Сущность и взаимосвязь ценностных правовых установок и ориентации
Материальные и духовные вещи и явления, наполняющие жизненный мир, различаются по роли и значимости для человека. Как уже отмечалось, те вещи и явления, которые имеют значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении, называются ценностями. Особое место среди них занимают правовые ценности.
В самом общем виде под правовыми ценностями понимаются свойства (признаки) права, существенно значимые для людей. К ним прежде всего относятся неотъемлемые атрибуты права — свобода, равенство, справедливость и его функции — регулятивная, социализирующая и др. В своем конкретном выражении правовые ценности предстают как юридические нормативные акты, как правосознание социального субъекта, его поступки, значимые и для самого субъекта, и для других субъектов.
В основе правовых ценностей лежат правовые ценностные отношения между социальными субъектами. В ходе (и в результате) правоотношений между людьми возникают правовые требования, формируются социально значимые нормы и идеалы. Действие, отвечающее правовым требованиям, нормам и идеалам, является законным и выступает как ценность и для субъекта деятельности, и для общества. В процессе отношений, возникающих не к любому правовому процессу или явлению, а лишь к тому, которое имеет индивидуальную или социальную значимость, формируются ценностная правовая оценка, ценностная правовая установка и ценностная правовая ориентация.
Ценностная правовая оценка — суждение о значении для людей или для отдельного человека правового события, правовой нормы, правового идеала. Здесь важно подчеркнуть, что правовое суждение, а следовательно, и оценка, могут быть как верными, так и неверными, а оценочное суждение существенно отличаться от познавательного суждения.
Во-первых, в оценке, в оценочном суждении доля субъективного выше, нежели в познавательном суждении. Это вытекает прежде всего из того, что в процессе познания человек стремится свести субъективное к минимуму, ему важно познать предмет «таким, как он есть». В оценочном суждении цель другая — определить значимость данного правового события для оценивающего, в силу чего оно окрашивается субъективными переживаниями. Скажем, для познавательного суждения Беловежский сговор о развале СССР — это решение первых лиц РСФСР, УССР и БССР о независимости союзных республик. А для оценочного суждения — это преступление, повлекшее за собой неисчислимые бедствия, это незаконный акт, подписанный вопреки воле народа о сохранении СССР, выраженной на всенародном референдуме.
Во-вторых, любое оценочное суждение (правовое в особенности) предполагает наличие нормы-эталона, с которой сравнивается оцениваемый акт, событие. В этом случае различие познавательного и оценочного суждений заключается и в том, что любое явление, любую «вещь-в-себе» в принципе можно познать, но не любое явление или событие можно признать ценностью. Ведь кроме ценностей существует много событий, актов, поступков, которые относятся к антиценностям (убийство, например) или безразличны для человека.
В-третьих, оценка обычно сопровождается паралингвистическим кодом передачи информации, содержащим скрытое или открытое отношение к событию, правовому акту — восторг, осуждение, предвкушение и т.п. Так, познавательное суждение «Земля круглая, как яйцо» фиксирует факт подобия форм Земли и яйца и не несет паралингвистической нагрузки, а оценочное суждение «У Ивана голова, как яйцо» может иметь несколько подтекстов — умный, лысый, некрасивый.
Право как ценность требует в первую очередь восприятия своего практического назначения. Именно поэтому для социального субъекта очень важна его ценностная правовая ориентация.
Ценностная правовая ориентация — личностное предпочтение правовых идеалов и поступков, личностная направленность на мир правовых ценностей, построение их индивидуальной иерархии, включение их в цели и мотивы деятельности. Ценностные правовые ориентации, с одной стороны, зависят от многих факторов — жизненных условий, образования, воспитания, эмпирического опыта и т.д. С другой стороны, они не всегда связаны лишь с индивидуальным опытом, так как не только детерминируются самим субъектом, но и выступают объектом воспитания, манипулирования, индоктринации.
Ценностная правовая установка — направленное воздействие социальной группы, класса, партии, государства на формирование правых ориентации личности, масс. В этом воздействии ведущее место занимает правовая норма. Она содержит в себе ценностную установку, выражаемую в двух функциях: отражение действительности и регулирование деятельности. Результатом воздействия нормы может быть как пресечение нежелательных актов, так и развитие желательных тенденций в поведении людей. Следовательно, норма не только формирует ценностную правовую установку, но и превращает желательное и идеальное «как надо» в реальное и массовое «как есть».
Современное общество не существует вне ценностных политико-правовых установок государства. Принятый закон всегда выступает е как определенная правовая ценностная установка. Дело в том, что волеизъявление власти, как правило, имеет кланово-классовый характер. История и современная практика показывают, что зачастую право действительно означает «волю господствующего класса, возведенную в закон». Этот тезис подтверждается и тем, что право по своему ценностному содержанию проявляет себя неодинаково при разных политических режимах — консервативном, либеральном, авторитарном, тоталитарном и демократическом. В условиях подлинной демократии правовые ценностные ориентации большинства населения и правовые государственные установки совпадают, закон превращает в общеобязательный регулятор общественных отношений волю не отдельного класса (клана, элиты), а народа. Совпадение правовых ценностных ориентации социальных субъектов с правовыми ценностными установками происходит тогда, когда законодатели создают законы, соответствующие характеру, традициям, менталитету, интересам народа, исторической эпохе и задачам, которые она выдвигает. Если закон для человека органичен, помогает ему реализовать свои права и свободы, то его установочная ценностная функция максимально совпадает с правовыми ценностными ориентациями личности.
Единство правовых ценностных установок и правовых ценностных ориентации проявляется также в совпадении цели и результата правовой деятельности, требований правовых актов и практического их выполнения. Когда цель и результат не совпадают, тем более, когда они вступают в противоречие, возникает рассогласование правовых ценностных установок государства и правовых ценностных ориентации социальных субъектов. Практика правоисполнения в современной России показывает, что многие законы, принятые в 90-х годах, «не работают» именно потому, что они оказались чуждыми большинству населения. Когда государство провозглашает благородные цели, направленные на то, чтобы было «как лучше» для большинства граждан, а на практике лучше становится тем, кому и так неплохо, а для остальных сохраняется ситуация «как всегда», совпадения ценностных установок и ценностных ориентации ожидать не приходится.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 949;