Искусство Римской империи
(27 г. до н. э. – 475 г. н. э.)
Имперское искусство отлично от республиканского. Оно служило укреплению императорской власти, идее божественности императора, прославляло его ум, щедрость и силу. Продолжают своё развитие архитектура и строительство.
Архитектура.Появляются новые виды конструкций, окончательно вошёл в пользование бетон, его применяют вкупе с камнем и кирпичом. Сложные сооружения из кирпича и бетона облицовывались снаружи травертином или мрамором. В Риме времени империи строятся форумы, базилики, театры, амфитеатры, стадионы, термы, дворцы, жилые дома, храмы, вилы, городские трущобы, военно-оружейные сооружения, монументальные гробницы, мавзолеи, кладбища, дороги, мосты, акведуки, триумфальные арки. Архитектура I–II вв. до н. э. отличалась простотой композиционных решений. Широко распространены композитный и коринфский ордера.
Императорские форумы в Риме. Форум — рыночная площадь, где проходили главные события города. К площади вело множество дорог со всей Европы. В центре форума находилась конная статуя императора, которому посвящен форум. Последовательно были возведены 5 имперских форумов: Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Все форумы объединены в композицию, каждый форум строго симметричен.
Форум Цезаря относится к Римской республике. У входа на форум в память победы римлян в Иудейской войне была воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э.).
Форум Августа включает в себя храм Марса Ультора (Мстителя), 2 ниши со статуями, 2 триумфальные арки. В центре позднее была поставлена конная статуя Августа. Размер форума 125×118 м.
Форум Нервы расположен недалеко от форума Августа, включает в себя храм бога плодородия, храм Геркулеса (покровитель торговцев), театр Марцелла.
Форум Веспасиана (форум Мира). Размер форума 115×125 м. В нем располагалось 2 библиотеки, коринфские колоннады, в центре — сад со скульптурой.
Форум Траяна был построен архитектором Аполладором Домасским. Размер форума 300×185 м. Форум содержал входную триумфальную арку Траяна, храм Траяна, в центре — конная статуя Траяна (104 г. н. э., h=38 м). На пьедестале статуи расположено свыше 2500 скульптур.
Храм Венеры и Ромы построен при императоре Адриане в 121–135 гг. В нишах находятся статуи Венеры и Ромы. У храма двускатное перекрытие и полиптер коринфского ордена (166 м).
Пантеон в Риме. При императоре Адриане было создано самое грандиозное купольное сооружение Древнего мира — Пантеон («храм всех богов»), который и поныне стоит в центре Рима. Архитектором Пантеона был Апалладор Домасский. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен глубокий портик. Некогда в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе покоится купол. Купол имеет пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений), вверху же заканчивается проемом. Купол весит 36 тонн. Сейчас Пантеон — место захоронения самых известных людей Италии.
Комплекс в Баальбеке. При императорской династии Антониов наблюдался расцвет искусств в римских провинциях. Замечателен храмовый комплекс в Баальбеке (Ливан), отличавшийся восточной пышностью. Главный храм находился в глубине квадратной площади, обнесенной колоннадой. К площади вели великолепные пропилеи (парадные ворота) с портиком и расположенным за ним шестиугольным двором, огражденным колоннадой и стенами. Большой и малый круглые храмы, находившиеся вне площади, стояли на высоком цоколе и отличались весомостью ордера, частой расстановкой колонн и богатством декоративных деталей. Большой храм был построен в честь Юпитера.
Зрелищные сооружения. Среди театров представляет значительный интерес театр Марцелла — единственный сохранившийся в Риме античный театр. Архитектурно-конструктивная система театра использовалась во всех римских театрах. Стоит на искусственном возвышении. Театр был диаметром 130 м (длина сцены 90 м), вмещал в себя 11 тыс. человек. В I в. до н. э. были построены: театр Полепи — первый камерный театр в Риме, театр Одеон, театр Оранже.
В 70–80-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей. Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал 56 тыс. зрителей, наблюдавших здесь бои гладиаторов и всевозможные пантомимы. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Под сценой располагался целый город: двигающиеся арены, коридоры, лестницы. В Колизеи расположено 80 входов и выходов, поэтому амфитеатр заполнялся и освобождался мгновенно. Целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э.
Термы (бани) периода Римской империи были больше и роскошнее, чем Римской республики. Посещать термы было любимым занятием римского народа, жаждавшего «хлеба и зрелищ». По всей империи было разбросано великое множество бань — частные и государственные, мужские и женские (или общие), простые и настоящие шедевры античной архитектуры. Термы Каракаллы занимали огромную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды. Они представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводами различных конструкций. Стены и своды терм были отделаны золотом, драгоценными камнями и мозаикой. Даже их руины поражают глаз своим величием.
