Правовые ценностные установки как фактор формирования активности социальных субъектов
На социальную активность личности влияет вся правовая реальность, ибо сама правовая реальность есть выражение и реализация интересов людей. Еще К. Гельвеций в сочинении «Об уме» заметил:
Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий на глазах всех существ вид всякого предмета». Столь высокая оценка роли интересов в жизнедеятельности человека подтверждена общественно-исторической практикой, в частности практикой правовой. Последняя убедительно свидетельствует о том, что роль правовых интересов тем значительнее, чем правильнее и точнее они выражают объективные возможности и чем шире эти интересы распространены и глубже осознаны массами. Творческая сила правового интереса заключается в объективном выражении назревшей общественной возможности в правотворческой деятельности и в поддержке народом. Интересы, превратившиеся в содержание воли народных масс, класса, становятся неодолимой исторической тенденцией. Если такие интересы отражаются в законах государства, то они усиливают социальную активность граждан.
Интерес, лежащий в основе жизнедеятельности человека, всегда предстает как направленность на его самоутверждение и выражает потребность субъекта. Если правовая ценностная установка ориентирована на эти потребности и интересы, то она содействует внутренней активности социального субъекта, творческому отношению к действительности.
Следовательно, можно утверждать, что правовой интерес социального субъекта связан с направленностью на удовлетворение его правовых потребностей и выступает стимулятором человеческой активности в правовой сфере. Кроме того, он всегда нацелен на реализацию правовых возможностей социального субъекта. Механизм их реализации включает критическую оценку ценностной правовой установки, принятие решения об изменении правовой реальности или отдельных ее сторон и претворение принятого решения в действительность.
В силу этого формируются две стороны правового интереса: интерес к правовому самоутверждению и интерес к возможности изменения правовой реальности в процессе исторического творчества. В результате правового самоутверждения социального субъекта происходит его индивидуальное развитие, в результате реализации правовых возможностей как исторического творчества изменяется сама правовая реальность.
Следует отметить, что правовая ценностная установка не всегда несет в себе возможности реализации обеих сторон правового интереса социального субъекта. Правовой интерес не может быть реализован там, где ценностные установки либо подменены ложными ценностями, либо не являются правовыми. Такая ситуация свойственна авторитарным и тоталитарным режимам, устанавливающим полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни личности и общества, в том числе и над творчеством (т.е. творчество как свобода самовыражения отсутствует).
Известно, что социальный мир включает множество различных интересов, связанных с отношением человека к определенным и разнообразным потребностям. Социальные субъекты постоянно творят, воспроизводят эти отношения, сотрудничая или вступая в противоборство друг с другом. На основе складывающихся отношений, как осознанная потребность, и формируются различные по длительности, устойчивости, близости к человеку, степени конфронтационности и т.д. интересы.
Носителями социально значимых интересов выступают общности людей (нации, религиозные конфессии, классы, профессиональные группы, политические партии и др.), устремления которых порой не только не совпадают, но носят прямо противоположный характер. Такие диспозиционные интересы порождают противоречия между правовыми ценностными установками и ценностными ориентациями различных общностей и внутри одной общности, которые, в свою очередь, находят свое выражение в диспозиционных отношениях второго порядка.
Как и отношения сотрудничества, диспозиционные отношения вызывают усиление активности людей, но активности специфической: ее можно назвать активностью-несогласием, активностью-противоборством, активностью-противодействием существующим правовым ценностным установкам. Как правило, в современном обществе она принимает политический характер и политические формы.
Таким образом, проблема соотношения ценностных ориентации и ценностных установок имеет большое теоретическое и практическое значение. По их жизненности, взаимосогласованности и поддержке обществом можно судить о жизненности права в этом обществе. Более того, анализ правовых ценностных установок и их согласованности с правовыми ценностными ориентациями позволяет прогнозировать направленность социальной активности людей. Если правовые нормы (ценностные установки) способствуют гуманизации общественных отношений, совпадают с интересами людей, их ценностными ориентациями, они не только активно поддерживаются, но и культивируются, «осваиваются» обществом как общеобязательные.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 796;