ИСКУССТВО ЯПОНИИ
Рождение японского искусства восходит к 4 тыс. до н. э. Но самым значительным вкладом в мировую культуру было искусство Средневековья, развитие которого протекало неравномерно в течение большого отрезка времени (начавшегося в VI–VIII вв. н. э. и длившегося до середины XIX в.).
Буддийская религия, господствующая в Китае, с VI в. стала государственной религией Японии. Иноземные воздействия, соединяясь с местными традициями, содействовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Дворцы, храмы, декоративные росписи отмечены лаконизмом и безукоризненным вкусом.
Архитектура.В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого соразмерна человеку, проста, но колоритна.
На основе древних традиций зодчества был сооружен храмовый ансамбль в Исэ (основан в начале нашей эры; перестраивался, точно копируя ранее созданный образец, каждые 20 лет). Он состоит из 2-х удалённых друг от друга комплексов, одинаковых, но посвящённым разным божествам: один — богине солнца Аматэрасу, другой — богине плодородия Тоёуке.
В начале VII в. был сооружён буддийский ансамбль Хорюдзи близ Нара, первой японской столицы. Красные лаковые колонны, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа явились новшеством в японском зодчестве. Пятиярусная пагода и Кондо (Золотой зал) размещены среди площади и утопают в кольце зелени. Интересен храм ансамбля Тодайдзи с простыми и мощными конструкциями.
С периода Хэйан (VIII–XII вв.), названного по имени новой столицы Хэйан-кё (Киото), достигло большого расцвета дворцовое зодчество; в это время создаётся императорский дворцовый ансамбль, где церемониальные залы перемежаются с пространством дворов, пейзажных садов и галерей.
Строительство загородных резиденций, полудворцов-полухрамов, выражено в постройках, подобных небольшому трёхэтажному Золотому храму (Кинкакудзи, XIV в.), названному так по золотому цвету крыши и стен. Лёгкий и стройный, расположенный на берегу озера, павильон составил часть сада. Ещё более приближен к природе Серебряный павильон (Гинкакудзи, XV в.) с лёгкими, заменившими стены перегородками, что способствовало слиянию интерьера с садом. Сады — своеобразный вид японского искусства. Примером «сухого сада», состоящего из гальки и камней, может служить сад монастыря Рёандзи в Киото. Наиболее выдающийся из садово-парковых комплексов — загородный ансамбль Кацуро близ Киото.
Скульптура.Первые образцы скульптуры восходят к III–V вв. (животные, люди), они составляли неотъемлемую часть царских курганов. Буддийская скульптура привнесена с континента в VI–VII вв.; она предназначалась для храмов. В Харюдзи, в главном здании Кондо помещалась бронзовая скульптурная группа (изображение Будды с двумя божествами; скульптор Тори, 623 г.). В VIII в., с увеличением в храмах пространства интерьеров, увеличилось количество статуй (материал — бронза, дерево, глина, лак). В IX–X вв. усложнение обрядов вызвало появление более чувственных образов многоруких и многоликих божеств. Излюбленным материалом этого времени стали дерево и лак.
В VII–VIII вв. новые тенденции в области пластики дают возможность ощутить в огромной бронзовой статуе Будды и Камакуре стремление к простоте и значительности. Распространение получили портреты дзенских монахов и крупных политических деятелей, входивших в ранг святых или особо почитавшихся.
Живопись.Собственная школа японской живописи Ямато-э складывается лишь в XI–XII вв. Живописцы расписывали ширмы, веера, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. В XIII–XIV вв. стали изображать битвы, бытовые сцены. Развивается портретная живопись. В XV–XVI вв. развивается монохромная пейзажная живопись, слагаются разные художественные школы. В XVI–XVII вв. возникает искусство ярких декоративных росписей (расписываются панно, ширмы, стены дворцов и храмов); употребляются особенно на стенах, синие, золотые фоны. К началу XVIII в. относится творчество Огата Корин — «Ирисы»; «Цветение красной и белой сливы» (ок. 1710 г.).
С XVII до середины XIX вв. традиционная живопись уступает место каллиграфии — гравюре на дереве. Нарядная и яркая гравюра служит украшением быта: книжная иллюстрация, театральная афиша, поздравительная открытка. Основателем японской гравюры принято считать Хисикаво Миронобу (1618–1694). Одним из самых крупных представителей живописцев является Кацусико Хокусай (1760–1849), чрезвычайно разнообразный по своему творческому диапазону. Хокусай оставил грандиозное количество произведений: поздравительных открыток, гравюр на темы древних легенд и, главное, великолепных пейзажей своей страны. Человеку принадлежит в них главное место. Люди, занятые повседневными делами, изображаются на фоне вулкана Фудзи. Целые серии — «36 видов Фудзи», «100 видов Фудзи» посвящены различному осмыслению этого мотива — «Красная Фудзи» (1832–1829 гг.). Хокусаем был создана серия «Путешествие по водопадам различных провинций» — «Водопад Есино» (1827–1833 гг.). Достигнув своей вершины в творчестве Хокусая, гравюра во второй половине XIX в. клонилась к упадку и возродилась лишь уже на новом этапе.
Прикладное искусство.Древнейший вид прикладного искусства, керамика, достиг в Японии высокого уровня развития, японские мастера искусно изготавливали расписные и инкрустированные лаковые шкатулки, создавая станковые живописные произведения, иллюстрировали книги, расписывали керамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов. В разных местах страны изготовлялось множество типов керамических изделий: густо-коричневых, чёрных, зелёных, расписных монохромным графическим рисунком, спокойных и мягких по оттенкам. Широкое распространение получили изделия из фарфора, металла, бамбука.
Костюм
Японский традиционный костюм — кимоно формировался от примитивных форм через прямое заимствование чужеземных (корейских и китайских) образцов к синтезу и созданию собственных уникальных композиций. В доисторические времена он напоминал длинное перехваченное пончо. Все перемены, которые претерпевал японский костюм, непременно подчинялись требованию функциональности и чувству гармонии.
В основе конструкции японского костюма лежит прямоугольник. Японский костюм всегда нес информацию о владельце: о его возрасте, роде занятий, достатке, пристрастиях и т. п. В древности цветовые соотношения в костюме регулировались 200 законами. С течением веков правила этикета упростились, но по-прежнему значимой оставалась связь цвета и рисунка со временем года, местом и событием. Магический смысл придается правой и левой сторонам одежды. В Японии левая сторона ассоциируется, а правая — со смертью.
В XII в. воздействие на костюм оказывали актеры театров Но и Кабуки. Блеск и великолепие актеров завораживали зрителей. Горожане стали заказывать себе
дорогие, вышитые золотыми и серебряными нитками, рисованные красками, украшенные картинами и стихами шелковые косодэ.
Первыми законодательницами женских мод стали аксобимэ — музыкантши, танцовщицы, рассказчицы, приглашаемые на праздники и в веселые компании. Они вели в моду очень длинный шелковый пояс, который оборачивали вокруг бедер 6 или 7 раз и завязывали бантом на китайский манер. Аксобимэ начали использовать шиньоны, заложив тем самым традицию сложных дамских причесок с применением воска и масла, что раньше было прерогативой исключительно мужчин.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 856;