Готика Италии
Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики, XIV–XV вв.) поражает своим великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада со стрельчатыми арками. Сплошная открытая лоджия с тонкими колоннами образует изящный и лёгкий второй этаж.
Скульптура.С готическим зодчеством неразрывно связано искусство пластики, которой принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Особенно богато украшался готический собор. В храме наиболее развёрнута в зримых формах религиозная история человечества. Тимпаны, арки порталов, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, плодов; шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Готическая скульптура включается в архитектурную конструкцию. Фигуры удлинённых пропорций вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурный ансамбль.
В готике стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль круглой пластики. В поставленных на отдельные постаменты статуях живые формы и жесты придают фигурам динамичность. Складки одежды на скульптурах к этому периоду приобретают естественную тяжесть, порождая своей драпировкой богатую игру света и тени. Сквозь тонкую одежду часто просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать. Появляются скульптурные группы, объединённые сюжетом. Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, отличающихся высоким эстетическим пафосом.
В Германии скульптура была менее развита, более тяжеловесна в своих формах, чем французская; она захватывает силой драматических образов. В германской готике рано появляются конные изображения. «Бамбергский всадник» — воплощение мужества и рыцарской энергии. Важную роль немецкая готика сыграла в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда в Наумбургском соборе (середина XIII в.) дан образ грубого, властного рыцаря с надменным лицом. Его супругу Уту (статуя маркграфини) отличают хрупкость и лиричность, неповторима индивидуальная выразительность как бы внезапно запечатлённых движений.
Живопись.Особую роль в декоре интерьеров готического собора играло его цветосветовое решение. Свет из больших окон, ажурность стен, обилие позолоты лишали пространство тяжеловесности. Этому способствовали и красочные витражи, их композиции воспроизводили исторические события, сказания, религиозные и бытовые сюжеты, представляя своеобразную энциклопедию средневековой жизни.
В XIII–XIV вв. высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство книги. В иллюстрации встречались многофигурные композиции религиозного содержания и реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображения птиц, зверей, бабочек, бытовых сценок. В XIII–XIV вв. ведущее место во французской миниатюре принадлежало Парижской школе. Книге придавалась декоративная нарядность с помощью изысканных виньеток, причудливых рамок, витиеватого шрифта. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв на живопись.
Готическое искусство — важное звено в развитии культуры; произведения готики обладают неповторимым эстетическим обаянием, искусство этого периода породило новое понимание синтеза искусств и подготовило переход к эпохе Возрождения.
Костюм
Романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроеная по частям одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к фигуре обладателя.
К традиционной одежде принадлежал плащ, сшитый из суконной ткани, и подшитый материей другого цвета либо мехом.
Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй, покрытыми очень сложным орнаментом. Они имели свое символическое значение. Так, грусть подчёркивалась покрывалом, глубоко натянутым на лицо.
Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки. Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.
В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата. Нижняя одежда женщин в поздней готике ещё более сложно выкроена и ещё больше прилегала к телу. Пояс завязывали высоко, платья шили с глубоким вырез в виде буквы «V» и шлейфами. Проповедники обличали эту одежду как грешную, непристойную.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1479;