Философско-правовая мысль Средневековья
Философско-правовые идеи в Средние века, как и само право, носили идеациональный (божественный) характер Все правовые реалии этого периода интерпретируются сквозь призму двух основных понятий: Бог и человек. Jus divinum, jus sacrum — «божественное право есть священное право» — тезис, сопровождавший философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.
Философия права стремится не только обосновать правовые основы бытия Бога, но и доказать, что именно божественная благодать позволяет судить и соизмерять поступки людей. Однако в оценке роли благодати Бога мнения средневековых мыслителей разделились.
Так, христианский монах Пелагий (настоящее имя Морган; IV— V вв.) считал, что человек может совершенствоваться без божественной силы (благодати), а Августин Блаженный (354—430), напротив, убеждал, что человек греховен, зол и направляет его к добру только воля Бога. Причем человечество обрело греховность, нарушив запрет Бога и пожелав жить не по божественным установлениям, а по своим законам. Первородный грех предопределил образование двух миров — «градов»: «града Божьего» (его на земле представляет церковь) и «града земного» (его олицетворяет светское государство). Соответственно и люди: одни (праведники) живут в «граде Божьем» по законам Бога, другие (грешники) — жители «града земного» — руководствуются иными законами, вторичными по отношению к божественным. Законы «града земного», учил Августин, должны подчиняться законам «града Божьего» и формулироваться как заповеди Бога, а церковь может и обязана осуществлять контроль над всей деятельностью светского государства.
Проблема взаимоотношения светского государства и церкви является центральной и для Фомы Аквинского (1225—1274), который однозначно встает на сторону церкви и провозглашает: «Вся власть от Бога». Под правом он, как и Аристотель, понимал уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Причем право, по Фоме Аквинскому, подразделяется на три уровня:
- божественное право, установления, данные Богом человеку
как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле; - право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке;
- человеческое право как писаное, позитивное право светского
государства.
Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека; человеческое право — в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.
Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим. Если человеческие законы противоречах естественным, то они не должны исполняться и подлежат замене. Понятно, что Вечный закон ни пересмотру, ни даже обсуждению не подлежит.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3064;