ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Древнерусское искусство охватывает период X–XVII вв. Как и все средневековое искусство, оно связало с религиозной догмой, отсюда его каноничность, символичность образов, условность. Несмотря на тесную связь в начале его развития с культурой Византии, древнерусское искусство самобытно. Оно проникнуто глубокой человечностью.
Произведения древнерусского искусства создавали в большинстве случаев безвестные мастера. Это были архитектурные сооружения, фрески (живопись водяными красками по сырой штукатурке), иконы, книжные миниатюры, скульптура, предметы прикладного искусства.
История искусства Древней Руси делится на следующие периоды:
1. X в. – середина XIII в.
2. Конец XIII в. – первая половина XV в.
3. Вторая половина XV в. – XVI в.
4. XVII в.
15.1 Искусство X – середины XIII вв.
Русь X–XIII вв. — эпоха славы и могущества единого феодального государства со столицей Киев. Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Самым древним местом поселения славян в Европе является побережье Среднего Дуная. Отсюда часть их расселилась по Дунаю, ближе к Черному морю, другая двинулась к северу Европы, заняла побережье Балтийского моря и его острова; третья через Карпаты двинулась в северо-восточном направлении и осела по берегам Днепра и его притоков. Постепенно расселяясь, славяне дошли на севере до озера Ильмень и Финского залива. Они входили в несметное войско Аттилы, вместе с даками воевали против Траяна на Дунае. В 1831 г. около Керчи во время раскопок захоронения скифского вождя (IV в. до н. э.) была найдена золотая ваза. На ней изображены жители славянских земель: различим костюм скифов, щиты и колчаны, короткие рубахи, подпоясанные ремнями, длинноволосые головы славянского типа. Зимой они ходили в теплых кафтанах, опушенных мехом. Предводители носили золотые венцы, а на шее гривны — толстые, отлитые из золота обручи с застежками сзади, которые иногда весили до четырехсот
граммов. Вооружение состояло из короткого меча, лука и стрел. Их культура была языческой, а потому большинство произведений искусства связаны с верованием в природу. Из дерева, глины, земли древние славяне создавали свои жилища, крепости. Деревянные части построек они стремились украсить, покрывая резьбой из геометрических или растительных орнаментов, расписывая яркими красками. В центре своих храмов славяне ставили идолов, сделанных схематично из камня, дерева, реже из металла. Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных произведений. Фибулы, подвески, серьги, маленькие амулеты они украшали самыми разнообразными орнаментами, применяя сложные техники обработки металла.
X–XIII вв. — период политического и экономического расцвета Руси. В 988 г. при князе Владимире официальной религией стало христианство. Это способствовало укреплению связей Руси со странами Западной Европы и с Византией. На Руси была принята и новая система письменности. Из Болгарии пришел тогда алфавит.
С конца X в. на Руси ведется летописание, а уже через столетие отдельные летописные повествования объединяются монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в единую книгу «Повесть временных лет». Народ воспевает это время в былинах.
Архитектура.С X в. деревянные храмы, дворцы, крепости воздвигаются по всей Руси. В условиях борьбы с кочевниками главным было строительство крепостей. Уже тогда появилась та особенность русской архитектуры, которая в дальнейшем продолжала развиваться, — ее тесная связь с окружающим пейзажем.
Архитектура Киева. В 996 г. был построен первый каменный храм. Воздвигнутая в Киеве, недалеко от княжеских дворцов, эта церковь получает название Десятинной, т. к. на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. Каждый храм по христианскому обычаю должен был быть посвящен какому-нибудь святому или христианскому празднику. Десятинная церковь посвящена Успению Богоматери. С этого времени многие русские храмы посвящались Богоматери, защитницы Руси. Этот каменный храм, стены которого обрушились во время разгрома Киева монголо-татарами в 1240 г., известен благодаря археологическим раскопкам. Для строительства Десятинной церкви были приглашены византийские архитекторы.С этого времени все русские церкви представляю собой постройки крестово-купольного типа. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части — нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе — апсиде находится алтарь. Столпы создают в его плане крест, который определяет тип церкви так же, как и купол. Принципы этого типа храма были в дальнейшем усовершенствованы и развиты русскими зодчими. Десятинная церковь являлась центральным христианским храмом Киева. Она отличалась размерами, была многоглавой. Стены не штукатурились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называется смешанной и характерна для большинства построек Киевской Руси. Внутри Десятинная церковь была декорирована мозаикой, майоликой, цветным мрамором, фресками, золотыми и серебряными сосудами, светильниками, иконами, привезенными князем Владимиром из крымского византийского города Корсуни.
