Философско-правовые концепции эпохи Возрождения
Отношение к человеку как к природно-общественному, а не божественному созданию определило развитие философско-правовой мысли эпохи Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.). В русле этой концептуальной установки поступки рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права. Предопределенность действий человека божественной волей все больше отходит на второй план.
В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты — Л. Балла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Воден, Э. Роттердамский и др.
Так, французский философ Мишель Монтень (1533—1592) утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы — нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия».
«Законом законов» Монтень называет не догматы религии, а неуклонное повиновение установлениям светского государства. Интересны его рассуждения о взаимосвязи обычного и позитивного права, писаных и неписаных законов. В частности, он полагал, что чем действеннее позитивный закон, тем адекватнее он выражает требования обычного права. И если эти законы согласованы, оснований для их изменения нет.
В философско-политических трудах итальянца Никколо Макиавелли (1469—1527) впервые прослежена зависимость стабильности государства от действенности законов. Он подчеркивал, что Спарта 800 лет не переживала губительных смут именно благодаря скрупулезному соблюдению своих законов.
В то же время, отмечал Макиавелли, законы не всегда способствуют установлению должного правопорядка. Во-первых, некоторые из них вынужденно устанавливаются в периоды политических кризисов, и, стало быть, не могут быть долговечными. Во-вторых, прочность и жизненность законов во многом зависит от умения законодателя связать новые и старью порядки, найти их оптимальное сочетание. Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, недолговечны по причине их неточной формулировки, открывающей возможности неоднозначного толкования.
Именем Н. Макиавелли (в значительной мере необоснованно) назван принцип коварной, безнравственной политики правителя. В сочинении «Государь» он утверждал, что для достижения благих целей вполне допустимы и аморальные способы — угроза, месть, подкуп, шантаж, клевета и т.п. Отношения между правителем и подданными должны строиться на страхе и любви одновременно; правителю, если он хочет оставаться правителем, надлежит быть суровым и безжалостным: «Вообще надо усвоить, что людей следует или ласкать, или истреблять, так как они мстят за легкие обиды, а за тяжелые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносится человеку, должно быть таково, чтобы уже не бояться его мести».
Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Гроот Гроций (1583—1645), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации.
В генетическом плане Гроций рассматривал право как явление, вытекающее из естественной природы человека, а в функциональном — как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной.
Человек уже от природы хорошо различает должное (дозволенное) и недолжное (недозволенное), он миролюбив и общителен, соблюдает договоры, не посягает на чужую собственность. Впрочем, замечал голландский мыслитель, и войны вытекают из естественной природы человека, ибо «сама цель войны — сохранение в неприкосновенности жизни и членов тела, сохранение и приобретение вещей, полезных для жизни, — вполне соответствует первым побуждениям природы...». Согласно его взглядам, человеческое (позитивное) право складывается на основе выполнения принципов естественного права (соблюдение договоров, воздержание от посягательства на чужую собственность и пр.).
Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию общественного договора, он считал, что государство возникает из «общежительной койствия». Именно государство и правовая система являются хранителями мира. Где нет правовой системы, «где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война».
В основание права он положил справедливость, понимаемую как веление разума человека поступать в соответствии с совестью, общественным мнением и благоволением Бога. Даже войну следует вести по «справедливым правилам», ибо и насилие, по его мнению, в определенных условиях может быть справедливым. Это означает, в частности, не убивать воюющих по принуждению, всегда щадить детей, женщин, стариков, священнослужителей, ученых, земледельцев, торговцев, пленных, заложников.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1620;