
Кинофильмы и телевизионные передачи состоят из непрерывной последовательности кинокадров. Кадры группируются в сцены, которые составляют историю. Монтаж — это процесс выбора последовательности звуков и изображений для создания сюжетно-тематической картины. Эстетический анализ кинопродукции переносит основной фокус на персонажей, сюжет, окружение, а также визуальное и акустическое впечатление. Социальный анализ направлен на изучение связи фильма/передачи с определенным жанром, современными или историческими событиями и использует субъективные коннотации. Для анализа используются
следующие основные вопросы:
· Является ли фильм/передача типичным произведением определенного жанра (комедия, трагедия, драма, научная фантастика и проч.) или примером смешения жанров?
· Содержат ли они упоминание политических вопросов?
· Какие ценности и убеждения пропагандирует фильм/передача?
· Являются ли персонажи типичными представителями определенных типов, групп или классов?
Что касается реального телевидения, необходимо учитывать, что его «реальность» основана на использовании «обычных людей» вместо актеров, и, хотя может создастся впечатление, что эти шоу созданы без сценария или специальных декораций, на самом деле большая часть действия может быть разыграна по сценарию.
Музыкальные видеоклипы выпускаются для содействия продажам дисков исполнителей: в этом смысле музыкальные видеоклипы являются своего рода рекламой артиста или бренда. Цель видеоклипа заключается в том, чтобы оказать воздействие на зрителя. В них содержатся многочисленные метафоры и
стереотипы, именно на эти аспекты и следует обращать внимание при их анализе.
Практический подход к анализу медиатекстов
Наиболее эффективный способ обучения анализу медийных текстов (статей, публикаций) — самостоятельное написание статьи. Процесс начинается с генерации идеи и выбора темы. Затем следует выбрать ракурс: С чьей позиции будет рассказана история и какую мысль автор намеревается донести до читателей? Затем наступает этап информационного поиска. Какая информация на эту тему доступна в Интернете? Интервью являются, вероятно, одним из наиболее важных средств сбора информации для журналистов: Кого вы будете интервьюировать? В окончательной версии статьи используются несколько выдержек из интервью. В статье рекомендуется чередовать повествование от имени журналиста с цитатами из интервью в форме прямой и косвенной речи, ссылками на другие источники. Чтобы сделать статью сбалансированной, необходимы комментарии из различных источников. Изложение в настоящем времени делает текст более актуальным. Выбор хорошего заголовка — навык, приобретаемый с практикой. Заголовок должен «в двух словах» точно описывать тему статьи. Следует соблюдать правило: первые десять строк статьи должны содержать разъяснение заголовка.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1572;