В 1019–1031 гг. князь Ярослав Владимирович построил второй каменный храм Киева — собор св. Софии. Он был возведен на месте древнего монастыря. Венчается собор тринадцатью куполами полусферической формы, поднимающимися на разных по высоте барабанах. Надстройки и пристройки совершенно изменили внешний вид собора. Главное — «нерушимая (алтарная) стена», на которой находится колоссальная византийская мозаика, изображающая Богоматерь на золотом фоне. Высота фигуры Богоматери — 5 м.
В конце XI в. на Руси образовалось множество феодальных княжеств, начался период феодальной раздробленности. Роль Киева постепенно ослабевала, возвышались новые города. В условиях постоянной борьбы с кочевниками призывом к объединению прозвучал голос автора «Слова о полку Игореве».
Соборы удельных столиц и крупных монастырей строились по одному типу, по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря (1078 г.). Украшавшие соборы русские живописцы отказались от мозаик.
Во второй половине XII в. началось объединение русских земель вокруг Владимира, где правил князь Юрий Долгорукий.
Архитектура Владимиро-Суздальской школы. Князь Юрий основал многочисленные крепости. Он построил соборы, которые не только имели культовое назначение, но и роль фортификационных сооружений. Это были небольшие постройки. Белокаменная (уже не смешанная) кладка подчеркивала гладь стены. Интерьер таких соборов был прост. Из многочисленных церквей, воздвигнутых Юрием Долгоруким, сохранились храмы: Спасо-Преображенский в Переславле-Залесском и Бориса и Глеба в Кидекше.
Вокруг Владимира воздвигались земляные валы, с воротами, сложенными из белого камня и названные Золотыми. Когда-то их высота достигала 14 м.
При князе Андрее Боголюбском в 1158–1161 гг. во Владимире строится кафедральный Успенский собор. Он стал не только религиозным, но также общественным и культурным центром. Здесь велось русское летописание. Известен и княжеский замок Андрея в 10 км от Владимира. Сейчас сохранились одна башня и переход.
Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского — церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Эта церковь четырехстопная, одноглавая и трехапсидная. Резное убранство, характерное для всех построек, относящихся ко времени правления князя Андрея, здесь немногосложно. В закомарах расположен рельеф, посвященный библейскому царю Давиду. Ниже проходит полоса девичьих масок, по сторонам окон изображены львы. Эта церковь считается самой красивой в мире.
При князе Всеволоде Большое Гнездо восстанавливается Успенский собор во Владимире (1185–1189 гг.). Храм становится пятиглавым. Рядом со своим дворцом князь Всеволод воздвиг Дмитриевский собор (1194–1197 гг.). Как и Покровская церковь, здание вытянуто вверх. Перегруженная декором верхняя часть здания, расположение этого декора горизонталями, массивные апсиды, спокойные очертания закомар придают храму мужественное величие. В центральных закомарах расположено изображение Давида. Вокруг него — сотни зверей, среди них и самые фантастические. Их фигуры чередуются с растениями, светскими и религиозными сценами. Легкие и плоские рельефы, словно ковер, покрывают стену.
При преемниках Всеволода продолжается строительство многочисленных храмов — Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевского в Юрьеве-Польском.
Архитектура Новгородской школы. Среди городов северо-запада уже с давних времен выделился своим могуществом Новгород. Вольный характер новгородцев, демократический строй правления в новгородских землях, большое значение торговли, тесные связи со странами Западной Европы, — все это определило своеобразие новгородского искусства.
