Искусство Римской республики
(V в. до н. э. – 27 г. до н. э.)
Республиканский Рим, представлявший собой сильную военно-политическую машину, стремился не к созерцательному познанию, а к практическому обладанию миром. В своем развитии по восходящей линии, достигшем апогея с завоеванием Апеннинского полуострова и с началом римской экспансии Средиземноморье, он не только не предоставляет места эстетическому опыту в системе ценностей своей культуры, но намеренно и упорно не хочет его признавать. Только архитектура имеет право на признание — и то главным образом как средство, пригодное для использования в целях управления общественными делами, и как военная инженерия, необходимая для ведения войн.
Архитектура.В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры: инженерные сооружения, ансамбли площадей, дороги, мощные мосты и акведуки, здания терм, храмов, аркады. У греков римлянами была заимствована ордерная система, создавались новые типы жилых домов — особняки патрициев, одноэтажные дома и инсулы, многоэтажные дома для плебеев. Сооружения времён республики строились из камня, известняка, туфа, мрамора. Появился бетон — раствор из извести, песка, каменного щебня. Применяется арматура. Развивается теория архитектуры. В I в. до н. э. создан трактат, в котором были прописаны основные требования к архитектуре: польза, прочность, красота.
У греков римляне переняли орденскую систему. Пять римских ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский, композитный (сложный). Тосканский ордер самый простой, похож на дорический, но у него более крупные пропорции, нет канелюр. Применялся для небольших построек. Композитный ордер использовался для сложных сооружений. Декорирование фасадов зданий — лестница из ордеров: 1) дорический или тосканский; 2) ионический; 3) дорический или композитный.
Форумы — площади Древнего Рима. Берут своё начало с первой центральной площади Рима, имевшей назначение для торговли. Форум Романум (Римский) был построен ко II в. до н. э. В I в. до н. э. его перестроили в форум Цезаря с храмом покровительницы рода Юлиев — Венеры, представлял собой сильно вытянутый двор (125×43 м), окаймленный колоннадами портиков. Храм был в глубине форума. За колоннадами портика на склоне холма располагались торговые лавки.
Храмы. Римские зодчие многое восприняли от греческой и этрусской архитектуры. Особенно убеждают в этом сохранившиеся республиканские храмы. Они сильно вытянуты в плане и имеют вход лишь с одной стороны. К глубоким портикам ведет широкая лестница. Колоннада обычно поднята на высоком подиуме, и храм поэтому кажется уподобленным скульптурному монументу на постаменте. Круглые храмы отличаются от греческих тем, что они не имеют ступеней по всему периметру подиума, и лестница сделана лишь у входа.
Образцом прямоугольных храмов республики является храм «Фортуна Вирилис» (I в. до н. э.) на Бычьем форуме. Этот храм — типичный римский псевдопериптер (храм, к боковым стенам которого приставлены полуколонны, создающие впечатление окружающей его колоннады), поднятый на подиум, с лестницей, ведущей к входу. Глубокий портик подчеркивает его фасад. Хотя ордер его ионический, общий облик сооружения строгий. Храм имеет сдержанные рельефные украшения и не перегружен ими. Рельефы, исполненные не из мрамора, а из туфа и травертина, довольно плоские. Строгость форм характеризует эту выразительную республиканскую постройку, почти не искаженную в позднейшие времена.
Круглый храм Сивиллы (Весты) в Тиволи (I в. до н. э.), под Римом, окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива — бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жесткостью рисунка, колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Храм Сивиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже.
Капитолийский холм имеет две вершины. На левой вершине был расположен в древние времена храм Юпитера. Первоначальное здание храма, начатое Тарквинием Гордым, было закончено лишь в первые годы республики. Этот храм стоял на высоком фундаменте и имел форму почти правильного четырехугольника. Перед фасадом шло три ряда колонн, вдоль боковых стен — по одному, а задняя сторона представляла собой голую стену. Здание было очень низким, колонны с большим диаметром расставлены далеко друг от друга. Внутреннее пространство разделялось на три отдельных святилища. Среднее было посвящено Юпитеру. Здесь находились статуя бога, который был представлен сидящим с молнией в руках; сделана она была из терракоты, выкрашенной киноварью; на Юпитере была тога, корона и скипетр в руке. Направо было святилище Юноны, налево — Минервы. Крыша была поката на две стороны и обита листами золоченой меди. Над фронтоном возвышалась колесница, запряженная четверней; сделана она была из терракоты, тоже позолоченной; впоследствии ее заменила бронзовая колесница. Порог храма был медный.
