ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Индийское искусство возникло в глубокой древности. Истоки индийской культуры восходят к 3 тыс. до н. э.

Архитектура, скульптура и живопись, неразрывно связанные друг с другом, донесли до нашего времени специфику образного мышления индийского народа. В пору расцвета в Индии были созданы прекрасные и самобытные образцы искусства архитектуры, скульптуры и живописи.

Появление буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов, посвящённых Будде. Основным буддийским сооружением были ступы — мемориальные памятники в честь деяний Будды. Ступа представляет собой грандиозный полусферический земляной холм, облицованный кирпичом или камнем. Ступа завершалась ремекварием (хранилищем). Пластичность особенно ощутима в известной ступе в Санчи (III–I вв. до н. э.). Лаконизм и монументальность формы ступы далеки от геометрически правильной формы пирамид Египта. Представление о красоте мира в Индии связывалось с идеями плодородия земли, округлыми формами её плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведённая в I в. до н. э., имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами в виде девушек, чьи тела отличаются пластичностью, гибкостью и в тоже время пышностью.

Великолепные столбы — стамбхи, увенчаны капителями с изображением львов (лев — один из символов Будды). Наиболее знаменита капитель Сарнатхского стамбха (III в. до н. э.).

Буддийские скальные храмы высекались в глубине скал и объединялись в большие комплексы. Основными сооружениями были храмы — чайтьи. Суровые и величественные их помещения, вытянутые вглубь скалы и разделённые двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой и живописью. Один из самых красивых храмов — чайтья в Карли (I в. до н. э. – I в. н. э.). Особенно интересны в интерьере монолитные капители в виде групп коленопреклонных слонов с наездниками на спинах.

В скульптуре до IV в. н. э. органически слились гармония древнегреческой пластики с чувственностью индийских божеств.

В период II в. до н. э. – XII в. н. э. были созданы самые замечательные росписи пещерных храмов Аджанты, вырубленных в скалах. Это был комплекс храмов и монастырей. Фасады пещер пышно декорированы скульптурой. Начиная VII в., богам Вишну и Шиве посвящалось большинство храмов.

Архитектура средневековой Индии ещё теснее сплетается со скульптурой, сплошь заполняющей стены сооружений. К VII–VIII вв. скульптура стала приобретать ведущее положение. Это особенно заметно в храме Кайласанатха в Элуре, высеченным из целого монолита (параметры вырубленного храма невероятны: 60 м в длину и 30 м в высоту). Отделившись от скалы, он словно вышел из-под земли. Фигуры быков и священных животных опоясывают его ряд за рядом, не оставляя пустых пространств. Выполнены они в смелых ракурсах и в таком высоком рельефе, что стена воспринимается как живая, дышащая масса тел. Внутри храма — грандиозные скульптуры Шивы и его супруги. Столь же гигантским и сверхчеловеческим выглядит и мощный бюст Шивы Махешвара из храма на острове Элефанта.

В VIII в., после завоевания Индии мусульманами, в Дели выстроен минарет Кутб-Минар (ок. 1200–1230 г.) высотой 73 м. Его узорные балконы, сочетание золотистого и красного песчаника придают ему монументальность и пластичность.

В период правления великих Моголов (XVII–XVI вв.) складывается новый стиль индийской архитектуры и искусства. Главным материалом становится белый мрамор, из которого выстроен один из самых известных памятников того времени — мавзолей Тадж-Махал (1632–1650 гг.) в Агре. Просторный купол и четыре минарета, белоснежный мрамор мавзолея придают ему особую стройность и невесомость; красота и изящество Тадж-Махала совершенны, но лишены теплоты, осязаемого трепета форм, свойственного другим памятникам.

Костюм

Жители севера Индии использовали шерстяные ткани и кожаную обувь. Население тропических районов носило минимум одеяний из шелка и легких хлопчатобумажных материй. На территории Индии проживает множество народов, и у каждого свой национальный характер, особое мироощущение, образ жизни и костюм. Но в основе костюма всех этих народов лежит любовь к яркости, контрастности и декоративности.

В индийском костюме существует 2 основных типа: одежда сшитая и несшитая. Несшитая одежда — женское сари и мужское дхоти. К сшитой одежде относятся: шаровары и узкие штаны, рубахи с узкими длинными рукавами верхняя одежда, напоминающая сюртук.

Обязательным дополнением к костюму были украшения: драгоценные цепочки, закрепленные в волосах, носовое кольцо — натх, серьги.

Феномен индийского костюма — в непрерывности культурной традиции, ведущей свое начало с 3 тыс. до н. э. С тех пор, творчески перерабатывая новые идее и образы, в основе своей костюм остается почти неизменным.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 885;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.