В Новгороде строились деревянные храмы, крепости, дворцы. В 1045–1050 гг. они возведен первый каменный собор — Софийский. Из Византии были выписаны мастера — ремесленники, знавшие общие законы архитектуры однотипных церквей. Вместе с этими мастерами в Новгород пришли и живописцы («писари»). Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен, не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера, а шестую главу — над круглой лестницей в притворе. По художественному замыслу собор проще и гораздо суровее киевского. Кладка стен, состоящих в основном из огромных, грубо отесанных камней, мощные выступы членящих стену лопаток, статичность архитектурных масс — все это делает новгородский храм лаконичнее, строже. От росписей, покрывавших стены собора св. Софии в середине XI в., сохранилась композиция с изображением первого христианского императора Константина и его матери Елены.
Одной из особенностей новгородских, как и древних киевских, церквей являются голосники: горшки или кувшины, горизонтально вмазанные в стену для поглощения и отражения звука. Их вмазывали без всякой симметрии и в барабан купола, и в паруса; диаметр некоторых из них доходил до 20 см. Стоящий в центре Детинца, как новгородцы называли свой кремль, на берегу Волхова, собор св. Софии явился центром всей духовной и политической жизни города. У его стен собиралось вече. В соборе находилась большая библиотека, здесь составлялись новгородские летописи. Постоять за Софию — значило для новгородцев защитить от врагов Новгород.
В начале XII в. Новгород превращается в вечевую республику. Князей изгоняют из Детинца. Они строят себе новые храмы. На противоположном берегу Волхова, на Торговой стороне, в центре Ярослава дворища, князь Мстислав заложил в 1113 г. новый храм, посвятив его покровителю торговли святому Николе. По своим размерам Никольский собор меньше Софии, но, подражая ей, князья завершили собор пятью главами (ныне сохранилась только центральная).
В 1119 г. новгородский архитектор Петр, имя которого донесла до нас летопись, строит Георгиевский собор Юрьева монастыря. К северо-западному углу здания примыкает прямоугольная лестничная башня, стена которой сливается в единое целое с западным фасадом храма. Собор завершают 3 поставленные асимметрично главы. Высота храма, его просторные хоры напоминают св. Софию.
Во второй половине XII в. в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные небольшие одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата — церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе, Уверения Фомы на Мячине.
В это время строились и гражданские сооружения: Золотые врата в Новгороде, обитые позолоченной медью. Писались книги: Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. для новгородского посадника Остромира.
Архитектура Псковской школы. Подобным Новгороду торговым и ремесленным центром был Псков. Как и в Новгороде, городом управляло вече. Здесь оно было еще более демократичным. Одним из первых каменных храмов Пскова был Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156 г.). План собора приближается к квадрату. Его двум низким боковым апсидам на западе когда-то соответствовали два низких притвора. Стены, выложенные из местной известняковой плиты, были выровнены розоватой обмазкой. Материалом кровли служила черепица. Прекрасно найденные пропорции придавали этому одноглавому храму монументальность и величие.
Сразу же после постройки собора приступили к его росписи. Для купола был использован сюжет Вознесения Христа. На алтарном своде изображено Преображение. В верхней части апсиды помещен Деисус. Большое внимание художники уделили в храме сценам из жизни Богоматери.
Живопись.В начале XII в. была привезена в Киев икона, которую князь Андрей Боголюбский взял затем с собой во Владимир, и потому она получила название «Владимирской Богоматери». Икона была создана константинопольским художником. Богоматерь ласкает своего сына, прижимающегося щекой к ее щеке (Умиление).
«Богоматерь Оранта» — икона из собора св. Софии в Киеве — представлена фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями. Канон определял цвет одежд святых. Плащ Богоматери был окрашен пурпуром — царственным цветом. Платье Богоматери было синим — символ небесности. Линии, отмечающие складки ее одежд, прочерчены золотом. Богоматерь имеет приземистые пропорции, а верхняя часть ее фигуры, особенно голова, увеличена. Мастера сознательно ввели эти нарушения в пропорциональном соотношении частей тела, т. к. фигура расположена на большой высоте. Богоматерь композиционно связана с персонажами под ней. Это изображение апостолов и отцов церкви. Изображение святых, размещение персонажей и композиций в определенных местах церкви в христианском искусстве были строго канонизовано.
