Философско-правовые взгляды французских просветителей
В центр французской философско-правовой мысли XV1I1 века были поставлены проблемы человека и его благополучия в условиях «разумного» государства, возглавляемого просвещенным правителем.
Наиболее четко эти идеи выразил первый мыслитель эпохи Просвещения Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ; 1694—1778). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам и аристократам.
Вольтер выдвинул концепцию «просвещенного монарха», суть которой сводится к обоснованию того, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещенный (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы.
Другой французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689— 1755) выступил с критикой теории Гоббса «войны всех против всех» как естественном состоянии людей и провозгласил, что человек от природы не агрессивен, а боязлив. Его естественным состоянием является стремление к миру, равенству, к «жизни сообща». На заре своего развития он опирается на естественные законы — сохранение мира, добывание пищи и др. Среди них Монтескье особо выделяет желание жить в коллективе, в сообществе, на основе которого и возникает государство.
Однако объединение людей в государство, по мнению Монтескье, приводит к нарушению их естественного равенства и к угрозе войны. Поэтому, в дополнение к естественным законам, люди во имя общего блага создают «человеческие законы». Этот процесс законотворчества зависит от многих факторов, но прежде всего от нравов, обычаев, религиозных верований, численности населения и природных условий — климата, почвы, полезных ископаемых и пр. В силу преувеличения роли географической среды в правовой реальности концепция Ш. Монтескье получила наименование «философско-правовой натурализм».
Духом любого закона, полагал Монтескье, должно быть право, только такие законы формируют свободу.
Одна из наиболее ярких фигур французского Просвещения — Жан-Жак Руссо (1712 —1778), вошедший в историю философско-правовой мысли как автор целого ряда оригинальных концепций — свободы и равенства, равенства и неравенства, естественного состояния и общественного договора, политического права и политических законов, общей воли и юридических законов.
Руссо, в частности, считал, что конец естественному и справедливому состоянию общества положила частная собственность, она породила страх, войну, имущественное расслоение.
Не менее оригинально Руссо трактовал происхождение государства. По его мнению, богатые предложили учредить государство на основе общественного договора, предусматривавшего всеобщее равенство перед законом. Однако они обманули бедных, создав такое государство и установив такие законы, которые защищают интересы только богатых. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах — резюмирует философ.
Он был убежден, что права человека в условиях политического и экономического неравенства могут защитить только законы. Люди подчиняют свою волю «общей воле», «общему Я», народу, единственному, кто обладает суверенитетом. Кроме «общей воли», представляющей общие интересу, существует еще и «воля всех», которую Руссо рассматривал как частные интересы общества.
Важнейшим правом человека Руссо полагал свободу: лишить человека свободы означает лишить его нравственности.
Обращались к философско-правовой проблематике и другие французские просветители так, Клод Адриан Гельвеции (1715 — 1771) утверждал, что «гениальными людьми не рождаются, а становятся» под воздействием социальной среды. Поддерживая идею природного равенства людей, он провозглашал и их правовое равенство как равенство всех перед законом.
Примечательно, что философско-правовые взгляды Гельвеция неразрывно связаны с идеями гуманизма. Отмечая, что «законы всесильны, они могут все», он призывал направить их действие на соблюдение и защиту интересов отдельного человека. Даже временное ущемление личного интереса во имя общественного Гельвеции считал неправомерным, однако «верховное благо» — это единство, гармония личных и общественных интересов.
Творчество французских просветителей подготовило философско-правовую «почву» Великой французской революции. Их идеи получили широкое распространение во всем мире — от России до Америки. Концепция общественного договора, в частности, была воспринята русским мыслителем Н.А. Радищевым.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2766;