Римские жилые дома. Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей — италийского города, погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки — таверны. Интересны помпейские дома — домусы. Домус представлял собой прямоугольное сооружение, вытянутое вдоль двора, а на улицу выходившее глухой торцевой стеной. Главным помещением в доме был атриум. В центре его крыши было отверстие, под которым помещался бассейн для сбора воды. Атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме хранились самые важные для римлян вещи: сундук с семейными ценностями, стол, напоминающий жертвенник, шкаф с восковыми масками предков и изображениями добрых духов-покровителей.
Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков км.
Инженерные сооружения. Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады — ряд арок, опирающийся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, а также в акведуках — многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Старый акведук Марция (144 г. до н. э.), обходивший возвышенности и овраги, имел длину 98 км, высоту 8 м. Акведук Клавдия (272 г. до н. э.), достигавший высоты 27 м, благодаря многим мостам и тоннелям был короче на 30 км.
Особую прелесть римского города составляли фонтаны и водоемы. Это были, как правило, квадратные бассейны. Но сам источник отделывался весьма искусно: вода текла из раскрытой пасти животного или опрокинутого сосуда.
Великолепны римские мосты II–I вв. до н. э.— мост Фабриция, Гарский мост. Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью. Он зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами. Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность.
Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.
Зрелищные сооружения. Появляются новые типы зданий амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания колесниц.
Термы — сложный комплекс банных помещений. Термы включали в себя библиотеки, места для игр, сады для прогулок, гимнастические залы. Эти банные комплексы были огромных размеров, в них одновременно могли мыться до 2000 человек. В период республики построены термы Диоклетиана.
Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни интенсивную достройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог — Аппиевая дорога (VI–III вв. до н. э.), опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции.
Скульптура.Искусство времени республики известно по довольно значительному числу скульптур, главным образом, портретов, стенной живописи Помпей и Геркуланума II–I вв. до н. э. Мастера I в. до н. э. точно следовали натуре в работе над скульптурным портретом, сохраняя даже мелкие индивидуальные подробности. Больше до нашего времени дошло портретов мужчин. От скульптурных памятников времени республики сохранились портретные бюсты и статуи, изображения умерших на надгробиях, рельефы, украшавшие алтари и гробницы. Черты римского художественного мировоззрения особенно ярко и полно выразились в скульптуре погребального характера, в произведениях, связанных с верой в загробную жизнь и с почитанием предков, в надгробных рельефах — портрет надгробия старика. Портретные бюсты хранись в доме, чем больше скульптур, тем древнее род.
Живопись. Живопись древнего Рима делится на четыре стиля: первый и второй помпейский, живопись правления Августа, живопись времен Юлиев–Флавиев и Клавдиев, но в эпоху Республики сформировалось только два стиля:
1. Инкрустация (II в. до н. э. – I в. до н. э.) — роспись стен под цветной мрамор; отдельные элементы делались объемными.
2. Декоративный (70 г. до н. э. – 20 г. н. э); архитектурно-перспективный: стены гладкие, средствами живописи достигались декоративные детали.
Влияние греческого искусства сказалось в живописи. Завоёвывая греческий город, римляне, наряду с рабами, в огромном количестве вывозили статуи и картины. Так называемый «декоративный стиль», ране всего открытый в Помпеях, был заимствован из греческих городов, но римляне по-своему переработали его и создали свои характерные приёмы. Стена декорируется архитектурными деталями: колоннами, пилястрами, нишами — всё это изображено живописными средствами. Это иногда — тематические картины — «Альдобрандинская свадьба» (I в. до н. э.), иногда — перспективное продолжение пространства (галереи, дворики). Памятниками таких росписей являются вилла Мистерий близ Помпей и вилла Фания Синистра.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 985;