В Софийском соборе были совмещены техники мозаики и фрески. В западной части собора было изображено семейство Ярослава Мудрого. В западной части собора св. Софии в Киеве на хорах, образующих второй этаж, во время богослужения стояли князь с семьей, богатые люди Киева, вознесенные таким образом над своими подданными, находящимися в храме. Интерьер собора был богато оформлен. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Интересны сцены из светской жизни — скоморохи, шуты, охота, борьба. Фрески в этих церквях Новгорода отличаются цветовой гармонией и изысканностью рисунка. В декоре храмом большое место занимают растительные и геометрические орнаменты, тонкий серебристый колорит. Фоны окрашены в различные цвета: жемчужно-серый, блекло-зеленый, охристый.
Все соборы Владимиро-Суздальского княжества были расписаны фресками и украшены иконами.
Во время Великой Отечественной войны безвозвратно погибло большинство фресок церкви Спаса на Нередице; когда-то единым ковром они покрывали все стены, своды, купол храма. Суровые лики апостолов, сидящих по сторонам от Христа, мрачные священники в алтаре, грозные пророки в барабане купола окружали вошедшего в храм. Фрески отличались живописностью, широтой и смелостью письма.
Иконы Новгорода XII–XIII вв. можно отнести к двум направлениям — византийскому, аристократическому, и местному, демократическому. К первому принадлежит икона «Ангел Златые власы» в композицию Деисуса, состоявшую из нескольких икон. Лицо архангела отличают тонкая красота черт, светлая одухотворенность, с которой может сравниться только лицо Владимирской Богоматери. Мужественная сила, яркая декоративность и орнаментальность характеризуют иконы второго направления. К местной новгородской школе принадлежит икона «Христос на троне». Орнаментальность, в сочетании с яркой их окраской, в которой преобладает киноварь, придает нарядность иконам, по духу близкой светскому произведению. К новгородской школе относится икона «Николай Чудотворец». К этому периоду относится икона «Спас Нерукотворный».
Отличительные черты новгородской иконописи: движение, яркие краски (много синего), четкое прорисовывание деталей, использование белых мазков (руки).
15.2 Искусство конца XIII – середины XV вв.
Монголо-татарское иго XIII–XV вв. нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограблены многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен мастера — создатели этих произведений.
В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва. Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV в. Новгород и Псков, а в конце столетия — Москва.
Архитектура.Архитектура Новгорода.Новгород в XIV в. испытывает подъем культуры, связанный в первую очередь с экономическим расцветом, наступившим после победы над немецкими и шведскими захватчиками. 0 напряженной философской мысли новгородцев свидетельствует размах еретических движений, явившихся своего рода протестом против официальной церкви. В новгородской архитектуре этого периода ясно обозначаются новые черты. Для таких церквей второй половины XIV в., как Федора Стратилата (1360–1361 гг.) и Спаса Преображения на Ильине (1374 г.), характерно восьмискатное, а не позакомарное, как ранее, покрытие, одна, а не три апсиды на востоке. Но главное, что характеризует эти одноглавые, вновь ставшие высокими храмы, — это их подчеркнуто нарядный декор. Несколькими лентами ложится орнамент в верхней части барабана и апсид, стены украшены вставными каменными крестами, свободно разбросанными на стене нишами, фресковыми изображениями. Большинство храмов этого периода построено на средства отдельных богатых купцов или объединившихся жителей одной улицы, что само по себе свидетельствует о возросшей роли горожан в жизни республики.
В XV в. размеры новгородских храмов уменьшаются, появляется нарочитый архаизм, выразившийся в подражании архитектуре XII в. Это церкви Ильи на Славне, Петра и Павла в Кожевниках.
Из гражданских построек этого времени особенно важны каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII в. К этому же времени относятся епископский дворец.
Архитектура Пскова. В XIV в. искусство Пскова переживает новый расцвет. В 1310 г. строится собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Его росписи отличаются смелой и энергичной манерой исполнения, сдержанной охристой палитрой, в которой особую роль выполняет белый динамичный блик. Он придает мужественным лицам святых экспрессивность.
