Философия права как часть социальной философии.

В древности любые знания о мире и человеке именовались мудростью, а носители этих знаний — мудрецами, или философами. И независимо от рода занятий мудрецов добытые ими знания не рас­членялись. Не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пифагор, и физик Архимед.

Но по мере накопления часть знаний «отпочковывалась» от философии. Возникла физика как учение о природе, медицина как учение о сохранении здоровья людей, астрономия как учение о небесных телах. Более того, дифференциация происходила даже в сферах обществознания и человекознания, которые по определению оставались в рамках философии.

Так появились сопредельные, околофилософские системы знаний — этика, эстетика, юриспруденция, теология и другие. Этот процесс идет и в настоящее время. Сегодня не вызывает сомнения правомерность существования таких разделов философии, как онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), социальная философия (учение об обществе), праксеология (учение о деятельности).

Тем не менее в каждой «отпочковавшейся» дисциплине существуют общие проблемы, которые она собственными средствами и способами решить не может. Так, чтобы определить свой предмет, ей необходимо обратиться к более широкой системе знаний, «посмотреть» на себя со стороны. Или, скажем, для объяснения какого-либо

Такое понимание объекта и предмета социальной философии поз­воляет полагать, что она является матричной основой философии права, а философия права — составной частью социальной Философии.

Нет однозначности и в трактовке объекта и предмету философии права как научной дисциплины. Так, Ю.Я. Баскин считает, что философия права - это «история формирования и развития понятий, отражающих реальные общественные отношения». И.П. Малинова понимает под ней «форму самосознания правовой культуры» В.С. Нерсесянц утверждает, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества». С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) — философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории и возникает предметное поле философии права. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики.

В то же время общим рефреном во всех исследованиях проходит мысль о том, что философия права — это юридическая дисциплина предметное поле которой определяется сферой права.

Авторы настоящего пособия считают, что философия права не может вырабатываться юриспруденцией. Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Это самостоятельная философская дисциплина, составная часть социальной философии

С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. Например, философия медицины — это философия, а не медицина; философская антропология — это философия, а не антропология; философия истории — это философия, а не история и т.д. Другими словами; От того, что рассматривает философия, она не перестает быть философи­ей, если уровень рассмотрения остается философским.

Теоретическим обоснованием единства социальной философии и философии права служит один и тот же объект исследования, а именно жизненный мир человека. Социальная философия рассматривает жизненный мир в целом и во взаимодействии со всевозможными его детерминирующими факторами, а философия права подразумевает под ним взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины, исследующей наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Актуальность проблемы объекта и предмета философии права во многом обусловлена тем, что в советское время философия права не выделялась в самостоятельную отрасль философского знания. Общие вопросы права фактически рассматривались в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права». Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, B.C. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве. Философы же, к сожалению, свели интерпретацию права лишь к одному его аспекту — правосознанию.

Действительно, и у теории, и у философии права один объект — правовая реальность. И в этом выражается взаимосвязь двух систем знания, позволившая некоторым исследователям относить философию права к юридической науке. Так, B.C. Нерсесянц утверждает, что «философия права... постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической (выделено нами. — Г.И., В.Л.) дисциплины общенаучного статуса и значения». Другие авторы не столь катего­ричны, но по существу выражают ту же точку зрения.

Следует отметить, что проблемы статуса философии права, ее предмета активно исследуются в странах СНГ. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает учебное пособие «Философия права», подготовленное авторским коллективом кафедры философии Национальной академии внутренних дел Украины под редакцией М.В. Костицкого и Б.Ф. Чмиля. Помимо фундаментальности проблематики, глубины содержания и доступности изложения, данное учебное пособие импонирует еще и тем, что это практически первая работа, однозначно определяющая философию права как составную часть социальной философии, «которая исследует природу социального вообще» и принадлежность правовой философии к философии.

К сожалению, мы не столь единодушны в отношении определения предмета философии права как научной дисциплины. Авторы цитируемого учебного пособия полагают, что она изучает право как основной способ саморегуляции общества в широком контексте культуры. Но при таком подходе, во-первых, из философии права необосно­ванно и неправомерно исключен человек, и, во-вторых, предмет низво­дится до функционально-технологического уровня (саморегуляции), а оговорка о широком контексте культуры суть проблемы не меняет.

Еще Г. Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, B.C. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм ее существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).

Если перевести данную проблему на феноменолого-диалектико-материалистическую основу, то становится очевидным, что философия права и юриспруденция различны по предмету исследования. Как уже отмечалось, предметом философия права является взаимодействие повседневного и системного миров человека, а юридическая наука (теория государства и права) исследует «взаимодействие общества и государства, роль и место государства в политической системе общества» или «объективные свойства государства и права... закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов».

Таким образом, философия права и юриспруденция (общая теория государства и права) имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Тем не менее было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, — право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.

С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права — например, правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права — общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права имеет общие грани и с другими научными дисциплинами — социологией, политологией, этикой и др.

Так, во второй половине XX века юристы пытались решать многие правовые вопросы, опираясь на социологию. Напомним, что социология преимущественно изучает индивидов и их социальные свойства, акты-действия, причины и закономерности в поведении людей, судьбы личностей, исторические тенденции изменения жизни человека. Следовательно, социологическая грань правовой теории связана преимущественно с фактами, поведением людей «как вещей».

