РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
Ведущим видом романского искусства была архитектура; её развитие было связано с монументальным строительством в пору расцвета феодальных государств.
Архитектура.Сочетая классические и «варварские» элементы, монументальная архитектура Западной Европы подготовила образование романского стиля. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием сильного влияния местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Сосредоточием жизни в раннем средневековье были замки феодалов, церкви и монастыри.
В основе планировки замков лежал практический расчёт. Замок, служивший защитой населению во время осады, строился с подъёмным мостом, окружался рвом, монолитными каменными стенами, завершёнными башнями, зубцами и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырёхугольная башня в несколько этажей (донжон) — убежище феодала. Вокруг был обширный двор с жилыми и служебными постройками. Аналогично строились впоследствии монастырские комплексы, представляющие собой целые города-крепости.
В романской архитектуре применяются традиционные римские формы: полуциркульные арки, столбы, колонны. Пропорции и формы капителей самых различных колонн (романские колонны не входили в систему греческих или римских ордеров) — очень разнообразны: их декор не имеет аналогий в истории архитектуры. Объём романского собора (фасада и интерьера) суров, прост и ясен.
Памятники романского стиля рассеяны по всей Европе, но больше всего их во Франции. В архитектуре французских соборов ярко выражены черты романского стиля. Аббатство Мон Сен-Мишель д`Эгиль во Франции больше других сохранило свой первоначальный облик. Композиционным центром монастыря обычно был храм, план которого представлял собой латинский крест, образуемый пересечением продольных залов (нефов) поперечными трансептами. Место пересечения продольного нефа и трансепта (средокрестие) образовывало средоточие храма, увенчанного высокой башней. Вход, как правило, решался в виде массивного монументального портала с врезанными в толщу стен полуциркульными арками. Также известна церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI–XII вв.). Классическим образцом собора сложного типа является грандиозная пятинефная монастырская церковь аббатства в Клюни, разрушенная в начале XIV в., она стала образцом для многих храмовых построек Европы, хотя архитектурные школы других государств имели свои традиционные черты.
В Германии большие соборы были возведены в могущественных имперских городах на Рейне; эти соборы отличаются громадной массой объёмов, обилием тяжёлых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171–1243 гг.), построенном из жёлто-серого песчаника, формы более монолитны, чем в соборах Франции.
В итальянской архитектуре романского периода не было стилистического единства, что обусловлено раздробленностью Италии. В архитектуре Тоскании античная традиция проявилась в гармоничной ясности форм, в нарядности облика величественного ансамбля в Пизе. В него входит Пизанский собор (1063–1118 гг.), баптистерий, наклонная колокольня (компанила, начатая в 1174 г. и достроенная в XIII–XIV вв.) и кладбище Кампано-Санто.
Скульптура.В это время круглая скульптура была отвергнута церковью. В романском искусстве большое распространение получает монументальная скульптура, особенно рельеф. Важнейшим в романской пластике было увеличение роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальных декорациях на религиозные сюжеты.
Скульптура в романском искусстве была подчинена архитектурным формам и ритмам и использовалась, в основном, для оформления фасадов собора. В рельефе появились композиции человеческих фигур с искажёнными формами и пропорциями, с напряжённым ритмом движений — Капитель в виде пары — Адама и Евы — венчает колонну в соборе Клюни во Франции. С развитием искусства скульптуры в романский период в соборную тематику проникли не только образы выдающихся деятелей, но и простого люда, появились персонажи из древней истории и образы народной фантазии — химеры-демоны (полузвериные, получеловеческие маски). Пластика вбирала в себя черты народной веры, проникаясь реализмом.
Для Франции характерна монументальная скульптура из камня, украшающая стены фасадов, для Германии — крупная и мелкая пластика. Бронзой и деревом декорировался интерьер храма.
Живопись.Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре. Убранство интерьера романского храма обязательно содержало в себе искусство фрески. Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекол, соединённых свинцовым каркасом) в бронзовых, мраморных или деревянных рамах, которые заполняли оконные проёмы и получили особо широкое развитие в эпоху готики. Сюжетами витражей служили изображения из священной истории.
Шпалеры и вышитые ковры, по рисункам которых тоже можно проследить историю развития живописи, играли не только утилитарную, но декоративную роль.
Большим разнообразием отмечена романская миниатюра — иллюстрируется Евангелия, библия, хроники.
Костюм
Мужской костюм.В романский период нижняя одежда мужчин состояла из двух туник, носившихся одновременно. В романской моде появляются некогда «варварские» штаны. Штаны имели вид длинных, до щиколоток, узких, но не облегающих штанов, состоящих из двух несшитых половинок. Верхней одеждой мужчин сначала был плащ – короткий, полукруглый, застегивающийся на правом плече. Простые люди носили пенулу-плащ с капюшоном. Головными уборами были капюшоны, летом — соломенная шляпа.
Для костюма использовали льняные, шерстяные, восточные и византийские шелковые ткани, мех, кожу.
На ноги надевали короткие кожаные полусапоги без застежек. Появляются мягкие башмаки на мягкой подошве. Шились они из тканей или цветной кожи, иногда украшали вышивкой.
Женский костюм.Женщины носили одновременно две туники: нижняя — длинная и широкая, с узкими длинными рукавами, верхняя — более короткая с короткими широкими рукавами или без них. По горловине, низу одеяния и рукавов располагалась украшенная вышивкой и цветной тканью кайма. В X в. в костюме появляется узкий короткий жилет, отделанный по краям вышивкой и галуном. На бедрах располагался пояс, украшенный металлическими пластинками. Концы пояса завязывались спереди, он свисал почти до пола. Верхней одеждой был плащ-мантия — длинный, полукруглый, яркий, на тканевой или меховой подкладке (горностай, бобер).
Использовали гладкокрашеные льняные, шерстяные, шелковые ткани.
Головным убором служил круглый (обычно белый) платок с отверстием для лица. Плечи и голова женщины полностью закрывались платком. Сверху платок закреплялся обручем. На руки женщины надевали кольца. Косметика была запрещена церковью.
Женщины носили обувь из цветной кожи в виде закрытых туфель на мягкой подошве без каблуков. Обувь по форме и материалу была сходна с мужской.
Во все времена и эпохи в костюме существовали возрастные отличия. Пожилые люди не носили коротких и узких одежд.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1259;