В середине XIII в. Псковский кремль — Кром — обносится первыми каменными стенами. На том месте, где когда-то жил князь со своими дружинниками, теперь заседает общегородское вече, кипит напряженная жизнь центра Псковского государства. Стены Крома с их многочисленными и разнообразными башнями в последующие века не раз перестраивались.
Из псковских храмов XV в. особенно знаменит собор Василия на Горке. Большой и стройный храм, имеющий притворы, окружен галереями. Он отличается особой пластичностью и скульптурностью масс.
С XIV в. в Пскове строятся многочисленные звонницы. Они или связаны с церковью, или составляют самостоятельную постройку. Высота и ширина их пролетов зависят от веса и величины колоколов. Звонницы очень разнообразны и являются неотъемлемой частью псковского архитектурного ансамбля.
Архитектура Москвы. С XIV в. начинается возвышение Москвы, которая при Иване Калите превращается в значительный политический и культурный центр. Особенно усиливается роль Москвы, вокруг которой объединяются русские земли, после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380 г.).
Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Появились два литературных памятника: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Интерес к истории, славному прошлому отразился в обращении к традициям древней архитектуры Владимира, наследницей которой по праву считала себя Москва.
Период расцвета и становления Московского княжества был временем усиленного каменного строительства. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (ок. 1400 г.), Спаса Андроникова монастыря (1427 г.), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422 г.) во многом восходят к владимирской архитектуре XII в. Но в них появился и целый ряд новых черт, среди которых: простота наружного декора, отсутствие рельефов, замена аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением пояса кокошников. Основным строительным материалом служит известняк. Благовещенский собор Кремля.
Живопись.Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV в. во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии. Из Византии Феофан Грек прибыл в город Кафу (современная Феодосия), а затем получил заказ в далеком северном городе.
В 1378 г. Феофан расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Из росписей лучше всего сохранились те, которые расположены в куполе и барабане, а также в Троицком приделе. В куполе — грозный Христос Пантократор. Между окнами барабана неподвижно стоят пророки и праотцы. Феофан был мастером острых индивидуальных характеристик святых, и все его образы, особенно старцы, наделены суровыми и сильными характерами. Их переполняют бурные страсти, но внешне они сдержанны.
Росписи Троицкого придела отличаются смелым размещением изображений. Многофигурная композиция Троицы расположена рядом с фигурами святых, представленных то в рост, то по грудь, то заключенных в медальоны. Здесь и столпники (первые святые отшельники, которые, истязая свою плоть, прожили жизнь на столпах), и аскеты, удалившиеся в пустыню. Среди них особенно запоминается внутренней значительностью образа Макарий Египетский. Святые Феофана — мудрые философы. Манера письма, резкая и смелая, местами неистовая, отличает творческий метод художника. Основным средством достижения эмоционального акцента служит белый мазок. Он далеко не всегда кладется художником в освещенных частях, но важен для передачи выразительности образов. Фрески, пострадали во время пожара через несколько веков по их создании. Первоначально палитра Феофана была более яркой и разнообразной.
Хотя Феофан переехал в Москву, он оставил здесь последователей, расписавших церковь Федора Стратилата. Для этих росписей характерна свободная живописная фактура с использованием бликов, правда, не таких уверенных, как у Феофана. Выражение лиц святых отличается большей мягкостью, чем в церкви Спаса Преображения.
Новгородские иконы XIV–XV вв. очень разнообразны по своим сюжетам. Это в основном изображения популярных в Новгороде святых: пророк Илья, Параскева с Анастасией, св. Георгий, стремительно несущийся на коне и поражающий высоко поднятым копьем дракона. В те же годы иконописцы начинают посвящать свои произведения даже реальным историческим событиям. Сохранилось несколько икон на сюжет битвы новгородцев с суздальцами. В этот период на иконах появляется и изображение самих новгородце: «Деисус и молящиеся новгородцы».
Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы — «Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в.), «Архангел Гавриил» (XIV в.), «Сошествие в ад» (XV в.) отличаются обилием орнамента, тяжелыми колористические сочетаниями с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного. Для псковских святых характерен определенный тип: продолговатые угрюмые лица, длинные с утолщением на конце носы.
