О теле и душе. «Верх» и «низ» в философии Ницше.
У Ницше мы найдем (в общих чертах) ту же, что и у Шопенгауэра, модель человека. В. частности, в своей знаменитой работе «Так говорил Заратустра» (глава «О презирающих тело») Ницше пишет, что у человека есть «большой» и «малый» разум. «Малый разум» – это наше «я» (сознание, субъект). А «большой разум» – это, собственно, тело (та воля, та жизнь, которая в теле сказывается).
Жизнь, как она проявляется в теле, сама по себе разумна (говорит этим Ницше) ее велениям нужно следовать. И им невозможно не следовать: большой разум играет малым разумом, управляя им как марионеткой. Глубже нашего сознательного «я», маленького и, на самом деле, зависимого, лежит «Само» (это Само и есть голос тела, оно-то нас и определяет).
Ницше не признает чего-то изначально низменного в человеке (как не признает он и чего-то однозначно высокого, что было бы дано человеку, преподнесено ему в готовом виде.
Жизнь в человеке говорит, и этой жизни нужно сказать «да», она говорит языком страстей (животных импульсов). Но, если жизнь в тебе говорит достаточно громко (если ты не слабый, не мелкая личность), то ты сможешь вырастить из своих страстей собственные добродетели.
Ницше не признает какого-то изначального, субстанциального различия добра и зла. Он называет себя «имморалистом», полагая, что человека не нужно «воспитывать», отсекая в нем «дурную сторону», - ему нужно помочь вырасти из собственных корней. Ницше сравнивает человека с деревом, которое, чем глубже устремляет корни вниз, тем выше поднимается вверх (у него собственная преисподняя и собственное небо).
О ценностях.
Человек, согласно Ницше, является творцом всех существующих ценностей. Все представления о добре и зле, о прекрасном, все цели, которые мы перед собой ставим, все идеалы, которым служим, являются нашим собственным творением (не обязательно нашим лично, но уж точно, - человеческим)[1].
Их не выведешь из порядка природы, в природе их нет, в природе есть только необходимость, только связь явлений.
И уж точно ценности (согласно Ницше) не от Бога. Бога, по Ницше, нет и не может быть. Если бы Бог существовал, пишет Ницше, то все человеческое утратило бы смысл, потому, что человек может творить только временное. Если бы Бог существовал, то все ценности были бы уже сотворены, и человек не мог бы быть творцом (то есть, не мог бы быть).
И идея Бога (представление о том, что Бог существует) так же, согласно Ницше, губительна: когда-то она нужна была человеку, когда-то ему необходимо было знать, что за ним следит мудрое и всезнающее око, но теперь он вырос и должен учиться ходить своими ногами. «Бог умер, - пишет Ницше, - мы убили его».
Вначале ценности творит народ. И это – нормально, что у каждого народа свои ценности. Тот или иной народ формировал свои ценности исходя из интересов выживания, исходя из той ситуации, в которой он существует.
Потом появляется индивид. Индивид, согласно Ницше, достаточно недавнее образование, он только формируется. Индивид, который способен сформировать для себя свои собственные ценности. Чтобы они были его, потому, что когда они просто общие, то это значит, что они заимствованные, чужие.
Характерный для ницшеанской философии мотив – противопоставление сильной личности и толпы («стада»).
Итак, индивид должен отделиться от толпы, стать свободным. Ницше выделяет три возраста, которые проходит человеческий дух на пути к свободе.
Ницше о трех превращениях духа:
1. Вначале он верблюд. Он стремится взвалить на себя все самое трудное, что только есть и вынести это (исполнить). Это – выносливый дух, он хочет, чтобы его навьючили и склоняется перед авторитетами.
2. Потом он – лев. Лев бунтует против существующих ценностей. Он уходит в пустыню и сражается там с великим золотым драконом, на каждой чешуйке этого дракона написано «ты должен». Лев говорит «я хочу». Но он еще не свободен, он только борется за свободу.
3. Для того, чтобы стать действительно свободным, дух должен стать созидающим. Он должен забыть все, что было, забыть борьбу и страдания и начать все с начала. Такое состояние духа у Ницше собирается в образе ребенка. Ребенок творит новый мир. Творит его играя.
На этом пути к свободе главная опасность для человеческого духа состоит в том, что, начав бунтовать против существующих ценностей, он очень легко может убедить себя в том, что ценностей и вовсе не существует.
А Ницше вовсе не это хочет сказать. Его идеал жизни состоит вовсе не в потворствовании каким-то элементарным страстям (не в «прожигании» жизни). Он говорит лишь, что наши собственные ценности мы должны вырастить сами; и что наши (именно наши) добродетели могут вырасти из наших собственных страстей.
Ницше не говорит, что не существует ценностей, он говорит, что они являются человеческим творением. И как всякое человеческое творение, они не вечны, они устаревают, они могут только некоторое время работать продуктивно.
Но если животное, умирая, разлагается, рассыпается в прах, то ценности окостеневают. Их нужно ломать, чтобы имели возможность появиться новые ценности.
И в роли такого сокрушителя Ницше видит (в частности) себя, а свою эпоху – как переходную к чему-то новому (как время разбрасывать камни).
[1] «Поистине, люди дали себе все добро и все зло свое. Поистине, они не заимствовали и не находили его, оно не упало к ним, как глас с небес. Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл! Поэтому называет он себя "человеком", т. е. оценивающим». Ницше, «Так говорил Заратустра» «О тысяче и одной цели».
___________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 856;