Эллинизм
(с конца IV в. до н. э.)
После победоносных завоеваний Александра Македонского, а затем его гибели, созданная им громадная держава стала распадаться. Возникли деспотические монархии — период их развития получил название эллинизма. На первые места выдвинулись большие эллинистические государства — Египет, сирийское царство Селевкидов, Пергам, Родос и др.
В искусстве древней Греции этого периода больше всего сохранилась связь с классическими традициями. Среди произведений монументальной скульптуры — один из самых замечательных памятников эпохи «Ника Самофракийская» (190 г. до н. э.). Воздвигнут в честь морской победы на острове Самофракия. За влажными одеждами богини ощущается сильное, прекрасное тело с могучими мраморными крыльями, устремлённое на встречу ветру и волнам.
Самая близкая к традициям высокой классики статуя Венеры Милосской (120 г. до н. э.) приписывается скульптору Александру или Агесандру. Возвышенная красота Венеры Милосской обладает огромной силой эстетического воздействия свободной гармоничной личности. В области скульптурного портрета интересен портрет неизвестного философа, так называемого Сенеки.
Александрийское искусство.В искусстве Египта эллинистической эпохи со столицей в Александрии также нашли продолжение традиции высокой классики: статуя Афродиты Киренской — аллегорическая скульптура реки Нил, различные камеи — камея Гонзага с портретами Птолемея и Арсинои, III в. до н. э. Появился бытовой жанр в пластике — «Мальчик с гусем».
Александрийский (Фаросский) маяк. B III в. до н. э. был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Это был первый в мире маяк. Простоял он 1500 лет. Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии. Фаросский маяк состоял из 3-х мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса Спасителя. Общая высота маяка составляла 117 м. С кораблей можно было видеть этот маяк на расстоянии до 50 км. В XIV в. маяк был уничтожен землетрясением.
Пергамское искусство.В Малой Азии выделялось Пергамское царство, где в его столице Пергаме был возведён огромный Алтарь Зевса. Цоколь алтаря был опоясан лентой скульптурного фриза (длиной 120 м, h=2,3 м). На всём его протяжении изображены сказания о борьбе богов с гигантами. Пафос ожесточённой битвы пронизывает всю динамичную композицию.
Родосская школа.Искусство Родоса, острова в Эгейском море, даёт образцы поздней эллинистической пластики — скульптурная группа «Фарнезийский бык». Самое прославленное произведение этой школы — группа «Лаокоон с сыновьями», скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора (40 г. до н. э.).
Произведения античного искусства Древней Греции — живые образы, шедевры человеческого творчества, дошедшие до настоящего времени, являются и поныне образцами самого высокого уровня в мировом искусстве.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 719;