ИСКУССТВО КИТАЯ
Искусство Китая слагается из нескольких этапов, начиная с 4 тыс. до н. э. вплоть до III в. н. э.
От времени 4 тыс. до н. э. сохранились тонкие, благородной формы глиняные сосуды, расписанные узорами чёрных, красных, белых и фиолетовых тонов, умело сочетающимися с формой сосуда. Эти сосуды получили название «Яншао» (по месту раскопок). Найденные в местах стоянок чёрные, тонкие, как яичная скорлупа, чаши и кубки названы «Луньшань». Многие формы этих сосудов сохранились в Китае на протяжении последующих веков.
Миниатюрные сосуды 2 тыс. также богато украшены орнаментом, как и тяжёлые чаши и чаны. Фантастические рельефные фигуры драконов, птиц возвышались над более плоским орнаментом. Великолепные бронзовые сосуды этого времени отличались изощрённостью декора и разнообразием, собирая в своих сюжетах всё богатство народных верований и представлений о мире. Помимо бронзовых сосудов найдены и тонко прорисованные матово-белые глиняные сосуды.
Грандиозным созданием древности была Великая Китайская стена (IV–III вв. до н. э.). Её окончательная длина превысила 3000 м. Устойчивая и широкая, она пролегла по голым неприступным вершинам гор, поражая своей петлистой формой и единением с гористой природой. Средняя высота её от 5 до 10 м, ширина — от 5 до 8 м. Башни через каждые 100 м служили для быстрой передачи сигналов. На рубеже нашей эры были созданы комплексы гробниц знати — комплексы гробниц Нахе (начало I в. н. э.).
В VI–IX вв. возводилось большое количество буддийских монастырей с храмами. Буддийские пещеры высекались без определённого плана. Огромные скульптуры Будды и его учеников и поныне заполняют сумрачные залы пещер Юнь-Чань, Лунмень. Рельефы с изображением сцен из жизни правителей покрывали потолки и стены, расписывались нежными минеральными красками.
В городах и сельской местности строились величественные кирпичные и каменные башни — пагоды, самая знаменитая из которых — Большая пагода диких гусей, построенная в 625–704 гг.
Высокого подъёма в период Тан достигла скульптура. Статуи святых приобрели большую пластичность. На стенах храмов появилось много бытовых сюжетов в технике рельефа.
Глиняные фигуры людей и животных, составляющие непременную принадлежность погребения, более совершенны. Вздыбленные горячие кони, юные, изогнувшиеся в танце, актрисы, музыканты, молящиеся чиновники переданы необычайно правдиво.
Художники периода Тан и Сун создавали картины на длинных шёлковых свитках, хранившихся в ящиках и вывешивающихся только на время. На вытянутых вертикально свитках изображались пейзажи, часто дополняющимися стихотворными текстами. В средневековом Китае получил распространение своеобразный жанр «цветы-птицы», писавшийся на веерах, ширмах, альбомных листах (изображалась жизнь животных, рыб, растений и насекомых). В VII–X вв. в Танской живописи преобладали пейзажи, сцены быта изображали архитектуру и фигуры в красивых одеждах. Именно в это время природа стала важным объектом живописи. Пейзаж наполнен дыханием жизни, связан единым ритмом. Написан он обычно только чёрной тушью, то густой, то прозрачной. Многие художники сунского периода писали картины на бытовые темы. Общие прогрессивные стремления танского и сунского периодов сказались на всех школах и направлениях живописи, на развитии всех видов искусства этих высших этапов культуры. Художники, работавшие в Китае в Средние века: Гу Кайчжи — «Наставления придворным дамам» (IV–V вв.); Чжоу Фан — «Ян Гуфэй после купания» (VIII в.); Го Си — «Осенний туман»(XI в.); Ли Чэн — «Читающий стелу»; Сюй Вэй — «Бамбук» (XVI в.); Юнь Шоупин — «Пион» (XVII в.).
В XV–XVIII вв. благоприятно сложилась судьба архитектуры. В крупных городах были возведены замечательные дворцы и храмы; самый значительный ансамбль, выстроенный в XV–XVII вв. в центре Пекина — императорский дворец, так называемый Запретный город. Это был как бы город в городе. Он состоял из соединённых между собой широких площадей и парадных помещений с террасами и лестницами, украшенными резьбой, и тенистых садов, живописно оттеняющих яркую красоту архитектуры.
Храмы Пекина располагались большими комплексами. Один из самых замечательных — величественный храм Неба (XV в., перестроен в XIX в.). Платформы храма имели в плане символическое обозначение неба — круг, и земли — квадрат.
Размах, свойственных зодчеству Китая с древности, проявился в XV–XVII вв. в архитектурном ансамбле царских погребений Минской династии (1368–1644 гг.) близ Пекина. Погребения включают башни, храмы, подземные дворцы (расположенные на искусно использованном рельефе местности), огромную аллею — Дорогу духов — длиною в 800 м, обрамлённую массивными фигурами животных и людей. Сами погребения включают храмы, башни, подземные дворцы и помещены на фоне суровых гор, так искусно согласованных с памятниками, словно зодчие и их включили в свой грандиозный архитектурный замысел.
Костюм
В Китае было принято 5 основных типов одежды, отличавшихся особенностями кроя: ишан — одеяние, состоявшее из кофты и юбки; шэньи — отрезной по талии халат, нечто вроде сшитых вместе кофты и юбки; цзяолинпао — цельнокроеный однобортный халат, запахивающийся направо; юаньлинпао — глубокий двубортный халат с круглым воротом и застежкой на правом плече у шеи; комбинация из короткой кофты и штанов. В разные времена эти типы костюма носили и мужчины, и женщины. Обычно халат служил повседневной мужской одеждой, а в женском костюме на каждый день преобладал ансамбль из кофты и юбки.
Форма головного убора менялась со временем. По форме головного убора можно было определить ранг человека.
В Китае сложилась традиция применять декоративные мотивы в ритуальном, парадном и повседневном костюме.
Веерами пользовались и мужчины и женщины. В мужском костюме преобладали складные веера, которые можно было подвешивать к поясу. Женщины пользовались складными и круглыми веерами. Женские веера отличались пышностью декоративной отделки и большим количеством ребер.
Типичная китайская обувь — легкие матерчатые или плетенные туфли се. Верхняя часть матерчатых туфель у знати расшивалась шелком или выполнялась из парчовой ткани, подошва состояла из нескольких слоев проклеенной и прошитой бумаги.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 762;