Декоративно-прикладное искусство. XII–XIII вв. — период расцвета новгородского прикладного искусства
XII–XIII вв. — период расцвета новгородского прикладного искусства. Орнамент, напоминающий плетение из ремней, который характерен для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени, имеет аналогии и в украшении изделий из металла. Новгород и Киев славились искусством перегородчатой эмали — маленькие иконки оклада Евангелия.
На протяжении первой половины XV в. в Москве было создано немало памятников шитья. Вплоть до XVI в. шитье выполнялось в основном гладью. Разноцветные шелка, которые применяли мастерицы, придавали этим произведениям особую красочную насыщенность. Золотые и серебряные нити вводились очень сдержанно, не утяжеляя общей радостной гаммы.
На Руси были развиты: кузнечное дело, производство керамических изделий, ювелирное дело, камнерезное и столярное ремесла.
Костюм
Мужская одежда состояла из рубахи до колен с круглым воротом и свободных, но не слишком широких, прямых штанов с вшитой в шагу ластовицей. Штаны не имели разреза, а на бедрах держались при помощи шнурка — «гашника». Одним из важнейших элементов костюма являлся пояс.
Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и юбки — поневы, состоявшей первоначально из трех полотнищ, прихваченных поясом, позднее полотнища стали сшиваться вместе, образуя единую юбку с разрезом спереди или сбоку. Поневы делались из яркой клетчатой ткани и богато украшались вышивкой и тесьмой. По расцветке поневы можно было определить область, из которой происходила женщина. Из украшений женщины носили браслеты, бусы из цветного стекла, хрусталя и сердолика и ожерелья, включающие всевозможные украшения — подвески.
Верхней одеждой древних русских людей являлся плащ прямоугольной формы, длиной обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти, мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой. Плащ скреплялся на груди застежкой — фибулой. В X в. у представителей высших слоев общества появляются кафтаны.
Одежда изготовлялась изо льна (нижняя и летняя) и шерсти. Шелк встречается как отделочный материал. Рукава рубах подвязывались тесемками. Одежда украшалась яркой вышивкой, которая должна была защищать, все имеющиеся на ней отверстия ворот, рукава, подол — от действия злых сил. Ткани и нитки для вышивки окрашивались при помощи натуральных (растительных и минеральных) красителей.
Головные уборы были самыми разнообразными, из них можно выделить три типа: колпак, шапка и головная повязка. У женщин был девичий головной убор — «краса» — повязка из яркой дорогой ткани, украшенная как можно богаче. Замужние женщины и вдовы всегда покрывали голову платком — «повоем».
Обувь была в основном кожаной, не имела каблуков. Простонародье обувалось в лапти. Обувь надевалась на шерстяные носки, вязаные иглой. Сверху наматывались шерстяные обмотки — онучи, поднимавшиеся на три четверти икры.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 793;