Философско-правовые идеи в Древнем мире
Первые философско-правовые представления основывались на мифах о «золотом веке», когда боги жили среди людей, устанавливали для них правила общежития и сами вершили суд. Об этом веке упоминали Геродот, Гераклит, Платон и др. Римский поэт Овидий так его описывает:
Первым век золотой народился, не знавший возмездий, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность... Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди.
Естественно, что каждая цивилизация создавала собственные версии мифов: в Древнем Вавилоне порядок между людьми поддерживал бог Шамаш, в Египте — богиня Маат, в Греции — богиня Фемида. Однако все они подразумевали непосредственное вмешательство богов как реальных лиц в жизнь людей.
По мере развития человечества, с образованием первых государств происходит постепенный отход от мифологии, на смену которой приходит идеациональная (божественная) версия. Здесь боги уже наделены сверхъестественной силой, а их роль исчерпывается установлением порядков, обычаев, традиций, законов. Так, в Древней Индии порядок определял мировой закон «рта» или «дхарма»; в Древнем Китае — взаимодействие первоначал инь и ян; в Древней Греции взаимоотношения между людьми регулировались уже не Фемидой и рожденными ею от Зевса дочерьми Дике (Справедливость) и Эвномией (Благозаконие), а традицией и обычаем.
С появлением позитивного права, опиравшегося на писаные законы, происходит дальнейший отход от мифологической и идеациональной версий, возникают первые философско-правовые концепции. Зарождается наивная, стихийная философско-правовая мысль, основывающаяся на здравом смысле, многолетних наблюдениях и догадках.
В Древней Индии творцом законов считали прародителя людей Ману, который сформулировал правила поведения человека в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Буддизм, не признававший Бога как Творца, полагал, что законы и правила поведения созданы самими людьми. А философская школа локаята (чарвака) вообще выступила предтечей атеизма, утверждая земную природу не только существующего правопорядка, но и законов — их создали люди для своей выгоды.
В Древнем Китае философско-правовая мысль формировалась на основе учения о Дао как естественном миропорядке, построенном на принципе высшей справедливости. Любое отклонение от этого миропорядка, любая попытка его модификации приводят к трагическим последствиям. Поэтому общество в своей жизнедеятельности должно исходить из двух принципов: у-вэй — недеяния, невмешательства в естественный ход вещей и бучжен — ненасилия. С точки зрения Лао-цзы (579—499 гг. до н.э.), «деяй недеяние, служи неслужбу... в достатке и недостатке на зло воздай Дэ (добродетелью)».
Для древнекитайской философско-правовой мысли характерно также возложение ответственности за создание и поддержание в обществе правопорядка на правителя. По мнению Конфуция (551— 479 гг. до н.э.), он должен быть благородным (Цзгоньцзы), т.е. воспитанным, образованным. Благородство и правопорядок тогда царят в обществе, когда взаимоотношения между людьми строятся на принципах уважения (сяо), почтения правителей (чжун), человеколюбия (жень), заботы о народе (шу), соблюдения ритуала (ли), добродетели (дэ), справедливости (и) и др.
В противовес конфуцианской установке На воспитание «благородного мужа» школа легистов во главе с Шан Яном (390—338 гг. до н.э.) полагала, что взаимоотношения между властью и народом и правопорядок в целом должно строить на принципе фа — строгом следовании закону. Причем ведущая роль в поддержании правопорядка отводилась наказанию. Легисты призывали к установлению палочной дисциплины, превентивного наказания, коллективной ответственности, требовали уничтожения философов как носителей свободомыслия и разрушителей установленного правопорядка.
Европейская философско-правовая мысль берет начало в размышлениях семи мудрецов: Фалеса, Питтака, Бианта, Солона, Клеобу-ла, Периандра и Хилона, сохранившихся лишь в отдельных высказываниях. Так, Фалес учил: «Не делай сам того, что порицаешь в других», Хилон призывал: «Повинуйся законам», а Солон предупреждал: «Ничего сверх меры» и «Требуя от других, и сам отвечай». Солону же принадлежит и первая известная трактовка понятия закона ч как «сочетания права и силы полиса».
Пифагор (580-500 гг. до н.э.) и его последователи пытались выразить правопорядок через математическое равенство и гармонию. Согласно учению пифагорейцев, справедливость. Это воздаяние равного за равное, следование божеству и нравственным правилам. Сама же справедливость обеспечивает гармонию в обществе (полисе).