В конце XIV в. в Москву приезжают многие художники из Византии. Здесь же трудится покинувший Новгород Феофан Грек — икона «Донская Богоматерь». Это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне Богоматерь Умиление. По сравнению с «Владимирской Богоматерью» икона строже и лаконичнее по композиции. В почти квадратную по форме доску вписано изображение Марии, держащей на руках сына. Нижняя часть композиции утяжелена, фигура Богоматери вплотную соприкасается с полями иконы. Прост и лаконичен силуэт фигуры. Округлое лицо Марии, доброе и сердечное, выражает глубокую грусть. Колорит сдержан. В нем преобладает сочетание темно-малинового. На обороте иконы представлена сцена Успения Богоматери. Предельно скупыми средствами передает художник сцену горя, плача апостолов над телом Марии.
По свидетельству летописи, в 1405 г. Феофан Грек совместно с двумя художниками Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский собор Кремля. Вскоре после постройки собор сгорел, и его убранство не сохранилось до наших дней.
В Благовещенском соборе Кремля усилиями трех художников был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов (состоящая из икон стена, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма). Он был образован несколькими рядами, из которых первый, нижний, состоит из икон, посвященных темам и святым, наиболее почитаемым в Москве и в Благовещенском соборе. Второй — деисусный, т. е. включающий персонажей, объединенных композицией Деисуса — моления. Третий — праздничный ряд — посвящен событиям христианской легенды.
Деисусный, самый ответственный ряд был выполнен Феофаном. Центральная икона этой композиции — сидящий на троне Христос. По сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, которые молятся перед Христом, прося у него заступничества за людей. Далее следуют изображения архангелов, апостолов Петра и Павла, отцов церкви. Феофан ввел большие размеры досок (h=2 м). Характерные черты работ Феофана Грека: орнамент на одежде, белые мазки по лицу.
Под 1405 г. летопись впервые упоминает имя гениального русского художника Андрея Рублева (ок. 1360 – ок. 1430). Он назван последним среди мастеров, привлеченных для росписи Благовещенского собора, что свидетельствовало о его молодости. Здесь вместе с Прохором с Городца он выполнял иконы праздничного ряда.
Второй период в творчестве Рублева, время его зрелости как художника, наступает тогда, когда он в 1408 г. расписывает Успенский собор во Владимире совместно с Даниилом Черным. Из фресок сохранилась огромная композиция Страшного суда. Эта композиция широко и свободно располагается в нескольких плоскостях, переходя со сводов центрального и южного нефов на западные столпы. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указывает путь праведникам, левой — грешникам. Христос изображен не как грозный судия, карающий без пощады людей. Христос Рублева — это человек, любящий людей, желающий им помочь. Во фресках Успенского собора во Владимире проявился тот гуманизм, который стал основной чертой творчества великого живописца. В полукружии арки под фигурой Христа, изображен престол с книгой, в которую вписаны деяния людей. К нему припали Адам и Ева. Рядом стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На сводах центрального нефа размещены две группы сидящих апостолов, за которыми стоят ангелы. Русские типы лиц апостолов отмечены не только добротой, но и тем особым чувством собственного достоинства, которое характеризовало людей на Руси в этот период подъема национального самосознания. В образах ангелов, чьи головы тихо склоняются к апостолам, Рублев выразил свой идеал душевной мягкости и моральной чистоты.
В Третьяковской галерее находятся три выполненные для звенигородского собора иконы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».
Для каменного Троицкого собора была создана в 1422–1427 гг. икона «Троица». Она написана в память о Сергии Радонежском, который проповедовал об объединении Руси. Идея единства — основная и в иконе. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя. Центральный ангел благословляет стоящую на столе чашу — символ страданий Христа, его жертвы, принесенной им ради людей. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония подчеркивается и цветом. Синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Яркий чистый голубой цвет, или, как его называют, голубец звучит каждый раз по-новому, но особенно интенсивен в центре иконы, сочетаясь с малиновым хитоном среднего ангела.