Триумфальные арки сформировались при императоре Августе. Сначала они возводились в честь побед, затем по различным торжествам или в честь кого-нибудь. Арка состоит из трех частей: цоколя (постамента), триумфальной части (колоны), аттика с девизом (верхняя перекладина). Сохранилось 125 однопролетных и трехпролетных арок. Декор арок сильно развивался: сначала скромно оформлены, потом сильно декорированы. Самые известные триумфальные арки: трехпролетная арка Константина (314 г. н. э.) и однопролетная арка Траяна (114–115 гг. н. э.). Арка Константина гармонична и красива в своих пропорциях. Рельефы, скульптуры и части антаблемента арки — из старых монументов II–III вв. н. э. Ширина её — 25,7 м, высота — ок. 22 м. Арка Траяна слишком перегружена украшениями. Бесчисленные рельефы заполняют плоскости ее устоев. Порядок размещения рельефов не случайный: расположенные на стороне, обращенной к городу, прославляют внутреннюю административную деятельность Траяна: рельефы другой стороны посвящены внешней политике императора. Почти одновременно с аркой Константина была построена базилика Максенция-Константина.
Триумфальные колонны. Колонны больше становятся украшением, а не опорой. Известные триумфальные колонны — колонна Траяна, колонна Марка Аврелия.
Римские мавзолеи поражают огромными размерами. Мавзолей Августа строился больше 30 лет. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска — в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой.
Инженерные сооружения. От времени Траяна сохранились мосты и акведуки в провинциях — в Испании и Галлии. На Пиренейском полуострове в Сеговии возвышается акведук, достигающий высоты 30 м. Сооруженный из насухо уложенных квадратов гранита, он производит сильное впечатление. Около португальской границы Испании в суровой гористой местности стоит мост, выстроенный архитектором Гаем Лацером, через реку Тахо — Мост «Алькантара».
Скульптура.Развитие скульптурного портрета в Римской империи делится на следующие этапы: период правления Августа, период правления Клавдия-Нерона и Флавиев, период Траяна и Адриана, период III в. н. э.
Скульптура периода правления Августа (I в. до н. э.). Для скульптуры этого этапа характерны: спокойные, эффектные позы, аллегория, подражание скульпторам Древней Греции. К мастерам I в. до н. э. принадлежат Паситель, Стефанос, Менелай.
Чаще исполняются портреты женщин. Характерным памятником является изображение жены Августа Ливии с сохранившимися следами полихромии, в частности красочных зрачков. Как на лице Ливии, так и в портретах других римлянок редко изображаются переживания, выражение глубокого покоя заставляет воспринимать их светлыми и безмятежными.
Получают распространение портреты детей.
Скульпторы в эти годы часто создают портреты Августа, изображая его в различных позах: как бога, жреца, полководца — Статуя Августа из виллы Ливии у Прима Порта, Статуя Августа из Кум.
Скульптура периода правления Клавдия-Нерона и Флавиев (вторая половина I в. н. э.). Помпезный стиль проникает во все виды искусства. Излюбленными становятся статуи с эффектными позами. Воздвигаются колоссы из драгоценных металлов. Нередко покрывают золотом мраморные изваяния. По-новому изображается лицо: дробная трактовка, четкая пышная прическа. В скульптуре чувствуется влияние эллинизма. Создавалось много скульптурных портретов — Портрет Нерона, Портрет римлянки.
Скульптура периода правления Траяна и Адриана (II в. н. э.). Резкость и жесткость скульптурных форм, официальность, присущие изваяниям времени Траяна, проявляются в портретах и рельефах колонн — Портрет Траяна. В скульптуре времени Адриана заметно подражание древним греческим памятникам. После правления Августа — это вторая волна классицизма в римском искусстве. Интерес к эллинской пластике. Внимание скульпторов времени Адриана обращалось не на эмоциональную сущность эллинских образов, а на логическую правильность композиций, на спокойную гармоничность форм, согласованность объемов. В изображениях фаворита Адриана — юноши Антиноя, обожествленного после таинственной гибели в Египте, где он будто бы пожертвовал жизнью для спасения императора, заметно подражание Праксителю.
Скульптура периода III в. н. э. III в. н. э. — кризис Римской империи. Развивается портрет, на лицах изображают грусть, трагизм — портрет Каракаллы. Выразительность портретов первой половины III в. н. э. усиливается во многом благодаря лаконизму, избавлению характеристик образов от мелочей и деталей. Женские портреты не менее остры по своим характеристикам, чем мужские. К этому периоду относится единственная сохранившаяся конная статуя — конная статуя Марка Аврелия.
Живопись. Во время Римской империи развивается живопись «третьего стиля» (15 г. до н. э. – 50 г. н. э.) и «четвёртого стиля» (50–79 гг. н. э.).
«Третий стиль» возник в зрелые годы правления Августа, его отличает спокойствие, плоскостность. Сюжеты простые, изображают — сады, натюрморты, декоративные орнаменты. Излюбленная тема — греческие мифы — «Персей и Андромеда», «Наказание Амура».
«Четвертый стиль» — соединение второго и третьего стилей. Применялся в росписях театральных декораций. Известны росписи Золотого дома императора Нерона, дома Веттиев в Помпеи, на вилле Мистерий (изображения в честь Вакха — Диониса), в Герлануме и Стабиях.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2266;