ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Первый подъём византийского искусства приходится на VI в., время правления Юстиниана I, когда главным художественным центром стал город Константинополь.
Архитектура.Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, построенных в характерных для Византии продольно-базиликальных и крестово-купольных конструкциях. Современный тип центрического храма — церковь Сан-Витале в Равенне (530–548 гг.). Цветной мрамор и мозаики покрывают стены и своды церкви.
В V–VI вв. появился также новый тип храма — купольная базилика (требуемый для ритуала богослужения), получивший воплощение в грандиозном храме св. Софии в Константинополе (532–537 гг.). Зодчие Анфимий и Тралл и Исидор из Милета использовали опыт Пантеона и базилики Максенция, однако в образе храма раскрывается представление о необходимости мироздания. Главное в храме — цельное, лёгкое, свободное внутреннее пространство. Стройная система, и логичная ясность конструкций характеризуют сложный внутренний объём здания. В основу храма св. Софии положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Средняя часть центральной нефы перекрыта грандиозным куполом (диаметром 31,3 м), длина храма — 77 м. Опорные столбы сливаются со стенами. Два этажа колонн и верхние окна представляют собой ажурную преграду. Красочно убранство интерьера — стены покрыты сизо-зелёным и розовым мрамором с волнообразным рисунком и богатой резьбой; в декорировании сводов и куполов использована мозаика; малахитовые и порфировые колонны образуют аркаду.
Вне пределов империи византийское искусство оставило свои великолепные памятники, в частности в Италии. Со временем в северных центрах Италии выработались свои, отличные от Византии, формы искусства. Наибольшее значение имело построенное в XI в. здание пятикупольного собора св. Марка в Венеции.
Скульптура.Скульптура Византии развивалась мало и только в пределах мелких декоративных рельефов из кости, хотя античные статуи продолжали украшать улицы Константинополя.
Живопись.Излюбленной техникой стенной живописи в Византии стала мозаика. Наряду с цветными камнями мастера мозаики употребляли смальту (кубики из окрашенных стеклянных сплавов), отличающуюся глубиной и звучностью тона. Золотые изображения на синих и пурпурных фонах способствовали впечатлению мерцающей среды.
Интересны византийские росписи на сюжеты из жизни Христа и из светской жизни, редкий образец которой представляют две большие мозаики на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546–548 гг.) — одна изображает императора Юстиниана со свитой, другая его жену, императрицу Феодору с приближёнными.
Классическим произведением византийской живописи конца XI в. являются мозаики храма монастыря в Дафнии, близ Аджи. Ансамбль отличается мастерством, разнообразностью деталей и ясностью композиции. Мастер, исполняя их, свободно владел формой, искусно вписывал композиции на отведённые им архитектурные плоскости. Особое место занимает в этом ансамбле, посвящённом Христу и Богоматери, монументальное изображение Пантократора (Вседержителя), наделённого огромной эмоциональной и нравственной силой.
В XII в. развивается станковая икона. К концу XII в. главные темы — «страсти Христовы», тема ада.
Историческое значение византийского искусства не исчерпывается сохранением живых традиций античной художественной культуры. Новые решения, найденные византийскими мастерами, придавали сооружениям своеобразную красоту в виртуозно разработанных линиях, форме, цветовой гармонии.
Костюм
Основой для византийской одежды послужила римская туника-далматика: длинная прямая рубаха с рукавами, имеющими прямую пройму и сужающимися к запястью. Было несколько вариантов и названий подобной одежды, как в мужском, так и женском костюме.
Дивитисий — далматика с широкими рукавами из самых великолепных тканей. Сверху полагался плащ: хламида или, в более торжественных случаях, лорум. Лорум — длинный шарф или перевязь, сложно уложенная по фигуре поверх дивисия.
Коловий — туника-долматика с короткими, не доходящими до локтей рукавами либо без них. Украшался драгоценными камнями, жемчугом и каймой.
Иматий — простая одежда в виде легкой туники прямого покроя, без талии, с рукавами. Длина и цвет зависели от назначения. Он являлся повседневным домашним платьем, но мог быть парадным.
В Византии мужчины начали надевать узкие штаны, напоминающие чулки. Их носили на поясе с повязками поверх нижней туники.
Непременной деталью женского туалета стало покрывало, спускавшееся с головы на плечи и порой почти скрывавшее лицо. Обнажить голову, сбросив покрывало на плечи, считалось верхом неприличия. В женском костюме сохранились туника, стола, пенула.
Ношение украшений осуждалось Церковью. Мех числился среди предметов особой роскоши. Частью императорского облачения были перчатки из соболя. Знатные дамы зимой носили меховые накидки, одежду, подбитую мехом. Простонародье носило искусно выделанные плащи из овчины и заячьи шапки.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1291;