Рублев был многосторонним художником. Он проявил себя не только как фрескист, иконописец, но и как иллюстратор книги. Одна из миниатюр Евангелия, называемого по фамилии его бывшего владельца Евангелием Хитрово, изображает символ евангелиста Матфея — ангела. Фигура вписана в круг — необычную для миниатюры, но излюбленную Рублевым форму. Ангел изображен идущим с Евангелием в руках. Круглая шапка волос, тонкие черты лица, голубой цвет, преобладающий в колорите миниатюры, очень близки Рублеву.
В конце своей жизни Рублев, возможно, выполнил огромный многорядный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Здесь он работал вместе с учениками, которые осуществляли замысел своего учителя. Характерная черта работ Рублева — сглаженный мазок.
15.3 Искусство второй половины XV–XVI вв.
Во второй половине XV – первой половине XVI вв. завершается процесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необычайно возрастает общественное место литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. Стремление обосновать особое значение Руси — «третьего Рима» — и роли великого князя больше всего сказывается в произведениях литературы.
Архитектура.Широко разворачивается строительство Москвы при Иване III. Каменная крепость 1367 г. обветшалая не отвечала новым требованиям военно-инженерного дела. Политический престиж Москвы требовал создания новых, вполне современных укреплений. В конце XV в. Кремль возведен заново. К этой грандиозной работе были привлечены итальянские мастера; среди них ведущую роль играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари. В 30-х гг. XVI в. оборонительные работы в Москве были продолжены сооружением укреплений Китай – города (мастер Петрок Малый).
В 1475–1479 гг. строится Успенский собор Московского Кремля. Для его создания был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, за образец взят Успенский собор во Владимире. Величественный и спокойный по своей архитектуре, монументальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола.
Несколько позже на той же центральной площади Кремля итальянцем Алевизом Новымбыл построен Архангельский собор (1505–1508 гг.). Как зодчий Алевиз значительно уступал Фиораванти. Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в его облике нет ничего мрачного: храм обработан наподобие двухэтажного палаццо. Благовещенский собор (1484–1489 гг.), построенная русскими мастерами, гораздо более связана со старыми русскими традициями. Это храм, поднятый на высокий цокольный этаж, колончатый пояс на фасадах и апсидах. Сохранился корпус Грановитой палаты (1487–1491 гг.; зодчие Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Это большой зал площадью около 500 кв. м при высоте более 9 м, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, сходящимися в центре зала на одном столбе; торжественная открытая лестница вела в палату со стороны Соборной площади. Зал предназначался для заседаний боярского совета.
Завершал ансамбль высокий «столп» храма-колокольни Ивана Великого (1505–1508 гг., архитектор Бон Фрязин). Оно представляло исключительную по красоте пропорций башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов на верху каждой призмы.
Кремль и его здания стали образцом, которому стремились подражать строители крепостей Новгорода (1490–1500 гг.), Нижнего Новгорода (1500–1511 гг.), Тулы (1514–1521 гг.), Коломны (1525–1531 гг.).
Церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532 г.). Композиция церкви Вознесения складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. Храм подобен деревянной шатровой церкви. Интерьер храма со стройными пилястрами и теряющимся в высоте пространством шатра. В деталях здания широко использованы мотивы итальянской ренессансной архитектуры. При огромной высоте церкви ее площадь, предназначенная для молящихся, очень невелика.
Собор Покрова на Рву (иначе храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади, построенный в 1555–1560 гг. в память взятия Казани. Его, авторы — русские зодчие Барма и Посник. Как и в коломенском храме, задача здания — быть грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси. Храм представляет собой совокупность столпов. Вокруг центральной башни, увенчанной шатром, по осям и диагоналям расположены восемь меньших храмов, несущих главы и связанных общей платформой. Для расточительно-разнообразного, почти сказочного наружного убранства храма зодчие использовали огромное богатство форм, выработанных русской архитектурой, игру треугольных «деревянных» мотивов и разнообразных по форме кокошников и аркатур. Ныне храм снаружи покрыт цветистой росписью, а XVII–XVIII вв., первоначально же цветовую гамму образовывало сочетание кирпича стен с белым камнем декоративных деталей.