С точки зрения социологии, право — это процесс, осуществляемый в судах, административных учреждениях, судебно-исполнительных органах, юридических конторах, в деловых переговорах частных лиц разных профессий и разного общественного положения. Оно (право) реализуется в ходе использования, истолкования, создания и применения социальных норм с юридически обязательной силой действия, обеспеченных правовой санкцией политически организованного общества. Фактически социология исследует действие норм, деятельность людей по их использованию и обстоятельства их применения.

Этот аспект правовой тематики и выступает предметом социологии права как относительно самостоятельной дисциплины социологического знания.

Философия права, как было показано выше, имеет иной предмет исследования и в отличие от социологии права является знанием не эмпирическим, а теоретическим.

Тем не менее обе отрасли знания объединяет общая исходная установка о том, что право существует в социальной сфере и правовая реальность может быть понята лишь в социальном контексте.

В таком же ракурсе некоторые правовые вопросы исследует и политология — отрасль знания о теории и технологии политики и власти, о методологии осуществления политических прогнозов и оценок.

Философия права и политология взаимосвязаны генетически: развитие как философско-правовой, так и политико-правовой мысли шло в русле философских учений. Основы обеих наук были заложены античными философами — Платоном, Аристотелем, Ци­цероном, мыслителями эпох Возрождения и Просвещения — Н. Макиавелли, Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, представителями классической немецкой философии И. Кантом, Г. Гегелем, родоначальниками диалектике-материалистической философии К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Взаимосвязь философии права и политологии проявляется, в частности, в том, что политика реализуется посредством права, а право зависит от политики. Но и первое, и второе требует философского обоснования.

В XX столетии судьбы политологии и философии права в России оказались сходными: в советский период они были «заменены» историческим материализмом, а с конца 80-х годов началось их возрождение.

Необходимо отметить и различия между этими дисциплинами. Прежде всего, философия права рассматривает не частности, не вопросы технологии, не конкретные государства и формы власти, а наиболее общие принципы взаимодействия права и власти, права и по­литики, политики и закона, политики и правотворчества, политики и правопорядка. Кроме того, исследуются эти явления с позиции не политического, властного интереса, а с точки зрения общечеловеческих ценностей, развития мировой культуры.

Философия права взаимосвязана и с относительно молодой и бурно развивающейся дисциплиной — философской антропологией. Для философии права правовая реальность немыслима вне чело­века как правового существа, права вне человека нет и не может быть. Но человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, в нем очевидно сочетание природного и социального. Поэтому философия права, опираясь на достижения философской антропологии, учитывает двоякую сущность человека: естественную — саму человеческую жизнь, и социальную — его взаимосвязь с другими людьми и обществом в целом.

Знание субъективных свойств человека — это сфера не только философско-антропологическая, но и философско-правовая. Сегодня, в век новых технологий, генной инженерии изменение человеческой природы путем искусственного оплодотворения, клонирова­ния, сохранения спермы «великих» (а на деле богатых) людей и т.п. стало реальностью. Очевидно, что эти проблемы требуют не только технологического или философско-антропологического, но и философско-правового осмысления.

Таким образом, философия права тесно связана со многими системами знаний (общей теорией права, политологией, этикой, философской антропологией), объединенными с ней общим объектом исследования — человеком и его жизненным миром.

В то же время у философии права четко очерчен собственный предмет — исследование правовой реальности как взаимодействия повседневного и системного миров человека, формирующего его жизненный мир. Будучи составной частью социальной философии, философия права имеет свое «внутреннее» строение.

К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

- философско-правовая онтология как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

- философско-правовая гносеология как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

- философско-правовая аксиология как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

- философско-правовая праксеология как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

 

2. Типология философских концепций права

Философия права имеет множество аспектов. Доминирование того или иного аспекта в интерпретации правовой реальности предопределяет и обусловливает необходимость выделения в целостном философско-правовом знании его концептуальных разновидностей.

Философско-правовой идеализм — объединяет представления о правовой реальности как о порождении Духа, инобытии Идеи, понятий и т.п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, B.C. Соловьёв).

Философско-правовой материализм — выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий — климата, географического положения и т.п. (Ш. Монтескье, Т. Гоббс, К. Маркс).

Философско-правовой рационализм — заключается в обосновании знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного условия существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант).

Философско-правовой иррационализм — основывается на представлении о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами, — воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм), интуиции или «жизненных порывов» (А. Бергсон).

Философско-правовой позитивизм — ориентирует на рассмотрение правовой реальности как совокупности единичных фактов, «очищенных» от морали, политики и психологии, верифицируемых или фальсифицируемых, а самого права — как совокупности норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).

Философско-правовой персонализм — отводит определяющую роль в правовой реальности личности (persona). Именно личность в этой концептуальной установке является целью и ядром правовой реаль­ности (Н.А. Бердяев).

Философско-правовой либерализм — провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности, зависимости от необхо­димости (на этой позиции стояли почти все просветители XVIII— XX вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).

Многообразие философско-правовых концептуальных разно­видностей обусловлено не только многоаспектностью социально- философского знания, но и различием основных видов права — естественного, позитивного и гуманистического.

Естественнее право (право повседневного мира человека) — в историко-юридической науке рассматривается как притязания челове­ка, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном за­коне и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.

Позитивное право (право системного мира человека) — фиксиро­ванная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе.

Гуманистическое право (право жизненного мира человека) — представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ори­ентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

Уже из этих, самых общих характеристик видов права становится очевидным, что естественное право неизбежно сопрягается с мате­риалистическими и натуралистическими философско-правовыми концепциями, позитивное право обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими теориями, а гуманисти­ческое неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом.

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3806;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.