Гераклит (530—470 гг. до н.э.), провозгласив Логос всеобщим законом природы, заметил, что наряду с ним существуют законы, которые вводятся и отменяются смертными законодателями.
В эпоху Демокрита (середина V в. до н.э.) зарождается античная теория естественного права, суть которой заключается в соответствии законов государства природе людей и вещей. Если же закон противоречит их природе, он несправедлив, недолговечен и подлежит изменению. Именно в незыблемости законов Демокрит усматривал причину анархии и несправедливости. Кроме того, законы, по его убеждению, не должны мешать людям жить, им надлежит лишь ограничивать пороки — стяжательство, стремление к богатству и др. В итоге законы и правопорядок призваны обеспечить человеку достижение эвтюмии — благостного и спокойного расположения духа.
Софисты совершают еще один шаг вперед от мифологическо-божественного истолкования правовой реальности, подчеркивая идею земной природы законов (Критий, Гиппий и др.), а, следовательно, и моральной ответственности людей за их установление. В учении Протагора (490—420 гг. до н.э.) впервые высказывается мысль о законах и правопорядке как результате договора между людьми.
С именем Сократа (470—399 гг. до н.э.) связано появление концепции, получившей наименование философско-правовой рационализм. Суть ее выражается тезисом о том, что в основе поступков, поведения людей находится либо знание, либо незнание. Человек, не знающий законов, требований справедливости, считал Сократ, не может поступать правильно. Лишь тот, кому известно, что есть «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость», никогда не нарушит моральные и правовые нормы.
Очевидно, что Сократ отождествлял «законность» и «справедливость», полагая любой закон справедливым (что и подтвердил своей смертью). В значительной степени это объясняется его стремлением «снизить» правовые функции обычаев, обрядов, ритуалов и «возвысить» роль законов, создаваемых на основе знания, разума; пониманием неразрывности моральных и правовых требований, единства справедливости и долга; уверенностью в том, что любые законы должны исполняться, а их изменение осуществляться не посредством насилия, а при помощи рациональной аргументации.
Ученик Сократа Платон (427—347 гг. до н.э.) проблемам справедливости, законности, порядка и равенства уделял особое внимание. Ему принадлежит заслуга не только в формулировке этих понятий и написании статей «О добродетели», «О справедливости»2, но и в разработке философско-правовой концепции, изложенной в работах «Государство» и «Законы». Ее суть заключается в обосновании основных постулатов, ставших аксиомами правовой жизни античных полисов: господство закона и равенство всех граждан (но не рабов!) перед законом, строгая иерархия обязанностей, понимание справедливости как состояния, в котором каждый занимается своим делом.
С. Кьерксгор рассматривает Сократа как символ долга, торжества долга над приговором, пусть даже неправедного и несправедливого, суда.
В основе аристотелевского понимания правовой реальности лежит согласование деятельности человека и государства. Само право, по Аристотелю (384—322 гг. до н.э.), опирается на свободу, богатство, благородное происхождение и добродетель. Именно с этими понятиями он связывал главные черты правосудия, равенства, закона и центральной категории своего философско-правового учения — справедливости.
Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую, понимаемую как арифметическое равенство и соразмерность ущерба и наказания, и распределяющую, понимаемую как геометрическое равенство и соразмерность доли общественного богатства, получаемой гражданином, с его достоинством и заслугами Примечательно, что именно второй вид справедливости он называл социальным равенством.
Определяя право как политическую справедливость, Аристотель делил его на естественное — неизменное, существующее независимо от его легитимности; и условное — зависящее от его признания гражданами и зафиксированное в обычаях и нормах закона
В русле концепции справедливости философ рассматривал и закон как беспристрастную меру справедливости.
В эпоху заката античности римские стоики выдвинули идею «космополиса» — вселенского государства, которым правят судьба, рок, понимаемые как мировой объективный закон. Все остальные законы, формулируемые согласно учению Сенеки, Зепона-стоика, Марка Аврелия, Эпиктета и других греческих и римских философов, относительны и условны.
Стоики органично соединили в своем учении право и мораль, свободу моральную и свободу правовую по их взглядам, свобода существует как «свобода от» и в первую очередь — «от зла», а долг есть то, что «подобает природе».
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2028;