В 70-х гг. XVI в. в связи с тяжелым экономическим состоянием страны монументальное строительство на Руси несколько ослабло, но уже в 80–90-х гг. оно вновь широко развернулось. Для руководства государственным строительством был создан специальный Приказ каменных дел (с 1583 г.), объединивший всех — от зодчих до простых кирпичников. Эта организация сыграла выдающуюся роль в решении крупнейших градостроительных задач и осуществлении грандиозных военно-инженерных сооружений конца века — гигантская линия стен Белого города в Москве (1585–1593 гг.) и Смоленская крепость (1595–1602 гг.). Создателем обеих крепостей был выдающийся зодчий — «городовой мастер» Федор Конь.
Завершилось строительство монастырей: Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев в Загорске, Борисоглебский под Ростовом Великим. Автор последнего ростовский зодчий Григорий Борисов создал здесь оригинальную планировку: центром ансамбля является не храм, а открытая прямоугольная площадь, по краям которой расположены собор, трапезная и другие здания.
Важным новым явлением в развитии русского зодчества начала 16 в. был значительный рост каменного гражданского строительства. В это время в крупнейших монастырях все чаще сооружают монументальные трапезные палаты — постройки полусветского характера. Обычно это двухэтажные здания, крытые высокой деревянной кровлей. Верхний этаж занимали просторный зал трапезной с одним центральным столбом и сводчатым перекрытием и небольшая церковь — трапезные монастырей Андроникова в Москве (1504–1056 гг.) и Пафнутьево-Борозского (1511 г.).
Живопись.В искусство XVI в. проникает все больше светских мотивов, искусство со временем перестает быть «соборным».
Крупнейший представитель московской школы живописи конца XV в. Дионисий (ок. 1440 – после 1503). В отличие от Рублева Дионисий не был иноком, но отличался большой книжной образованностью. Его два сына Владимир и Феодосии также были живописцами и помогали ему в его работе. Ранний период творчества мастера (60–70-е гг.) проходил в Пафнутьево-Боровском монастыре. Из многочисленных работ, созданных им в эти годы, сохранились лишь фрагменты. Посещение Иваном I в 1480 г. этого монастыря принесло артели живописцев большую популярность и ряд заказов — иконостас московского Успенского собора.
В 80-х гг. XV в. были расписаны: алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Дионисию, его ученикам и помощникам принадлежит созданный для собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря большой многоярусный иконостас: — «Сошествие во ад» и «Одигидрия». Дионисией были созданы: 2 житийные иконы «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей», икона «Апокалипсис», икона «Распятие», икона «Поклонение волхвов». Характерные черты работ Дионисия — почти нет портрета, орнамент в одежде.
В провинциях, по деревням и селам развивается иконописное ремесло народных художников, зачастую не имевших специальной подготовки. Среди этих, в большинстве своем ремесленных произведений встречаются иконы кисти одаренных художников-самоучек, воспитанных на подлинно народных вкусах и представлениях. Наиболее яркие среди подобных произведений три иконы, написанные в 20–30-х гг. XVI в. и составлявшие прежде единый ансамбль. Это — «Притча о слепце и хромце», «Видение Иоанна Лествичника». Большая икона «Церковь воинствующая» («Благословенно войско») (середина XVI в.).
Уже первая русская книга Евангелие 1556 г., отпечатанная в анонимной московской типографии, предшествовавшей типографии Ивана Федорова, была украшена прямоугольной заставкой с изображением пищущего апостола Матфея на фоне красивого лиственного орнамента. Эта заставка являются первой русской гравюрой.
Школы иконописи.В живописи конца XVI в. намечается «неоклассика». Она получила название Годуновской школы,поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с именем, царя Бориса Годунова. Были выполнены росписи Грановитой и Патриаршей палат. В те же годы возникает новое художественное явление — Строгановская школа, получившая название по имени Строгановых. Произведения этих мастеров отличаются виртуозным рисунком, дробной и тонкой проработкой деталей, сияющими и чистыми красками. Заслугой строгановских мастеров явилось и то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2724;